2019-7-16 15:02 |
Думаю, что в докладе значительная доля правды. Достоверную информацию оттуда получить сложновато. Но то, что лично до меня долетает, наверное, ситуация близка к тому, что описано, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт по Средней Азии Андрей Серенко.
Так он прокомментировал доклад британских аналитиков о Туркмении, балансирующей на грани катастрофы.
«Туркмения не самая открытая республика сегодня на постсоветском пространстве. Пожалуй, самая закрытая», отметил Андрей Серенко. Но, при всех помехах в получении достоверной информации, можно сделать вывод, что ситуация в целом обрисована верно, полагает эксперт по Средней Азии.
Накануне портал Al Jazeera опубликовал статью под названием «Гиперинфляция и голод: Туркмения на грани катастрофы». В материале со ссылкой на лондонский Foreign Policy Centre (Центр внешней политики) сообщается, что богатая газом Туркмения столкнулась с наихудшим экономическим кризисом за последние 30 лет.
«Я думаю, что сегодня режим Гурбангулы Бердымухаммедова переживает, может быть, самый драматичный период своей истории, полагает Серенко. Всякие попытки продемонстрировать активизм со стороны президента и его команды, когда периодически выливаются соответствующие информационные поводы, которые туркменские СМИ транслируют и внутри страны, и за рубежом это попытки сделать хорошую мину при плохой игре».
В силу целого ряда причин «есть серьезная усталость от нынешней модели туркменской государственности, политической модели, и свои социальные обязательства Бердымухаммедов уже выполнять не в состоянии», считает собеседник.
Отметим, что, начиная, как минимум с прошлого года, в Сети и прессе за пределами Туркмении появляются сообщения о перебоях с продовольствием в республике. Так, в октябре прошлого года портал «Хроники Туркменистана» утверждал: сейчас вместо месячной нормы 6 кг муки первого сорта людям продают по 5 кг муки первого сорта и 1 кг темной муки (в лучшем случае второго сорта), однако продают ее по цене муки первого сорта 1 манат за килограмм. Тот же портал передавал, что в связи с нарастающими проблемами в снабжении населения мукой и хлебом жители регионов стали покидать страну.
Эксперты из британского Foreign Policy Centre полагают: несмотря на то, что Туркмения обладает примерно 10% всех разведанных запасов природного газа, в республике наблюдается гиперинфляция и повсеместная нехватка продовольствия. Экономические потрясения частично обусловлены низкими ценами на газ, а также приостановкой экспорта голубого топлива в Россию в период с 2016 по 2019 год и плохим урожаем.
Стивен Ханке из Института Катона считает, что уровень инфляции в июне 2018 года составлял 294%. Кроме того, из-за ограниченности госресурсов в начале 2019 года электроэнергия, вода и природный газ перестали быть бесплатными для населения.
По мнению Андрея Серенко, действующую туркменскую власть «спасает только одно очевидный рост протестных настроений пока не трансформируется в протестные действия».
«Специфика определенного политического поведения у жителей республики, мощные карательные структуры, которые там действуют и так далее. . . То есть в силу целого ряда особенностей, тем не менее, понятно, что будет попытка эту трансформацию протестных настроений в протестную активность не допустить, считает Серенко. Но сегодняшняя ситуация достаточно сложная для этого режима и сложно будет эту задачу решить».
Эксперт полагает, что дополнительным фактором дестабилизации может быть «афганская угроза».
«Не исключаю возможности, что Туркмения может оказаться слабым звеном в Средней Азии с точки зрения будущего проникновения туда идеологии и практики исламистских организаций
в первую очередь Исламского государства, отметил Серенко. Потому что сегодня ИГИЛ в регионе ищет такую площадку, на которой он мог бы попытаться обосноваться с точки зрения появления новых очагов сторонников, новых ячеек и так далее. Самая благоприятная среда для ИГИЛа это как раз социально-экономическая неурядица, застарелые социальные проблемы и способность властей удовлетворить самые простые социальные обязательства, которые, как правило, государство несет перед своими гражданами».
«У Туркмении из стратегических ресурсов есть только газ и выход к Каспийскому морю. В стране небольшое население, есть возможность его прокормить при нормальной политике властей, но пока это не очень получается, сказал Серенко. Поэтому конкуренция различных интересов, региональных и международных, за Туркмению будет усиливаться. Газ всем будет нужен, вопрос в том в чью сторону будет крутиться этот туркменский вентиль».
По словам эксперта, в Туркмении имеет свои интересы Китай, и соседние государства Каспия, и Россия. И, конечно, большие игроки, которые в регионе не присутствуют, но очень хотели бы там присутствовать. Та же Великобритания, США, государства Евросоюза, будут этим проектом интересоваться.
«Тут еще надо учитывать географическое положение, которое позволяет рассматривать Туркмению в качестве одного из международных транспортных коридоров, поделился собеседник. Поэтому вот эти призывы британских исследователей «не играть в Туркмению», это призывы, которым никто следовать не будет. Наоборот, государства, в первую очередь региональные, будут стараться усиливать свое влияние и пытаться активнее влиять на будущее туркменской политической модели. Россия в этой связи также должна максимально активизировать свое внешнее направление туркменской политики», подчеркнул эксперт.
.Подробнее читайте на vz.ru ...