2020-5-14 11:12 |
Отсутствие «Антиплагиата» не освобождает от ответственности
- У меня сложились самые благопр…
Отсутствие В«АнтиплагиатаВ» не освобождает от ответственности
— У меня сложились самые благоприятные впечатления о работе соискателя. Писал он диссертацию еще 15 лет тому назад, 11 лет назад защитился. В те годы у Шевченко была добротная работа. Все положения, которые он вынес на защиту, были действительно новыми. Этим он внес вклад в юридическую науку. Именно их он защищал, и они не переписаны, — так о кандидатской диссертации зампрокурора Карелии отзывается его научный руководитель, декан юридического факультета Пензенского государственного университета Виталий Гошуляк.
Сообщество профессиональных ученых, активистов и волонтеров В«ДиссернетВ» семь лет проверяет на оригинальность докторские и кандидатские диссертации. Эксперты иначе оценили работу Шевченко. На портале опубликована сравнительная таблица: цветом отмечены страницы, которые содержат некорректные заимствования.
В
Серым цветом выделены страницы: титульный лист, оглавление, введение, список литературы, приложения, таблицы и рисунки. Текст в них не анализируется.
Из 186 страниц диссертации 70 полностью переписаны из работ других авторов:
— 57 страниц — сплошным фрагментом из книги В. Г. Бессарабова и К. А. Кашева В«Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданинаВ» 2007 года,
— 11 страниц, тоже сплошным фрагментом, — из монографии С. Г. Буянских В«Прокуратура в условиях административно-правовой реформыВ» 2006 года,
— две страницы — из диссертации Валерия Мачинского В«Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской ФедерацииВ» 2003 года. Эти две страницы, утверждают эксперты, составляют половину всех выводов диссертации зампрокурора Шевченко, в то время как выводы в диссертации должно быть у каждого автора свои.
В«При копировании в работу диссертанта текст оригинального источника списывался блоками от одного абзаца до целых листов вместе со ссылками на третьи источники (стр 39, 91, 120), взятыми из оригинала (о чем свидетельствуют порядок и объем в случаях цитирования третьих источников), но при этом оригинал не процитированВ», — говорится в выводах В«ДиссернетаВ».
Виталий Гошуляк не стал пояснять, как такое количество некорректных заимствований могло оказаться в В«добротной работеВ», которая В«внесла вклад в наукуВ». На просьбу объяснить, как под его руководством была написана такая диссертация, он сослался на дату появления В«АнтиплагиатаВ»:
— Ее [программу В«АнтиплагиатВ»] поставили в вузах только в 2013 году. В 2009 ее еще и в помине не было. Поэтому проверить текст на плагиат в те годы было невозможноВ и определить научному руководителю, где переписано, а где нет, — тем более.
Кандидат юридических наук, почетный работник Прокуратуры РФ, участник сообщества В«ДиссернетВ» и юрист правозащитного центра В«МемориалВ» Галина Тарасова уверена, что отсутствие программы для проверки работ не снимает ответственности за плагиат в диссертации:
— До появления В«АнтиплагиатаВ» оригинальность научных трудов оценивалась при их визуальном изучении. В«АнтиплагиатВ» стал средством дополнительного контроля. Ответственность за оригинальность диссертации лежит на авторе, контролировать оригинальность также должны научный руководитель, оппоненты. Ссылаться на отсутствие В«АнтиплагиатаВ» — значит снимать с себя такую ответственность.
Запрет на плагиат в диссертациях не менялся с советских времен, несмотря на тоВ что Положение о присуждении ученых степенейВ много раз менялось.
Без срока давности
В переписке с В«7х7В» Виталий Гошуляк упомянул, что защита докторской диссертации Шевченко — это событие, по которому истек срок исковой давности. Как объяснила Галина Тарасова, понятие В«срок исковой давностиВ» относится не к защите диссертации, а к возможности подать заявление о лишении ученой степени (ЗоЛУС).
Согласно постановлению правительства РФ В«О порядке присуждения ученых степенейВ»,В ЗоЛУС может подать физическое или юридическое лицо в отношении кандидата, доктора наук или обладателя другой ученой степени в течение 10В лет после присуждения степени. Правило не относится к диссертантам, которые получили степень до 2011 года, ЗоЛУСы по ним не рассматриваются с 2014 года.
В«Коррупция в научной среде зашкаливаетВ». Основатель В«ДиссернетаВ» профессор Андрей Ростовцев о доверии в научно-образовательной среде
Как фальшивые диссертации влияют на продолжительность жизни в России
По словам Тарасовой, 10-летний срок давности неоднократно критиковали юристы и представители научного сообщества. Он позволяет сохранять ученые степени авторам, чьи диссертации написаны с нарушениями. Это противоречит, например, Гражданскому кодексу РФ, который гарантирует бессрочную защиту авторства.
Участники сообщества В«ДиссернетВ» оценивают работы независимо от срока защиты, потому что не только лишают ученых степеней, но и занимаются вопросами научной репутации. Работодатели и научное сообщество должны знать, с кем имеют дело, уверена Галина Тарасова.
За проверку диссертаций отвечает Высший аттестационный комитет. Один из основателей В«ДиссернетаВ», физик Андрей Заякин, объяснил, почему этот аргумент неубедителен: эта организация допускала много ошибок, в результате несколько сотен человек лишились ученых степеней.
— Если бы такая логика В«ВАК проверял — значит, все чистоВ» была верна, эти сотни решений о лишении ученой степени не могли бы состояться, — говорит Заякин.
Должностные обязательства
Если человек написал диссертацию с некорректными заимствованиями, но 10-летний срок подачи ЗоЛУСВ истек, он может и дальше использовать ученую степень для продвижения по карьерной лестнице, получать доплату за нее. Это не противоречит постановлению правительства РФ В«О порядке присуждения ученых степенейВ».
Но Василий Шевченко — не только гражданин РФ, но и действующий заместитель прокурора Республики Карелии. Федеральный закон В«О прокуратуре РФВ» и Кодекс этики прокурорского работникаВ требуют от сотрудников прокуратуры соблюдать законы, бороться с нарушениями и руководствоваться общепринятыми нормами морали и нравственности.
По мнению Галины Тарасовой, вопросы о том, насколько морально использовать некорректные заимствования, а затем получать ученую степень и пользоваться ее преимуществами на службе, важно рассматривать независимо от сроков.
Прокуратура Карелии на запрос В«7х7В» не ответила.
Пункт 1.4 Кодекса этики прокурорского работника Российской ФедерацииВ гласит, что прокурорский работник обязанВ В«при любых обстоятельствах избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутацииВ».
По словам Андрея Заякина, неправда, которую Василий Шевченко сообщил своему руководителю и членам диссовета, наносит ущерб репутации прокурора. Для репутационных нарушений сроков давности в законе нет, и у прокуратуры есть все силы и средства, чтобы поверить выводы В«ДиссернетаВ».
Текст подготовлен при поддержке вольного сетевого сообщества В«ДиссернетВ»
В
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...