Великое наследие маршала Огаркова

Великое наследие маршала Огаркова
фото показано с : rusplt.ru

2020-1-25 11:10

Какое влияние оказали идеи начальника Генштаба советской армии на современное военное искусство

23 января 1994 года не стало начальника Генштаба ВС СССР (1977-1984) маршала Николая Васильевича Огаркова, одного из главных стратегов в истории нашей страны.

К сожалению, деятельность советских военачальников в послевоенный период находится на периферии общественного внимания. Между тем работа и теоретические труды Огаркова получили самую высокую оценку в отечественном и зарубежном экспертном сообществе. Сегодня можно однозначно говорить, что интеллектуальное наследие Николая Васильевича опередило своё время, так как нашло воплощение в концептуальных документах ведущих мировых держав.

От инженера до маршала

Огарков родился в революционном 1917 году в селе Молоково Калининской (ныне — Тверской) области в обычной крестьянской семье. Базовое профессиональное образование будущего маршала было инженерным. В середине 1930-х годов он учился на Кудиновском энергетическом рабфаке и в Московском инженерно-строительном институте им. Куйбышева.

В 1938 году Огарков поступил на 2-й курс Военно-инженерной академии им. Куйбышева в качестве слушателя. Он окончил курсы в 1941 году, получив специальность воентехника 1-го ранга. Великую Отечественную войну Огарков встретил в должности полкового инженера 1-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии. В конце июня 1941 года Николай Васильевич занимался строительством укреплённого района у реки Ломжа.

Всю войну Огарков провёл на инженерных должностях, специализируясь на проектировании и возведении различных фортификационных сооружений. Считается, что он получил огромный профессиональный опыт в ходе Выборгско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях в Заполярье. 1945 год молодой инженер встретил в Венгрии, где получил тяжёлое ранение

После войны Огарков получил должность помощника начальника штаба инженерных войск 27-й армии в Прикарпатском военном округе. Одновременно он продолжал учёбу в Военно-инженерной академии. С 1947 года Николай Васильевич проходил службу на Дальнем Востоке, где дослужился до заместителя начальника штаба военного округа и звания генерал-майора (1957).

В 1959 году Огарков заканчивает Военную академию Генерального штаба и его назначают командиром 20-й гвардейской мотострелковой дивизии в Группе советских войск в Германии. В 1960-е годы он служил в Белорусском и Приволжском военных округах, а в конце десятилетия перебирался в Генеральный штаб.

В 1968 году в звании генерал-полковника Огарков получил должность 1-го заместителя начальника Генштаба. 6 марта 1974 года Николай Васильевич стал замминистра обороны СССР, а 6 января 1977 года он дослужится до начальника Генштаба. В этом же году он был удостоен звания маршала и Золотой Звезды Героя СССР.

После отстранения от должности начальника Генштаба Огаркова назначили главнокомандующим войсками Западного направления. Через несколько лет он был включён в Группу генеральных инспекторов, куда часто попадают бывшие высокопоставленные генералы пенсионного возраста. В первой половине 1990- х годов Огарков работал советником при Минобороны.

Неядерное сдерживание

В материалах Минобороны РФ приводится достаточно ограниченный список заслуг Огаркова без глубокого анализа их значения. В частности, можно найти упоминание о том, что он уделял большое внимание памяти о ВОВ — при нём были составлены 12-томная «История Второй мировой войны 1939—1945» и многотомная «Советская Военная Энциклопедия».

Несомненным достижением Николая Васильевича стала организация стратегических учений стран-участниц ОВД «Запад-81». В 2017 году видеоролики смотра войск на этих манёврах набрали сотни тысяч просмотров. Зрелище действительно впечатляет — в стройные ряды выстроились сотни единиц боевой техники. Ничего подобного наша страна не проводила более 35 лет, вплоть до учений «Восток-2018», где были задействованы около 300 тысяч человек.

«Запад-81» имел огромный военно-политический эффект. Манёвры продемонстрировали широкие возможности группировок ОВД, в том числе благодаря внедрению автоматизированных систем управления (АСУ). Также именно Огарков был инициатором создания Главных командований войск на стратегических направлениях

Вклад советского маршала в развитие военной машины СССР и соцлагеря в целом позволил, в том числе не допустить военной конфронтации с НАТО. Противник понимал, что в случае столкновения он может получить неприемлемый ущерб даже без ядерного оружия.

