Миллионы за предательство. История уничтожения Рейнхарда Гейдриха

2018-5-27 16:30

В 1938 году в Мюнхене Британия и Франция согласились передать населённую преимущественно немцами Судетскую область Чехословакии Германии. Однако Гитлер этим не удовлетворился и в 1939 году Чехословакия была оккупирована.

Словакия была отделена и стала независимым пронацистским государством, а территория Чехии вошла в состав протектората Богемии и Моравии.

Часть видных политиков и военных успела покинуть страну до её оккупации и осела во Франции. По мере разрастания войны в Европе они перебрались в Лондон, где создали правительство Чехословакии в изгнании, которое возглавил бывший президент Эдвард Бенеш.

Бенеш вёл активные переговоры со странами — участницами антигитлеровской коалиции, и к концу 1941 года практически все союзники признали в качестве официального правительства Чехословакии именно правительство в изгнании. Кроме того, задачей Бенеша было добиться денонсации Мюнхенского соглашения, по которому Судеты были переданы Германии. Поскольку это соглашение было заключено ещё до войны, он опасался, что оно так и не будет пересмотрено.

Движение Сопротивления, организовавшееся в стране после оккупации, было быстро разгромлено. После нескольких десятков казней и нескольких сотен арестов оно пошло на спад. В отличие от Польши, Югославии, Греции или СССР, в Чехии так и не появилось партизанского движения. Требовалась символическая, но заметная акция, которая продемонстрировала бы, что чехи тоже участвуют в войне с общим врагом и про них после неё нельзя забывать.

Наконец, в рядах чешских изгнанников был достигнут консенсус. Решено было уничтожить какую-то влиятельную фигуру нацистского режима. Первоначально самой популярной кандидатурой на устранение считался чешский коллаборационист Эммануэль Моравец (любопытно, что организацию покушения разрабатывал его однофамилец Франтишек Моравец). В своё время Моравца выгнали из армии за критику Бенеша, причём критиковал он президента как раз за его согласие с немцами. Но после оккупации он неожиданно изменил свои взгляды и стал одним из самых активных в стране коллаборационистов.

Однако кандидатура Моравца была отклонена, поскольку эта акция могла быть воспринята как какие-то внутренние разборки и не получила бы такого резонанса, как убийство какого-нибудь крупного нацистского функционера.

Осенью 1941 года вместо относительно мягкого фон Нейрата новым протектором (точнее, исполняющим обязанности, поскольку Нейрат был отправлен в "бессрочный отпуск") был назначен могущественный глава управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих, человек, близкий к самому Гиммлеру. Лучшей кандидатуры для демонстративного покушения было не найти.

После назначения Гейдрих начал активно проводить политику кнута и пряника. Были добиты последние остатки движения Сопротивления, а также приговорён к смертной казни бывший премьер-министр Чехословакии Элиаш, которого немцы заподозрили в нелояльности и связях с Бенешем. В качестве пряника Гейдрих приготовил повышение зарплат и улучшение снабжения для трудовых слоёв протектората.

Гейдрих был намечен целью не только за его деяния в протекторате, но и за его высокое положение в нацистской Германии. До сих пор остаётся дискуссионным вопрос, рассчитывал ли Бенеш на жестокую месть со стороны немцев. Одни исследователи полагают, что кровавый ответ немцев стал для Бенеша неожиданностью. Другие считают, что Бенеш прекрасно понимал, что жертвы неминуемы, но прагматично считал их приемлемой платой.

Подготовка

План покушения был разработан бывшим руководителем чехословацкой военной разведки Франтишеком Моравцем и представлен на утверждение Бенешу. Президент в изгнании одобрил кандидатуру Гейдриха и приказал начать переговоры с англичанами, поскольку без помощи Управления специальных операций (SOE) осуществить эту акцию было невозможно.

SOE было, вероятно, самой большой в истории фабрикой саботажа и диверсий. Её деятельность охватывала почти весь мир (вплоть до Африки и Азии) и все оккупированные страны. Ежедневно из Британии вылетали самолёты, которые везли оружие, боеприпасы, бомбы и фальшивые документы для агентов сопротивления из оккупированных стран, а также новых специально подготовленных для действий в подполье агентов.

Моравец встретился с Колином Габбинсом (на тот момент он курировал чешское и польское направления, а через год он возглавил SOE), который одобрил операцию против нацистского функционера. Она получила название "Антропоид". Вероятно, в названии обыгрывалась идеология национал-социализма и популярный в Германии термин "недочеловек". Антропоид — это термин из зоологии, которым называли человекообразных существ.

