Иран под ударом. Кто следующий?

2018-9-22 12:12

Можно долго гадать, кто именно стоит за терактом в иранском городе Ахваз — объективно право на существование имеют две основные версии. Во-первых, конечно же, стоит подозревать радикалов-исламистов и некоторые иранские эксперты уже сообщают о том, что за нападением стояла группировка такфиристов.

Во-вторых, речь может идти об оппозиционных режиму Корпуса стражей исламской революции курдских подпольных формированиях.

На самом деле обе версии достаточно убедительны. Но, если честно, в такфиристов мне верится немного меньше. Исламисты-радикалы, как правило, действуют несколько иначе — для них проще организовать взрыв, подогнать автомобиль, начинённый тротилом, или запустить в толпу смертника с поясом шахида. Вот их фирменный стиль.

Здесь же, если верить сообщениям с места, террористы провернули настоящую операцию на уровне какого-нибудь элитного спецназа. Нападавшие вели прицельную стрельбу из-за укрытия на протяжении почти десяти минут. Любой военный вам подтвердит: для интенсивного боя это приличное время и нужно иметь серьёзную, если не сказать профессиональную, боевую подготовку, чтобы отработать в таком формате, не быть обнаруженным, избежать огневого поражения и уйти. При этом, по данным иранских информагентств, в результате атаки погибли как минимум восемь бойцов Корпуса стражей исламской революции, ещё семь получили ранения.

Для Ирана, конечно, подобное нападение — определённый ментальный шок. Тегеранский режим прочно опирается на работу спецслужб и силовиков, и то, что был атакован не какой-то, скажем, условный торговый центр, а именно военный парад, рассчитано прежде всего именно на их дискредитацию.

В общем и целом, на мой взгляд, на теракт в духе ИГИЛ* события в иранском Ахвазе не очень похожи. Хорошо понимая долю политического риска, я все-таки позволю себе предположить, что за нападением на бойцов КСИР — вероятно, могут стоять все-таки вооруженные курдские группировки, оппозиционные официальному Тегерану. Объясню почему.

Весной я публиковал данные, полученные мною сразу от нескольких источников из подконтрольных курдам сирийских провинций на северо-востоке страны, о том, что вместе с группировкой французских военных в Сирию тогда зашли в том числе и курдские партизаны из Ирана. Из них был сформирован небольшой отряд, обучением и тренировкой которого занимались непосредственно французские инструкторы. Все это происходило на базах США, мобильно развернутых в провинциях Хасака и Дейр-эз-Зор.

Французы уже несколько месяцев принимают участие в совместной с группировкой "Демократические Силы Сирии" операции против ИГИЛ на в приграничных с Ираком территориях. Отряд иранских курдов таким образом проходил там что-то типа боевой стажировки в составе этих сводных подразделений.

Параллельно с борьбой против террористов-радикалов иранские партизаны получали реальный опыт боестолкновений в том числе и с регулярной армией собственной страны. Не секрет, что у сирийский курдов дела с Асадом не очень гладкие, и несмотря на то, что на определенном этапе они действовали заодно — когда, например, выбивали ИГИЛ из Дейр-эз-Зора, столкновения правительственных сил и курдских ДСС — вещь для сирийского фронта достаточно распространенная.

Учитывая также, что правительственные силы Асада, особенно на востоке страны, воюют бок о бок с проиранской группировкой "Хезбалла", за которой по сути стоит Корпус Стражей Исламской Революции, по крайней мере в плотном кураторстве сомневаться не приходится — то вероятность прямого столкновения курдских партизан из Ирана с их непосредственными оппонентами из КСИР непросто велика, а почти неизбежна.

В этом смысле нынешний теракт в иранском Ахвазе укладывается в геполитическую логику. Французы натренировали и подготовили на американских базах в Сирии несколько отрядов иранских партизан и перекинули их затем выполнять специальные задачи на территории самого Ирана. Так что возможно — это лишнь первая ласточка.

Впрочем, тотальной разницы между версией о такфиристах и версией о курдах, на мой взгляд, нет никакой. Ведь если посмотреть на ситуацию шире — с учетом недавних событий в Сирии, где из-за израильской провокации был сбит наш российский самолет — то можно сделать абсолютно уверенный вывод, что нынешная драматическая для Ирана и России повестка — следствие разгорающегося противостояния между двумя трехглавыми союзами. Где Россия, Иран, Турция — с одной стороны. А Израиль, НАТО (в лице США и Франции) и Саудовская Аравия — с другой.

Очевидно, что если за курдскими группировками, оппозиционными Тегерану, стоит НАТО (США и Франция), то тех же такфиристов почти со стопроцентной долей вероятностью науськивыет Саудовская Аравия. Поэтому в контексте противостояния двух союзных блоков не имеет принципиального значения, кто из ключевых игроков конкретно подослал террористов напасть на военный парад в иранском Ахвазе. Главное — результат, который отчасти достигнут. Я имею в виду — удар по репутации ирански силовиков, подобный удару нанесенному по нашей репутации в результате крушения ИЛ-20 над Средиземным морем.

Однако если Россия и Иран, скажем так, свою долю провокаций уже получили, то есть все основания полагать, что Турции еще предстоит оказаться под ударом. Впрочем, если оставить эмоции — несмотря на трагичный в обоих случаях контекст последние события позволяют судить, насколько опасным для себя считают наш союз геополитические оппоненты. Они принимают во многом отчаянные шаги. В их действиях сквозит нервозность, которая не делает их сильнее.

* Деятельность организации запрещена на территории РФ по решению Верховного суда. .

Подробнее читайте на ...

ирана иранском стражей страны революции курдских игил иранских