2018-9-24 18:46 |
Президента Молдавии Игоря Додона — самого пророссийского политика в руководстве страны — Конституционный суд уже в четвертый раз временно лишает президентских полномочий, отстраняя от должности. На сей раз Додон не пожелал утвердить Сильвию Раду министром здравоохранения, труда и социальной защиты, а Николая Чубука — министром сельского хозяйства и регионального развития.
Обе кандидатуры выдвинуты демократической партией. Потом глава государства вновь, как и прежде, вернется к исполнению своих обязанностей, но не ранее, чем отвергнутые им соискатели министерских портфелей станут обладателями оных. Право подписывать соответствующие указы вместо забаненного судом Додона получает председатель парламента Андриан Канду.
Во всех трех предыдущих случая разыгрывалась аналогичная комбинация, а впервые схема временного замораживания полномочий Додона была применена в октябре 2017 году, когда президент отказался утвердить министром обороны Евгения Стурзу, предложив собственного кандидата. Дело в том, что по закону президент может отклонить предложенного парламентом кандидата на ту или иную должность только единожды, а в этом случае он прибегал к этой процедуре трижды. В результате правительство обратилось в Конституционный суд, чтобы тот подсказал, что делать, если глава государства вроде бы как превышает свои полномочия.
Высший судебный орган страны (больше половины судей — граждане Румыни и Молдавии одновременно), не долго думая, постановил, что Додон "находится в состоянии временной неспособности исполнять свои обязанности", и разрешил делегировать его полномочия председателю парламента или премьер-министру. В ответ президент призвал граждан выйти на улицы и потребовать досрочного роспуска парламента. Но его призыву последовали всего несколько сотен тысяч человек.
Молдавия — парламентская республика, а, соответственно, полномочия законодательного органа гораздо шире полномочий президента. Хотя Додон был избран в жесткой конкурентной борьбе при общем противодействии конфликтующих между собой парламентских партий, его избиратели не склонны прибегать к экстренным мерам для защиты института президентской власти. Во-первых, потому, что вопрос о назначении министров не кажется им сколько-нибудь значимым и имеющим непосредственное отношение к структурам повседневности. Если бы речь шла о введении визового режима с Россией или вступлении страны в НАТО, это могло бы стать причиной массовых выступлений.
Во-вторых, обывателю вообще не очень понятно, что происходит на верхних этажах. Ситуация представляется комической, поскольку в логику обычного гражданина плохо укладывается данный правовой казус — как можно признать человека, находящегося в здравом уме и твердой памяти, чье душевное и физическое здоровье никто не оспаривал, "находящимся в состоянии временной неспособности исполнять свои обязанности". Повторяясь, эта история становится все более нелепой, а значит, теряет весь свой драматизм.
Додон, не сумевший мобилизовать своих сторонников дать отпор своим противникам, не изыскавший каких-то иных способов борьбы, уже кажется фигурой совсем слабой, хотя во время предвыборной кампании он представлялся публике жестким и очень решительным политиком, способным изменить ход событий в стране. Нет, конечно же, молдавский лидер не сидел, сложа руки. Еще до момента первого отстранения от должности он пытался инициировать консультативный референдум о расширении полномочий президента и по некоторым другим вопросам. Но тот же Конституционный суд объявил проведение такого референдума незаконным.
Сам Додон неоднократно заявлял, что "правящий режим блокирует все его инцииативы". Это действительно так, если вспомнить, с какой многообещающей программой он, будучи главой Социалистической партии, шел на выборы. Среди его приоритетов были стратегическое сотрудничество между Кишиневом и Москвой и разрыв договора об ассоциации с ЕС. Одержав победу, политик распорядился снять с президентской резиденции флаги ЕС и отправил в отставку сторонника вступления в НАТО и объединения с Румынией министра обороны Анатолия Шалару. Но этими двумя шагами его триумфальное вхождение во власть оказалось полностью исчерпано. Дальше начались уже описанные процедуры временной конфискации полномочий.
В этом году в Молдавии должны пройти парламентские выборы, итоги которых предсказать несложно. Социалистическая партия Додона имеет шансы на победу, поскольку так называемый европейский выбор страны обернулся на деле нищетой и коррупцией. Репутация проевропейской коалиции, управляющей страной, стремится к нулевой отметке. После вывода из банковского сектора страны миллиарда долларов, который не могут найти до сих пор, именно членов этой коалиции обвиняют в причастности к этой афере. Являющийся ее неформальным лидером и самым влиятельным политиком в Молдавии олигарх Владимир Плахотнюк имеет рейтинг, который лишь слегка превышает уровень социологической погрешности.
Если Социалистическая партия сумеет получить большинство мест в парламенте, то мы увидим совсем другую Молдавию, в которой полномочия будут конфискованы у противников Додона. И отнюдь не временно. .
Подробнее читайте на life.ru ...