2024-3-7 16:30 |
"Мне казалось, это не насилие"
— У Насти всегда было обостренное чувство справедливости. Мы репостили новости об убийстве Надежды Аммосовой, и она сказала: «Ско…
"Мне казалось, это не насилие"
— У Насти всегда было обостренное чувство справедливости. Мы репостили новости об убийстве Надежды Аммосовой, и она сказала: «Сколько можно возмущаться просто так – давай что-то делать», – рассказала Томарико.
Две недели подруги сидели на телефонах: создавали механизм помощи пострадавшим от домашнего насилия, набирали волонтеров: кураторов, юристов, психологов.
— Первое время директ разрывался от сообщений: женщины делились своими историями. Поступило больше 400 сообщений о насилии. Еще около 100 девушек вызвались помочь нам, — вспоминает Томарико.
Якутянка Алаайа (имя изменено по ее просьбе) обратилась в «Ты не одна, с тобой Якутия» после того, как вышла из абьюзивных отношений. Ее бывший парень через пару недель после того, как они начали встречаться, спросил, сколько половых партнеров у нее было. Она ответила. Тогда парень назвал ее шлюхой и впервые избил. Вскоре он извинился, сказав, что "не смог себя контролировать". Но избиения не прекратились.
— Бил, когда я задерживалась на работе, когда находил старые переписки с бывшими парнями. Выгонял из собственной квартиры. Я отвечала ему, поэтому какое-то время мне казалось, что это не насилие и я тоже виновата, — рассказала девушка.
После расставания мужчина продолжал манипулировать Алаайей. Он ушел добровольцем на войну в Украине, заявив, что «больше не видит смысла в жизни» и что она будет виновата, если он погибнет или вернется с инвалидностью. Ранее он задолжал банку крупную сумму и, чтобы вернуть долг, попросил девушку оформить кредит на себя. Пообещал сам выплачивать его. После расставания мужчина несколько раз заявлял, что платить не будет. Алаайа попросила юристов «Ты не одна, с тобой Якутия» составить иск, чтобы обратиться в суд, если бывший прекратит выплаты.
— Во мне всегда было много жизненной энергии, но эти отношения знатно потрепали нервы — я все еще чувствую себя истощенной. Временами я испытываю вину за то, что он на войне, но понимаю, что это был его выбор, – сказала она.
Ковид, бедность, война: почему в Якутии распространено домашнее насилие
Официально в России не собирают статистику домашнего насилия, потому что само понятие не закреплено в законе. Последний отчет Росстата, в котором упоминалось о домашнем насилии, был опубликован в 2011 году. Провал в статистике пытаются заполнить некоммерческие структуры, например, Консорциум женских неправительственных объединений. В 2021 году НКО разработало дата-инструмент "Алгоритм Света", который анализирует судебные приговоры. В ноябре 2023 года Консорциум выпустил новое исследование о масштабах домашнего насилия в России. В нем приведены общие цифры, не разделенные по регионам. По данным исследования, не менее 43% российских женщин пострадали от рук партнеров или родственников.
По мере своих сил мониторинг случаев ведут объединения в регионах, а информацию об их работе собирают более крупные организации, например, центр “Насилию.нет”*. Но в Якутии до появления проекта Томарико и Анастасии не было центров, которые могли бы собирать такие данные. На карте, которую ведет «Насилию.Нет»*, центры помощи отмечены красными точками. Их много в центральной части России, но чем восточнее, тем их меньше, а на месте Якутии — пустота. Ближайший центр — в четырех тысячах километров от Якутска, в Красноярске.
