Как криптосоискатели обманывают работодателя: сколько платят "биткоин-экспертам"

2018-3-20 10:00

Основатель компании EvoDesk. ru Вячеслав Золотухин внимательно читал резюме, которое состояло из десяти страниц. Почти половина была посвящена криптовалютам. Резюме поистине впечатляло. Молодой соискатель даже преподавал на курсах крипторазработчиков.

Казалось бы, идеальный кандидат на должность разработчика, который нужен был Вячеславу для выпуска и внедрения токена в свой проект.

— Но по факту оказалось, что курсы на самом деле были кружком недавних выпускников школ, а знания соискателя не ушли далее того, что биткоин можно и нужно майнить, — рассказывает Золотухин. — К слову, зарплату он хотел на уровне 300–350 тысяч рублей.

Действительно, на волне криптохайпа на рынке труда появилось множество резюме невиданных ранее специалистов. При этом бывшие, а порой просто разорившиеся майнеры или инвесторы, купившие всего один биткоин, вдруг решили попробовать найти стабильную работу. Доход от крипты если и есть, то непредсказуемый. Тёплый офис и гарантированная зарплата куда стабильнее. И вот новоиспечённые майнеры, не обладая никакими специальными знаниями, решили переквалифицироваться в блокчейн-девелоперов, криптотрейдеров и ICO-консультантов. С зарплатой, само собой, существенно выше среднерыночной.

— По моим наблюдениям, слова "крипто", "блокчейн", "ICO" в резюме увеличивают аппетиты соискателя в среднем в два с половиной — три раза, — отмечает Вячеслав Золотухин. — Мне удалось прособеседовать на данный момент уже около сотни таких кандидатов. Большинство "профессионалов" — это ребята, которые посмотрели несколько видео про блокчейн и пару лекций в Интернете. Рынок труда в этой сфере абсолютно дикий — результат перегретости в целом всего крипторынка. Если ICO под идею, которую, скорее всего, никогда не реализуют, привлекают миллионы неконтролируемых долларов, то каждому захочется быть причастным.

А цифры вокруг ICO фигурируют нешуточные. По данным аналитической группы Smith + Crown, в 2017 году количество ICO практически удвоилось по сравнению с 2016 годом — с 1,5 размещения в неделю до 2,75.

— Если опираться на данные Smith + Crown, то в год рынок проведения ICO составляет от $9 до $15 млн, — отмечает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — По разным оценкам, одно ICO компании обходится в $15–20 тыс. собственными силами. Для сравнения, себестоимость ICO под ключ составит не менее $200 тыс.

Светлана Ушакова, руководитель проекта "Королевский ювелирный дом Empire G", до сих пор не может сформировать команду разработчиков. И всё из-за переизбытка на рынке псевдоспециалистов. Поиски начала полгода назад. Сначала искала целиком команду на аутсорс. Но довольно быстро отказалась от этой затеи, так как рынок был перегрет спросом на разработчиков под блокчейн-проекты. Команды называли несоразмерные цены.

— Мне озвучивали цены от $250 до $500 тыс. на разработку, — вспоминает Светлана. — И ещё дополнительные, на порядки выше, расходы на неотъемлемую, по их мнению, часть — ICO, которое я проводить для своего проекта не планировала и не планирую. Молодые ребята-разработчики и маститые программисты довольно быстро уловили рыночные тенденции, сообразили, что заказчики в основном либо мошенники, планирующие по-быстрому "срубить бабла на хомячках" (не моя терминология), либо далёкие от IT-разработок люди, которые особо не вникают, что же такое блокчейн, на чём он пишется, для чего нужен, но слышали, что это круто, перспективно и очень доходно. Со стороны рынок второй группы заказчиков выглядел приблизительно так: все побежали и я побежал.

К тому времени у Светланы уже был опыт в разработках на уровне управления целым проектом. Соответственно, она знала и фронт работ, и зарплату на рынке. Конечно же, заявленные цены сразу её насторожили.

Тогда Светлана решила искать программистов по отдельности в штат: back-end-, front-end-разработчиков, техлидера/архитектора и аналитика. Но и тут столкнулась с определёнными сложностями. Соискатели требовали зарплату в среднем в два раза выше рыночной — 250–300 тыс. рублей. При том что по факту их работа не сложнее работы коллег вне криптосферы.

