2021-7-6 11:26 |
Американский стартап Oklo объявил о планах построить к середине 2020-х годов несколько ядерных микрореакторов на быстрых нейтронах, которые будут работать на отходах больших АЭС. В России строительство первого такого реактора уже идет.
Американский стартап Oklo объявил о планах построить к середине 2020-х годов несколько ядерных микрореакторов на быстрых нейтронах, которые будут работать на отходах больших АЭС. К слову, в России строительство первого такого реактора уже началось.
Доклад за 2019 год американского Института ядерной энергетики именует микрореакторами ядерные реакторы мощностью от одного до десяти мегаватт.
Для сравнения, один блок ВВЭР российской АЭС имеет мощность от четырехсот до тысячи двухсот мегаватт. Мощность реакторов современных американских АЭС составляет от сотен до 1400 мегаватт.
В то же время первый из реакторов Oklo, получивший название Aurora, должен будет иметь мощность 1,5 мегаватта, сообщает CNBC.
Зачем же нужны такие "малыши"? Как пояснил CNBC Джонатан Кобб (Jonathan Cobb), старший аналитик Всемирной ядерной ассоциации, реакторы поменьше смогут поставлять электроэнергию и тепло в отдаленные регионы, которые не нуждаются в гигаваттах мощностей. При этом такие реакторы не порождают выбросов парниковых газов.
Стартап под названием Oklo был учрежден в 2013 году в Кремниевой долине супругами Джейкобом Девиттом (Jacob DeWitte) и Кэролайн Кокран (Caroline Cochran). В штате компании 22 сотрудника.
Oklo планирует создавать собственные микрореакторы, говорит Кокран. Клиентами компании могут стать коммунальные компании, промышленные объекты, а также колледжи и университетские кампусы, добавляет Девитт.
Строительство микрореактора занимает меньше времени, чем возведение обычного реактора.
"Меньше года, требуемого на строительство электростанции", – уточнила Кокран в интервью CNBC.
Микрореакторы компании Oklo будут работать на быстрых нейтронах. Они более безопасны, поскольку теплоносителем в этом случае выступает жидкий металл (натрий или свинец). Кроме того, они могут использовать в качестве топлива ядерное топливо, отработанное крупными АЭС.
"Компания Oklo планирует использовать уран, извлеченный из ранее использовавшегося экспериментального реактора EBR-II", – рассказал CNBC Джесс Гехин (Jess Gehin), главный научный сотрудник Национальной лаборатории в Айдахо (INL). Ядерный реактор EBR-II был остановлен в 1994 году.
Отметим, что технология создания ядерных реакторов на быстрых нейтронах существует с 1950-х годов. Сейчас в мире работают шесть таких реакторов: четыре исследовательских и два промышленных. Из них два исследовательских (ОИЯИ в Дубне и НИИЯР в Димитровграде) и два промышленных (оба на Белоярской АЭС) располагаются в России.
Наша страна лидирует в развитии технологий реакторов на быстрых нейтронах, отмечается в сообщении Всемирной ядерной ассоциации.
Интересно, что сайт компании Oklo не содержит никакой информации о ее деятельности. В качестве контактных данных указаны лишь ссылки на соцсети.
Правда, десять дней назад Oklo объявила о партнерстве с Министерством энергетики США в коммерциализации технологии переработки отработанного ядерного топлива. От Минэнерго США Oklo получит на разработку технологии два миллиона долларов (147 миллионов российских рублей). Еще миллион долларов (73 миллиона рублей) внесет в этот проект сама компания Oklo.
Свои реакторы на быстрых нейтронах Oklo планирует размещать в каркасных конструкциях, которые, по словам Кокран, "эстетически приятны". Они напоминают по внешнему виду горное шале. А-образная конструкция хороша для защиты микрореактора от снега и других осадков.
Также специалисты компании Oklo хотят сделать реакторы самоподдерживающимися и не требующими постоянного обслуживания людьми.
Цель состоит в том, чтобы получить "ряд электростанций, которые запустят к середине 2020-х годов", отметила Кокран в интервью CNBC.
В общем, у компании большие планы, но ей еще предстоит преодолеть нормативные барьеры. Так, некоторые эксперты по безопасности оспаривают утверждение компании о том, что микрореакторы могут работать без участия людей.
Руководство Oklo начало вести переговоры с Комиссией по ядерному регулированию США в ноябре 2016 года. В июне 2020 года заявка компании на строительство перспективного реактора была принята к рассмотрению комиссией
"Однако "принято к рассмотрению" не означает "одобрено к строительству, – заявил CNBC пресс-секретарь Комиссии по ядерному регулированию США Дэвид Макинтайр (David McIntyre). – Прежде чем "Окло" получит разрешение на строительство и эксплуатацию реактора, она должна получить лицензию на это".
Тем временем в России, в закрытом городе Северск Томской области 8 июня было начато строительство энергоблока с реакторной установкой на быстрых нейтронах БРЕСТ-300.
"Здесь мы создаем основу не только чистой и безопасной энергетики завтрашнего дня, мы здесь создаем основу развития и укрепления лидерства России в новом технологическом укладе. Фактически мы формируем здесь повестку страны до конца текущего столетия", – сказал на церемонии закладки первого камня генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачев.
Российский реактор строит компания "Концерн Титан-2". Запуск БРЕСТ-300, электрическая мощность которого составит 300 мегаватт, а тепловая – 700 мегаватт, запланирован на 2027 год.
Ранее мы сообщали о том, как Россия и Китай начинают строительство новых энергоблоков двух китайских АЭС Тяньваньской и "Сюйдапу". Также мы писали о том, что "Росатом" разрабатывает проект "Умная Арктика" и планирует построить серию плавучих АЭС.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".
Подробнее читайте на vesti.ru ...