«Ты не одна, с тобой Якутия» собирает статистику самостоятельно, анкетируя тех, кому помогает. Из 400 девушек, участвовавших в опросе, 47% отметили, что партнеры применяли к ним физическое насилие, 45% — психологическое. Это во многом совпадает со статистикой ВОЗ, согласной которой каждая третья женщина за свою жизнь подвергалась физическому и/или сексуализированному насилию. По словам Томарико, с насилием со стороны партнера или в семье сталкивались многие из волонтеров их сообщества:
— Человеку, который не переживал такое, скорее всего, будет сложно понять. Люди обычно осуждают жертв: «Встала бы и ушла, в чем проблема?».
Томарико проходит терапию у психолога после столкновения с психологическим насилием в отношениях. Ее подруга и соратница Анастасия не сталкивалась с абьюзом. Обе они сходятся во мнении, что финансовые трудности - одна из причин семейного насилия в Якутии. В 2023 году Республика Саха заняла 70 место по качеству жизни в РФ.
— Расходы в республике заметно выросли в последние годы, а мужчинам стало сложнее зарабатывать, и это приводит к конфликтам в семье, — говорит Томарико. — У нас много бюджетников, а у них низкие зарплаты. Сейчас обеспечивать семью стало в три раза дороже по сравнению с доковидным временем. Из-за этого мужчина может выпить и выплеснуть накопленную агрессию дома. Нужно бы обратиться к психологу, но это тоже дорогое удовольствие.
Психолог-волонтер сообщества «Ты не одна, с тобой Якутия» Любовь считает, что семейное насилие — поколенческая проблема. Мальчики, которые наблюдали или переживали насилие в детстве, вырастают и применяют насилие уже в своих семьях. Еще одна причина увеличения уровня насилия, по ее мнению, связана с войной в Украине. Люди, вернувшиеся домой, ведут себя жестоко. По данным проекта, как минимум три девушки из Якутии обратились за помощью после избиения солдатами из ЧВК "Вагнер".
«Мы не можем сказать: “Собирай вещи и разводись”»
О проекте «Ты не одна, с тобой Якутия» Любовь узнала из соцсетей и сразу подала заявку на волонтерство:
— У меня уже был опыт работы с женщинами, столкнувшимися с домашним насилием. Многие из них беспомощны и часто находятся в одиночестве, потому что насильники обычно изолируют их от всех. Еще мне всегда очень жаль детей, а за этими женщинами практически всегда стоят дети, которые тоже очень сильно страдают.
Иллюстрация: Анна Иванцова / «7х7»
Всего за время работы сообщества с ноября 2023 года за психологической помощью обратились около 40 женщин Якутии. Примерно половина уходит из нездоровых отношений во время работы с психологом, но сообщество предоставляет только две бесплатные консультации. Дальнейшая судьба девушек чаще всего неизвестна. Даже спустя год они все еще могут вернуться в отношения с агрессором.
Чаще за психологической помощью обращаются девушки, которые уже вышли из отношений, но находятся в группе риска. Пострадавших от насилия, которые живут с агрессорами, по оценке Томарико, не более 5 на 40 случаев:
— Наша помощь заключается не в том, чтобы девушки ушли физически, а в том, чтобы придать им уверенности: она не одна и может в любой момент обратиться к нам. Никто ее не осудит, сколько раз бы она не возвращалась в отношения.
Так, в «Ты не одна, с тобой Якутия» обращалась женщина, у которой семь детей. Муж избивал их всех. Прежде другая организация помогла женщине найти жилье в другом регионе, переехать, отправить детей в школу и устроиться на работу. Но через два месяца она вернулась к мужу, находясь в сильной финансовой и эмоциональной зависимости от него. После работы с психологом сообщества она тоже не решилась уйти.
— Мы не можем сказать ей: «Собирай вещи и разводись». Это решение женщины, – пояснила Томарико.
«Вдвойне потерпевшая, вдвойне пострадавшая»
За юридической помощью, как Алаайа, в «Ты не одна, с тобой Якутия» за три месяца пришли 28 девушек. Большинству из них юристы помогли составить жалобы на бездействие правоохранительных органов или пообщаться с участковым. Еще одной, Лилиане Ермолаевой, участники сообщества помогли собрать 250 тыс. руб. на адвоката. Работа с ней была сложной, потому что акт насилия произошел год назад, но у девушки остались фотографии побоев. Благодаря резонансу в соцсетях и на ютубе активисткам удалось запустить процесс.