— В блокчейн-технологиях и проектах в основном используются такие языки программирования, как C/C++, Java/JavaScript, Python, Solidity, а также криптография и peer-to-peer-технология, — поясняет Светлана Ушакова. — В общем-то, ничего нового. За исключением Solidity, который был создан специально для проектов на блокчейн-платформе Ethereum и которому можно обучиться с нуля за 2–4 месяца.

По словам Светланы Ушаковой, реальная зарплата специалистов для блокчейн-проектов — от 70 до 150 тыс. рублей в зависимости от региона. Для минимальной команды под проект понадобится 4–5 человек: технический лидер/архитектор, back-end- и front-end-разработчики, дизайнер/верстальщик. При этом разработка прототипа средней сложности проекта занимает полтора-два месяца. Несложно посчитать реальную стоимость разработки.

Чтобы отличить добросовестного соискателя от псевдоспециалиста, лучше заранее обговорить условия оплаты труда. Хитрость огромных зарплат в том, что нередко сам работодатель, пытаясь завлечь, как ему кажется, редкого специалиста, завышает зарплатные ожидания. Как отмечает ведущий аналитик ООО "Эксперт плюс" Мария Сальникова, если в объявлении указано 300 тысяч рублей, то это может означать 150 тысяч рублями, а остальное токенами проекта. Те консультанты и специалисты, кто уже поработал на проекты под "честное слово, заплатим токенами, и вы только в плюсе будете", но так ничего и не получили, будут на собеседованиях настаивать на полной оплате рублями. И, кстати, они обычно довольствуются среднерыночным рублёвым доходом и указывают вполне разумные цены в резюме.

По данным компании Jungle Jobs, сейчас в России всего около 1000 разработчиков, профессионально занимавшихся блокчейном, и все они работают удалённо. В Москве таких специалистов не более 300 человек. При этом непризнанных криптогениев в разы больше. Но и иностранным специалистам слепо доверять не стоит.

— В конце 2017-го мы сами попались на удочку одного из лже-ICO-агентств, — рассказывает CEO блокчейн-компании Finom, основатель торгового терминала TabTrader Кирилл Суслов. — Наша кампания была нестандартной: мы выпускали не утилити-токены, а цифровые акции, подкреплённые бизнесом. За продвижение проекта взялось американское агентство, которое пообещало нам колоссальный охват. Сам основатель этого агентства вызвался быть нашим эдвайзером и водить меня по конференциям буквально за руку, знакомить с "китами" — гуру криптоиндустрии, готовыми вложить солидную сумму в развитие нашей компании.

Подозрения на обман партнёров появились у Кирилла, когда он пообщался с участниками профильных конференций. Он насчитал ещё пять стартапов, которые вёл его эдвайзер. Возникал вопрос, как он успевал выполнять такой объём работ. Следующим звоночком стало полное отсутствие публикаций от этого агентства за неделю до старта токен-сейла. Руководители давали интервью, отправляли свои комментарии, но ICO-агентство ничего не опубликовало. Все публикации делались исключительно собственными силами заказчика. Более того, агентство настояло на тишине в СМИ до тех пор, пока не опубликует эксклюзив в Reuters или Bloomberg.

— Но то ли рынок был перенасыщен, то ли подрядчики плохо старались — эксклюзива не случилось, а анонсировать старт кампании было поздно, — заключает Кирилл Суслов. — Нашей ошибкой стала мягкотелость. Когда мы поняли, что всё пошло не так, то не разорвали отношения, а попытались дать им шанс. Это оказалось напрасной тратой времени. Теперь мы больше всего опасаемся, что наш успешный кейс (всё-таки мы привлекли $41 млн), который мы сделали вопреки усилиям агентства его провалить, попадёт в их презентации и рекламные кампании. И кто-то снова наткнётся на те подводные камни, о которых я рассказал. .

Подробнее читайте на ...

ico проекта резюме рынок светлана 300 компании

Из России деньги не берут. Как Telergam создает конкурента Visa и MasterCard

Мессенджер Telegram Павла Дурова в ходе предварительного ICO планирует привлечь 850 млн долларов для создания новой блокчейн-платформы и собственной криптовалюты Gram. Изначально в компании ставили цель – в 500 млн долларов. Но спрос оказался столь высок, что книга заявок была переподписана. Более того, Telegram принял решение отказаться от ряда инвестиционных предложений, в том числе и от тех, которые поступают из России. kapital-rus.ru »

2018-01-18 11:51