2018-8-25 15:30 |
Броня для прорыва Принято считать, что танк Т-14 на платформе "Армата", представленный с большой помпой в 2015 году, — вершина инженерного искусства и "пятая симфония" российского танкостроения. Однако за 25 лет до первого появления танков и тяжёлых БМП на унифицированном шасси в стенах УКБТМ приступили к проектированию боевой машины, равных которой в истории танкостроения не было, нет до сих пор, и, вероятнее всего, не появится в ближайшие 50 лет.
Концепция создания уникального средства прорыва фронта с попутным выжиганием всего, что способно стрелять и представлять опасность, предполагала отказ от традиционных схем и подходов к проектированию бронетехники. В рамках опытно-конструкторских работ под шифром "Совершенствование-88" было запланировано создание принципиально иной техники и систем, которые ещё никто и никогда не проектировал и не реализовывал на практике.
Справедливости ради стоит сказать, что большая часть данных о том, каким составом разрабатывался уникальный танк, какие решения планировалось применить по части систем управления огнём, ситуационной осведомлённости и жизнеобеспечения, до сих пор находятся под грифом "Секретно", и любой доступ, как для "простых смертных", так и для экспертов и журналистов с многолетним стажем, к этой теме закрыт. Главным новшеством машины стала уникальная бронекапсула, размещённая в передней части корпуса и отделённой от автомата заряжания, боеукладки и моторно-трансмиссионного отделения — уникальное решение, благодаря которому баланс сил в танковых сражениях изменился навсегда.
Ответственной за боевое применение машины назначили уникальную электродистанционную систему, венцом которой стал высокопроизводительный бортовой компьютер, специально спроектированный под "Совершенствование-88" одним из "космических" ЦНИИ. Целая россыпь датчиков и грамотный подход к многократному резервированию систем позволили максимально автоматизировать не только процессы самодиагностики и отладки оборудования, но и позволяли настраивать любые компоненты БРЭО — от системы пожаротушения до режимов работы двигателя в зависимости от условий.
Вам снаряд!
Желание расширить боевые возможности машины, получившей через несколько лет работы шифр "Объект-195" (или Т-95), привело создателей танка к значительному сокращению экипажа до двух человек вместо привычных "трёх танкистов". Благодаря внедрению автоматики из бронекапсулы был "выброшен" оператор-наводчик, функции которого взял на себя командир машины. Высшая степень воплощения идеи танка-истребителя, способного проломить оборону противника по фронту на глубину в 500 километров, также потребовала высокой огневой мощи. Над типом орудия долго думать не стали — своё место в необитаемой башне заняло орудие 2А83 калибром 152-мм со сверхвысокой баллистикой, способное выбить дурь из экипажа любого зарубежного танка с расстояния более пяти километров. Главными особенностями этого орудия стали высокая начальная скорость боеприпаса — почти два километра в секунду, и возможность применять через канал ствола управляемые ракеты с большим количеством взрывчатки.
За обнаружение и захват целей отвечала уникальная бортовая система управления огнём, в состав которой впервые в истории танкостроения включили не только оптический и тепловизионный канал наблюдения, но и систему наведения по радиоканалу, для которого была спроектирована миниатюрная высокочувствительная РЛС. По аналогичной схеме работает и самый мощный в мире противотанковый комплекс "Хризантема-С", а также его модификация "Хризантема-ВМ". Сочетание нескольких каналов наведения и уникального орудия, все данные для которых высчитывал отдельный компьютер, позволяло в буквальном смысле слова выносить любой бронеобъект с поля боя первым же выстрелом. "Объект-195" при этом всегда находился вне зоне досягаемости средств поражения противника.