Лилиана Ермолаева. Фото из соцсетей
Но большинство случаев абьюза не доходит до суда. Бытовое насилие считается личной проблемой семьи, утверждает Томарико, поэтому только от самой женщины зависит, будет ли продвигаться дело в отношении автора насилия. Чтобы его наказали, пострадавшая должна быть «серьезно настроена»: ей нужно постоянно быть на связи с участковым, настаивать, чтобы сотрудники полиции правильно заполнили заявление и приложили все доказательства.
— Очень часто девушки забирают заявление из-за нехватки знаний об уголовных процессах и последствиях для виновника. Многие не верят, что его можно привлечь к ответственности. Поэтому у полицейских сложилось пренебрежительное отношение к этой категории дел: сегодня она заявит, а завтра — поменяет свое решение, - объяснила Томарико. — Мужчина обычно залегает на дно и потом возвращается. Бывали случаи, когда он возвращался через два-три часа и снова закатывал скандал. Женщина вызывает полицию, пишет объяснительную, ее таскают по экспертизам, пока он гуляет на свободе. Получается, что жертва — вдвойне потерпевшая и вдвойне пострадавшая.
После случая насилия женщина находится в подавленно психологическом состоянии и часто не может обратиться за экспертизой, тем более добиться рассмотрения ее заявления. Пострадавшие испытывают чувство вины и стыда. Ситуация в небольших населенных пунктах, как в Якутии (в самом крупном городе республики, столице Якутске, живет 360 тыс. человек), еще хуже - окружающие быстро узнают о произошедшем и часто осуждают пережившую насилие, а не его автора. Часто общество требует, чтобы женщина молчала о проблемах и всеми силами сохраняла отношения ради мужа и детей.
Не против мужчин
Проект «Ты не одна, с тобой Якутия» может стать стопором для агрессоров в небольших городах Якутии, считает Томарико. Новости в республике разносятся быстро, поэтому общественная огласка - эффективный способ решить проблему:
— Пусть призадумаются, прежде чем руку поднимать. Сами девушки говорят, что сейчас чувствуют себя увереннее даже с агрессорами, потому что знают, что могут дать отпор.
Создательницы сообщества не показывают свои лица и ведут соцсети анонимно, опасаясь слежки. Они хотят объяснить, что не выступают против мужчин, а занимаются помощью и защитой.
Их работой заинтересовались якутские объединения предпринимательниц. Вместе они организовали мероприятие «Как начать свой бизнес с нуля?» для пострадавших от насилия. Томарико надеется, что благодаря подобным встречам девушки смогут развить финансовую самостоятельность. Также создательницы хотят заниматься просветительской деятельностью, например, объяснять якутянкам, как отличить абьюзивные отношения от здоровых. Еще они мечтают о собственном шелтере – помещении, где можно будет временно размещать женщин, уходящих от абьюзера. Уже действующий в Якутске шелтер, финансируемый за счет Фонда президентских грантов, отказался сотрудничать с проектом. Сначала его сотрудники согласились, а потом отказались принимать тех, кто обратился в сообщество. На сайте шелтера указано, что он принимает женщин с детьми по ходатайству местного управления молодежи и семейной политики.
— Наша главная задача — защитить жертв, поэтому нужна система бесплатной помощи пострадавшим от бытового насилия на уровне государства. Сейчас немногие подобные организации, например, «Насилию.нет», объявлены иноагентами, что тоже создает свободную атмосферу для агрессоров. Должно быть безопасное место, куда женщина всегда может обратиться, — заключила Томарико.
Помочь проекту можно по ссылке (проверена редакцией "7х7").
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...