Четыре года в поисках правды. Как жительница Пензы добилась возбуждения уголовного дела о гибели ее отца и доказала халатность судмедэксперта

2020-6-17 12:22

Экспертиза против истории болезни

Житель Каменки Вячеслав Чебернин погиб 25 мая 2016 года, когда возвращался с…

Экспертиза против истории болезни

Житель Каменки Вячеслав Чебернин погиб 25 мая 2016 года, когда возвращался с дачи на велосипеде. На въезде в город его сбил легковой автомобиль. Скорость машины была такой высокой, что после столкновения она пересекла улицу, снесла угол кирпичного гаража и влетела во двор частного дома, проломив забор из металлических труб. Остановить ее смогла только старая яблоня, в ствол которой навсегда впечатались следы краски.

Угол гаража, который снесла легковушка, сбившая пенсионера

71-летнего пенсионера доставили в реанимацию Каменской межрайонной больницы. Врачи боролись за его жизнь три часа, но спасти не смогли. Вячеслав Чебернин умер, не приходя в сознание.

Сотрудники полиции отказали в возбуждении уголовного дела против водителя автомобиля. Они пришли к выводу, что виновником аварии был погибший пенсионер. Как следовало из судебно-медицинского заключения за подписью районного патологоанатома Алмаза Баткаева, В«Вячеслав Чебернин в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьяненияВ», в его крови обнаружено 0,8 промилле этилового спирта.

На этом основании полиция сняла арест с автомобиля, и водитель сдал его в утилизацию. Так следствие утратило главный вещдок для проведения автотехнической экспертизы.

Для дочери погибшего Марины Качуриной официальное заключение Алмаза Баткаева стало шоком. По ее словам, отец не пил алкоголь последние 44 года своей жизни, но следователи отказались принимать во внимание этот факт:

— Начальник следственного отдела полиции по Каменскому району Сергей Медведев выгнал меня из кабинета, сказал, что мой отец был пьян и чтобы я не мешала работать.В Следователь Плахов интересовался только тем, где и с кем мог выпить мой отец по дороге с дачи. Когда я просила следователя изъять хотя бы историю болезни, он отвечал, что ему это не нужно.

В истории болезни своего отца Марина Качурина нашла запись о том, что при поступлении в реанимацию у него брали кровь на анализ и алкоголя там не обнаружили.

Ошибки в системе

Чтобы добиться возбуждения уголовного дела, Марине Качуриной пришлось дойти до начальника пензенского МВД Юрия Рузляева и губернатора Ивана Белозерцева. Ее главным доказательством стали результаты анализа крови: труп увезли из реанимации трезвым, а в морг доставили пьяным.

Марина Качурина на приеме у губернатора

Следователи выяснили, что 26 мая 2016 года при обследовании трупа Чебернина судмедэксперт Баткаев взял образцы крови. Их анализ проводился в пензенской лабораторииВ в 75 км от Каменки. По какой-то причине кровь попала туда только через 14 дней. Из-за этого она испортилась, в ней появился этиловый спирт.

У каменского морга не было собственного автомобиля для доставки изъятых образцов на экспертизу. Заместитель главного врача Каменской межрайонной больницы Ольга Щербакова рассказала, что сотрудники морга просто В«подбрасывалиВ» пробирки с кровью трупов к пробиркам с кровью живых пациентовВ и они ехали на анализ в больничной машине.

По словам начальника Пензенского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Аркадия Столярова, таким же способом доставлялись образцы крови из большинства районов. Только после огласки этой истории областное бюро завело журналы приема-передачи образцов крови и выделило деньги на закупку специальных пробирок, где кровь хранится длительное время даже при комнатной температуре.

26 сентября 2016 годаВ с учетом вновь открывшихся обстоятельствВ полиция возбудила уголовное дело в отношении водителя, который сбил Вячеслава Чебернина. Через 10 месяцев суд признал его виновным и назначил год лишения свободы в колонии-поселении.

Майор полиции Плахов, который дважды отказывал в возбуждении уголовного дела по факту ДТП и не хотел изучать историю болезни Чебернина, понижен до звания капитана и уволен с должности следователя.