В Британии на тот момент находилось около двух тысяч чешских и словацких солдат, воевавших на стороне Франции и эвакуированных из Дюнкерка вместе с англичанами. Моравец начал отбор кандидатов из их рядов. По его итогам были найдены двое кандидатов на роль исполнителей покушения: уорент-офицер (примерный аналог прапорщика в России) Йозеф Габчик и штаб-сержант Карел Свобода. Габчик был этническим словаком, а Свобода — чехом. Оба были проинструктированы о том, что миссия является самоубийственной и, скорее всего, им не удастся выжить, но они сознательно пошли на это.

Однако в ходе начавшихся тренировок Свобода повредил голову и был заменён другим чехом, сержантом Яном Кубишем. Из-за этой рокировки пришлось перенести дату покушения на Гейдриха (первоначально его планировали осуществить в День независимости Чехословакии). Курировал тренировки агентов недавно назначенный главой чешской секции СОЕ Хескет-Притчард. И Габчик, и Кубиш были ветеранами французского Иностранного легиона.

В конце декабря 1941 года после интенсивных тренировок девять чехословаков, включая Габчика и Кубиша, были доставлены британским самолётом в Чехословакию. Их разделили на две группы и выбросили с парашютом, причём пилоты сбились с курса и высадка произошла у населённого пункта Невидзи, хотя изначально планировалось осуществить десант у Пльзеня. На земле обе группы должны были выйти на контакт с семьями, помогавшими Сопротивлению, и на время укрыться у них. Пистолеты, гранаты, взрывчатку, пистолеты-пулемёты и часть денег диверсанты спрятали в тайнике.

Добравшись до Праги, они начали непосредственную подготовку к покушению.

Покушение

Габчик и Кубиш были снабжены качественными фальшивыми документами, поэтому не вызывали подозрения у нацистов. Они спокойно перемещались по улицам и разрабатывали различные варианты покушения. Несколько вариантов пришлось отложить из-за технической сложности. Неожиданно делу помог сам Гейдрих.

После проведения политики кнута и пряника он решил, что протекторат уже достаточно усмирён и ему ничто не угрожает. Он сменил резиденцию и теперь жил не в центре города, а в имении в пригороде Праги. При этом добирался он оттуда без всякой охраны, благодаря чему диверсанты могли беспрепятственно устроить засаду прямо на дороге.

Утром 27 мая 1942 года Гейдрих выехал из своего поместья без какой-либо охраны в автомобиле с откидным верхом, что значительно упрощало задачу диверсантам. В этот день рейхспротектор должен был уехать из Праги в Берлин. Однако эти планы были сорваны.

Диверсанты уже дожидались его автомобиля в районе Либен. Место для засады было выбрано на крутом и долгом повороте, где машина сбрасывала скорость и ехала медленно. На случай, если бы Габчику и Кубишу не удалось по каким-то причинам совершить покушение на повороте, в дело вступал третий агент, который должен был перегородить дорогу и затормозить автомобиль на несколько секунд.

Примерно в 10:30 утра, когда автомобиль проходил поворот на низкой скорости, к нему подбежал Габчик, выхватил пистолет-пулемёт и нажал на курок. Однако выстрелов не последовало, оружие неожиданно заклинило. В ту же секунду Кубиш метнул в "мерседес" Гейдриха противотанковую гранату. Осколками были ранены Гейдрих, сам Кубиш и проходившая неподалёку женщина.

Гейдрих и его водитель Кляйн достали пистолеты и начали стрелять по убегающим диверсантам. Поблизости от места покушения находилась трамвайная остановка, на которой столпились зеваки. Кубиш бросился туда, выстрелами в воздух разогнал толпу, вскочил на заранее приготовленный велосипед и уехал.

Габчик не добрался до остановки, и ему пришлось убегать, поскольку за ним гнался вооружённый Кляйн. Габчик забежал в мясную лавку, но перепуганный хозяин начал его выгонять. В этот момент туда забежал Кляйн. Габчик выстрелил в него и ранил шофёра, после чего скрылся. Гейдрих не принимал участия в погоне и лежал возле автомобиля.

Рейхспротектора увезли в больницу и прооперировали. На первый взгляд, его ранение было не смертельным. Осколки повредили ему селезёнку, и её пришлось удалить. Кроме этого, у него было сломано ребро. Но других повреждений у Гейдриха не обнаружилось, и нацистское руководство возлагало большие надежды на его выздоровления. Через несколько дней стало казаться, что он пошёл на поправку. Но Гейдрих неожиданно впал в кому и умер 4 июня. До сих пор так и не установлена причина смерти нацистского функционера. По наиболее популярной версии, он умер от полиорганной недостаточности, вызванной заражением крови.