Защиту от средств поражения противника в случае начала встречного танкового боя обеспечивала комбинированная система обороны борта. Первый эшелон защиты составлял комплекс активной защиты "Штандарт" — ранний прототип современной КАЗ "Афганит", введённой в конструкцию бронетехники на платформе "Армата", а в случае отказа электроники и контакта снаряда/ракеты с корпусом танка в дело должны были вступить блоки доработанной динамической защиты "Кактус". Весь защитный "пирог" обеспечивал защиту от всех типов боеприпасов стран НАТО, включая самые опасные для бронетехники БОПС — бронебойные оперённые подкалиберные снаряды.
Наследие воинов
Современная версия советского танка прорыва ИС-2, построенная на передовой элементной базе, хоть и представляла собой грозную машину, но недостатков лишена не была. Ключевым минусом конструкции стал откровенно небольшой боекомплект — всего 24 выстрела, размещённых в боеукладке с новым автоматом заряжания, заметно отличавшимся по конструкции от того, что находится внутри боевого отделения танков Т-72/90. Но грубый (как тогда казалось) недокомплект был изящно нивелирован разработчиками вспомогательного вооружения — для поддержки огнём во время перезарядки и подавления живой силы противника на "Объект-195" смонтировали 30-мм пушку 2А42, которую ранее можно было увидеть на отечественных БМП и БТР, вертолётах Ми-28 и Ка-52 и знаменитом БМПТ "Терминатор". Чтобы не мелочиться и расстреливать остальную танкоопасную "мелочь", не только стоя на месте, но и в движении, разработчики навьючили "Объект-195" крупнокалиберным пулемётом "Корд" под патрон 12,7х108 мм с дистанционной системой управления.
"Мерседесовскую" комфортность огромной машине, масса которой вплотную приближалась к 60 тоннам, обеспечивала уникальная активная подвеска на лопастных гидроамартизаторах. Внутри цилиндров находилась особая магнитная жидкость с изменяемой вязкостью, которая позволяла подстраивать подвеску под любые дорожные условия, обеспечивая максимально возможную надёжность и плавность хода. Не менее впечатляющим получился и двигатель — Х-образный силовой агрегат мощностью под две тысячи лошадиных сил. Практически точная копия этого двигателя устанавливается в единый силовой блок на танках Т-14.
Братья-близнецы
Уровень секретности при разработке уникальной боевой машины был беспрецедентный. Лишь несколько лет назад бывший начальник ГАБТУ МО РФ Сергей Маев признался, что параллельно, для отвлечения внимания, Минобороны запустило ещё два проекта по созданию перспективных ОБТ. Опытно-конструкторские работы на Омском танковом заводе получили шифры "Чёрный орел" и "Беркут", а информация о ходе работ и другие подробности дозированно и специально "сливалась" по специальным каналам, вводя зарубежные разведки в полнейший ступор.
Судьбу танка Т-95 предопределили сразу несколько факторов. Свою роль сыграли и межведомственная борьба ГРАУ и ГАБТУ, претензии командующих сухопутными войсками, недальновидность отдельных офицеров, на полном серьёзе считавших, что армии современная машина не нужна, а также общая неразбериха, царившая в конце 90-х и начале нулевых. После полигонных испытаний два построенных по проекту "Объект-195" отвезли на специальную стоянку, где об уникальных машинах попросту забыли. Два мастодонта, способных порвать в клочья мотострелковый батальон, простояли под брезентом вплоть до 2009 года, когда проект Т-95 был окончательно закрыт, а все ресурсы перенаправили на проектирование платформы "Армата". Военные специалисты и бывшие "большие начальники" из Минобороны говорят, что серийное производство этих машин новая Россия могла просто не потянуть. Запуск этих машин в серию может себе позволить Россия образца середины 2018 года, однако теперь есть техника на платформе "Армата", которая пусть и не полностью, но повторяет основные конструктивные особенности супертанка для войны с НАТО.
Что касается перспектив Т-95, то унывать не стоит. В данный момент машины находятся на территории одного из испытательных центров, где к боевым монстрам с артиллерийской пушкой примеряют новые боевые системы. И не исключено, что Т-95 в ближайшее время вернутся к нам в новом облике. .
Подробнее читайте на life.ru ...