2020-1-21 11:19 |
Почему средства противовоздушной обороны периодически сбивают «не те самолёты»
На фоне резонанса вокруг сбитого Ираном Boeing 737-800 (погибли 176 человек) некоторые наблюдатели невольно вспомнили циничные, но пророческие фразы второго украинского президента Леонида Кучмы.
В октябре 2001 года после удара украинских ПВО по российскому лайнеру Ту-154 (погибли 78 человек, включая 51 гражданина Израиля) Кучма призвал не делать из этого инцидента трагедию. Он заявил, что «бывали и не такие ошибки» и добавил: «Посмотрите вокруг в мире, в Европе — не мы первые и не мы последние, ошибки встречаются везде».
Действительно история мировой гражданской авиации знает несколько резонансных трагедий, когда пассажирские самолёты становились целями для ракет войск ВВС и ПВО. Почти во всех авиакатастрофах вина военных была очевидной
Тем не менее, власти разных государств и СМИ пытаются намерено политизировать данные инциденты, что затрудняет как официальное расследование, так и затуманивает общий взгляд на обстоятельства и причины трагедий. Наиболее подходящий пример подобных манипуляций — это ситуация вокруг удара Ирана по украинскому лайнеру.
Попытка сохранить лицо
В настоящее время власти Ирана пытаются соблюсти очень тонкую военно-политическую грань в расследовании по Boeing 737-800 компании «Международные авиалинии Украины» (МАУ).
С одной стороны, Тегеран рассчитывает сохранить на мировой арене лицо и не навредить авторитету Корпуса стражей исламской революции (КСИР). С другой — под давлением Запада и Киева исламская республика должна предоставить подробный объективный отчёт о происшествии. Между тем истина может оказаться крайне неприглядной для ИРИ.
По официальной предварительной версии Ирана, утром 8 января расчёт зенитного ракетного комплекса (ЗРК), предположительно, «Тор-М1» обеспечивал прикрытие одного из объектов КСИР. Вылетевший из аэропорта самолёт МАУ иранские зенитчики приняли за крылатую ракету и сбили.
Из сказанного представителями ИРИ следует, что компетентность иранских офицеров ПВО находится на таком низком уровне, что совершенно непонятно, как они раньше не отправили на тот свет гражданский борт, и как их вообще допустили к управлению такой сложной военной техникой. Какие конкретно ошибки были допущены?
Иранский расчёт по какой-то непонятной причине не учёл, что американцы никогда не пускают небольшое количество ракет по противнику. Соединённые Штаты всегда наносят массированный удар десятками или сотнями крылатых ракет. Чаще всего используются «Томагавки», несколько реже — авиационные средства поражения
В ночь на 8 января иранские ПВО ожидали ракетной атаки США в ответ на пуск баллистических ракет по американским объектам в Ираке. Однако приближение ракет, кораблей или авиации Соединённых Штатов должны были зафиксировать национальные средства радиолокационной разведки. У Ирана есть станции, способные отслеживать ситуацию за сотни километров от госграницы (в конце концов, об американской атаке ИРИ наверняка бы предупредили власти РФ или Ирака).
Получается, что все эти моменты (абсолютно несложные для понимания офицерами) расчёт ЗРК КСИР проигнорировал. Российские эксперты погорячились, заступившись в первые часы трагедии за Тегеран. Однако их можно понять: они не могли поверить в гипотетическую возможность совершения такой чудовищной и глупой ошибки.
В то злополучное утро расчёт КСИР был обязан отличить гражданский борт от крылатой ракеты или боевого истребителя. Например, возможности более-менее современного ЗРК позволяют оценить эффективную площадь рассеивания (ЭПР). Этот показатель у истребителя четвёртого поколения составляет 3—12 единиц, у самолёта пятого поколения — менее 1, у гражданского лайнера или транспортного самолёта — 40-100, у крылатой ракеты — 0,1-1,6.
Таким образом перепутать ракету с невоенным самолётом практически нереально! К этому стоит добавить, что в любой сложной технике есть так называемая «защита от дурака». Например, для перевода ЗРК в боевой режим существует определённый алгоритм и перечень операций. Кроме того, всегда есть инструкция по боевому применению, которая чётко регламентирует обстоятельства, когда пуск ракет является неизбежным. Весь этот комплекс мер страхует зенитное подразделение от ударов по своим силам и гражданским лайнерам
Как бы то ни было, от военнослужащих требуется осознанность в принятии решений. Да, времени у зенитчиков, как правило, немного, но сами принципы устройства ЗРК и его эксплуатации нивелируют влияние фактора спонтанности, азарта и различных форм эмоционально-психологического возбуждения. Нельзя выпустить ракету одним неловким движением руки, как об этом де-факто говорит Иран.
Расплата за некомпетентность
Можно отдать Тегерану должное за признание вины в ударе по «Боингу», но его официальная легенда по-прежнему вызывает очень много вопросов. Иран явно опасается расписываться в глубочайшей некомпетентности КСИР, которые уничтожили десятки собственных соотечественников (подавляющее большинство пассажиров «Боинга» были гражданами ИРИ и этническими иранцами с зарубежными паспортами).
Скорее всего, в ударе по украинскому самолёту не нужно искать какой-то конспирологии и чьего злого умысла. Другое дело, что Тегеран в попытке сохранить лицо может предоставить на суд общественности картину происшествия без подробного хронометража событий в ночь на 8 января, которые имели место быть. В интересах Ирана отвести негатив от КСИР, избежав дополнительного внешнего давления и волнений внутри страны.
Похожим образом вели себя Москва и Дамаск в инциденте с ударом по российскому разведывательному самолёту Ил-20. 17 сентября 2018 года машина была сбита сирийским ЗРК С-200, погибли 15 наших офицеров. Минобороны РФ выдвинуло версию вины Израиля, которая у независимых экспертов вызывала насмешки. Настолько абсурдным с технической точки зрения оказалось объяснение военного ведомства
По всей видимости, истинная причина крушения Ил-20 — это грубейшее нарушение инструкций, чрезвычайно низкая квалификация сирийских зенитчиков, общее пренебрежение здравым смыслом (сирийцы также проигнорировали показатель ЭПР). Вывод отсюда следующий — к боевой работе были допущены люди, имеющие очень слабое представление о своей военной специальности.
В зарубежных армиях по-разному устроена система управления противовоздушной обороной. Тем не менее, всегда наличествуют общие принципы, соблюдение которых позволяет не допускать элементарных ошибок. Расплата за вопиющую некомпетентность может быть огромной, даже если мы опустим морально-этическую сторону происшествий.
Вокруг причин ударов по гражданским самолётам всегда много спекуляций, слухов и нелепых конспирологических догадок. Но чаще всего обстоятельства и причины трагедий намного банальнее, чем мы представляем. Хотя от осознания этого легче, конечно же, не становится.
Подробнее читайте на rusplt.ru ...