Основной проблемой США в поздний период холодной войны (которую они, по сути, так и не смогли решить до распада СССР) была ликвидация дисбаланса сил на европейском театре военных действий (ТВД). Американцы пытались изобрести способ «сдержать» армии социалистического лагеря без использования ядреного оружия.

Ставка делалась на воздушно-наземную операцию, которая предполагала использование высокоточного оружия дальнего действия, АСУ, новых систем разведки и целеуказания. Рассчитывая сохранить баланс сил в пользу Москвы, Огарков предвосхитил информационно-технологическую революцию в военном деле.

Суть идей Николая Васильевича состояла в объединении разведывательных и ударных средств в единый контур. Примерно то же самое предлагали и американские стратеги, но мысль советского маршала опередила их теоретические наработки. Основная заслуга Огаркова перед нашей страной и всем миром состоит в разработке концепции конвенционального (неядерного) сдерживания.

Противник мог получить мощнейший обезоруживающий удар, исключающий при этом ядерное поражение. Для того времени, когда мир жил в ожидании ядерной войны и последующей катастрофы всего человечества, подход Огаркова — проявление необычайного гуманизма (без шуток!).

По Огаркову СССР получал гипотетическую возможность поставить на место США с минимальным для мирного населения заокеанской империи негативными последствиями. Перечислим особенности доктрины конвенционального сдерживания Огаркова:

— стирание грани между оборонительными и наступательными вооружениями;

— огневое воздействие на всю оперативно-стратегическую глубину противника без отправки сухопутных войск;

— нейтрализация системы управления противника;

— фактический отказ от использования ядерного арсенала в случае начала войны с Западом;

— установление баланса между силами общего назначения и ядерной триады СССР;

— общая гуманизация характера ведения боевых действий, исключающая массовую гибель населения и масштабные экологические последствия.

Деятельность Огаркова стимулировала развитие военной мысли в СССР. Программные речи начальника Генштаба и труды авторитетных генералов носили секретный характер, хотя западные аналитики имели возможность знакомиться с ними. К материалам советского командования в Европе и за океаном относились (и относятся) с большим профессиональным уважением.

Незабытое наследие

На Западе сомневались в возможностях реализации на практике идей Огаркова и, к сожалению, не зря. Внедрение новой доктрины сдерживания требовало кардинальной перестройки оборонно-промышленного комплекса и общего рывка в технологическом развитии страны. Поздний СССР с его буксующей плановой экономикой был на это не готов.

В 1991 году Советский Союз развалился, а на Западе началась демилитаризация из-за исчезновения «угрозы с Востока». Тем не менее, стратегическое видение развития вооружённых сил Огаркова нашло отражение в доктринах ведущих государств, включая РФ и США.

Николай Васильевич очень тонко уловил грядущую революцию, связанную с бурным развитием разнообразных коммуникационных систем, автоматизированных платформ передачи и обработки данных, а также комплексов целеуказания

Как считают аналитики, информационная осведомлённость на современном ТВД имеет сегодня ключевое значение для успеха. Популярная на Западе концепция сетецентрической войны — это, по сути, доктрина разведывательно-огневого контура, которую разработал Огарков.

Идеи советского маршала были достаточно широко внедрены на тактическом уровне. Например, почти все армейские подразделения используют АСУ, беспилотники, информацию со спутников, радиолокационных станций и других разведывательных комплексов. Современные вооружённые силы в той или иной степени существуют в рамках единого информационного поля.

Единственное, что не взяли на вооружение ведущие мировые державы — это отказ от политики бесконечного сотрясания ядерной дубинкой. Доктрина ядерного сдерживания не потеряла своей актуальности. Атомное оружие по-прежнему остаётся для нашей страны практически единственным средством нанести противнику неприемлемый ущерб. Однако, как подчёркивал в своих трудах Николай Огарков, победы в ядерной войне не будет.

Подробнее читайте на ...

огарков огаркова ссср маршала начальника генштаба войны николай