Уволен и принят

Осенью 2016 года Марина Качурина отнесла свое первое заявление на судмедэксперта Алмаза Баткаева. Она посчитала, что в его действиях усматриваются признаки нарушения статьи 307 Уголовного кодекса РФ (В«Заведомо ложное заключение экспертаВ»). По словам Качуриной, вВ возбуждении уголовного дела ей отказывали восемь раз:

— Два с половиной года я только и слышала, что нет состава преступления и не надо сюда [к следователям] ходить. Мне просто давали понять, что правды я здесь не найду.

Сначала Алмаз Баткаев ссылался в своих показаниях на то, что анализ крови делали сотрудники лаборатории в Пензе, которые не сообщили про гнилостные изменения. Хотя в заключении с его подписью есть запись о В«биологическом материале с гнилостными изменениямиВ» и В«относительным результатом на наличие этилового спиртаВ».

В декабре 2017 года Марина Качурина выиграла гражданский иск у Областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Суд признал, что Качуриной причинили моральный вред, унизили честь и достоинство ее погибшего отца. Бюджет Пензенской области заплатил за ошибку Алмаза Баткаева 30 тыс.В руб.

Через семь дней после этого решения судмедэксперт Баткаев стал участником еще одной подсудной истории: пьяный, он угнал автомобиль от ресторана, где отмечал новогодний корпоратив со своими коллегами из областного бюро судмедэкспертизы.В Потерпевший Павел Ермолаев рассказал В«7х7В», что Баткаев врезался на его машине в высокий бордюр и затем заплатил деньги, чтобы не доводить дело до суда.

В ноябре 2018 года, после очередного заявления Марины Качуриной, следователи все-таки нашли основания для возбуждения уголовного дела по факту ложного заключения судмедэксперта. Алмаза Баткаева обвинили в халатности. По версии следствия, он не полностью исследовал материалы проверки,В что исказило фактические обстоятельства ДТП и создало помехи для работы следствия и суда.

2 апреля 2019 года в Каменке губернатор Иван Белозерцев заявил на личном приеме граждан в присутствии журналистов, что Алмаз Баткаев, если его вину подтвердит суд, не будет работать в системе здравоохранения Пензенской области.

Алмаз Баткаев на приеме у губернатора

Через семь дней после этого следствие официально предъявило Алмазу Баткаеву обвинение в халатности. 19 июня он уволился по собственному желанию, а 24 июня подал ходатайство о прекращении уголовного дела за истечением срока давности. Следователи под роспись разъяснили ему, что дело закрывается по нереабилитирующим основаниям, это не снимает вину с Баткаева.

15 июля 2019 года Областное бюро судебно-медицинской экспертизы снова приняло Алмаза Баткаева на работу. Ему дали должность патологоанатома в морге Земетчинского района. Как следует из ответа Минздрава, никто не может ограничивать гражданина в трудовых правах и свободах, а закрытое уголовное дело не образует запретов на профессиональную деятельность.

Марина Качурина решила идти до конца. Она записалась на личный прием к губернатору в октябре 2019 года. С тех пор так и стоит в очереди:

— Мне хотелось спросить, для чего он давал эти обещания, что Баткаев не будет работать в системе Минздрава? Может быть, это был какой-то хитрый ход, чтобы я успокоилась и не требовала? Хотя увольнения Баткаева требовала не только я, но и пензенское управление Следственного комитета. Они тоже считают, что такие эксперты не должны работать в криминалистике.

Комментарий эксперта

Адвокат из фонда В«Общественный вердиктВ» Эльдар Гароз считает эту историю обычной для России:В 

— Привлечь судмедэксперта к ответственности очень сложно.В Соответственно, эксперты практически уверены в своей безнаказанности, качество экспертиз существенно снижается. Чем дальше от Москвы, тем крепче у них связи с полицией и органами следствия, которые часто могут диктовать им, как делать экспертизу. Из-за постоянных контактов сотрудники правоохранительных органов воспринимают судебно-медицинских экспертов как В«своихВ» и по инерции пытаются их В«максимально отмазатьВ» при возникновении подсудных ситуаций. Противостоять такой системе помогает только огласка и СМИ.В УникальностьВ истории Марины Качуриной в том, как система держится за судмедэксперта. В нарушение закона ему дали служебную квартиру, уволили, но тут же приняли в другой филиал. Помогая ему, система все время подставляет себя под удар. Думаю, никто просто не ожидал, что дочь погибшего будет так бороться за справедливость.

В 

Подробнее читайте на ...

баткаева уголовного баткаев дела качуриной крови алмаза 2016