Алчность

Первоначально расследование покушения вела пражская полиция. Ей удалось обнаружить портфели диверсантов неподалёку от места покушения, причём в них нашли оружие. Также были обнаружены предметы одежды, которые агенты бросили при бегстве от Кляйна. Однако никаких зацепок у полиции не было.

Нацистское руководство было в ярости. В день похорон Гейдриха была осуществлена карательная операция в деревне Лидице. Немцы получили информацию, что в деревне проживают родственники двух членов движения Сопротивления и там могут укрываться диверсанты. Хотя диверсантов не обнаружили, всё мужское население (более 170 человек) было расстреляно, женщин отправили в концлагерь, а детей отдали в немецкие семьи. Сама деревня была стёрта с лица земли.

Между тем Габчик и Кубиш всё это время укрывались в православной церкви Кирилла и Мефодия в Праге. Вместе с ними там находилось ещё несколько диверсантов. Немцы не имели никаких зацепок и решили сыграть на алчности. Они объявили поистине колоссальное вознаграждение за информацию о диверсантах — 10 миллионов чешских крон, что примерно равнялось миллиону немецких марок. Для сравнения, средняя месячная зарплата немецкого рабочего составляла 150 марок. "Народный автомобиль" "Фольксваген" (Жук) стоил около тысячи марок, а роскошный "мерседес" Гейдриха W142 — 14,5 тысячи марок.

Расчёт нацистов оказался верен. Один из заброшенных в Чехию диверсантов, бывший сослуживец Габчика и Кубиша по Иностранному легиону Карел Чурда (он не принимал участия в покушении и был сброшен в составе другой диверсионной группы) решил, что дружба дружбой, а мультимиллионером за один день вряд ли ещё когда-то удастся стать. Он явился в гестапо и сообщил информацию обо всех известных ему явочных квартирах и семьях, укрывавших диверсантов и оказывавших им помощь. Немцы заплатили ему только половину суммы, зато дали немецкое гражданство, хорошую квартиру и обеспечили ему ежемесячное содержание.

По наводке Чурды были проведены аресты. Под пытками арестованные выдали местонахождение Габчика и Кубиша, после чего все были казнены.

Бой в церкви

Ранним утром 18 июня около 750 солдат Войск СС под командованием бригаденфюрера Карла фон Тройенфельда окружили здание церкви Кирилла и Мефодия. В православном соборе укрылось семь агентов сопротивления, включая Габчика и Кубиша. Несмотря на то что силы были неравны (к тому же у чешских бойцов имелись только пистолеты, тогда как эсэсовцы располагали автоматами и пулемётами), бой длился несколько часов.

Трое бойцов (среди них был Кубиш) начали перестрелку прямо в храме после того, как туда вошли немцы. Все они погибли во время неё. Четверо остальных вместе с Габчиком укрылись в крипте, откуда пытались пробиться к канализации и уйти через неё. Немцы пробовали выманить их слезоточивым газом, а затем пригнали пожарные машины, чтобы залить крипту водой, но это у них не получилось. Чехи продолжали отстреливаться, пока у них не закончились патроны. Поняв, что им не удастся уйти от преследователей, они застрелились, воспользовавшись последними патронами. Бой в церкви продлился около двух часов. Согласно эсэсовскому рапорту, в ходе боя получили ранения пять немцев. Но также встречаются утверждения о 14 погибших с немецкой стороны.

Священнослужители храма, укрывавшие беглецов, были арестованы, а затем расстреляны нацистами. Предстоятель Чехословацкой православной церкви епископ Горазд добровольно присоединился к своим клирикам и был казнён вместе с ними. Позднее Сербская и Чехословацкая православные церкви его канонизировали. Православная церковь в Чехии была запрещена, а всё её имущество конфисковано.

Также были казнены почти все арестованные участники движения Сопротивления и сочувствующие им, а также практически все родственники Кубиша и Габчика. Карел Чурда был арестован после войны и повешен за измену и выдачу товарищей в 1947 году. Командовавший штурмом собора фон Тройенфельд в конце войны попал в плен к американцам и покончил с собой в июне 1946 года. Франтишек Моравец, разработавший операцию, после войны вернулся в Чехословакию, но после прихода к власти коммунистов эмигрировал в США, где работал консультантом в Министерстве обороны. Он умер в 1966 году. Эдвард Бенеш вернулся в страну и вновь возглавил её, но вскоре был оттеснён от власти коммунистами и умер в 1948-м. Сменщик Гейдриха во главе протектората Курт Далюге, руководивший карательными операциями возмездия, после войны был обвинён в военных преступлениях и повешен в Праге в 1946 году. .

Подробнее читайте на ...

гейдрих габчик покушения гейдриха кубиш церкви немцы войны