2024-4-17 15:49 |
В Театре Комиссаржевской переосмыслили классику XIX века (16+)
О чём спектакль
Привычные у Тургенева темы – романтическая любовь и конфликт поколений – получили новое прочтение в исполнении режиссёра Романа Габриа. По сюжету скучающая барыня Наталья Петровна (заслуженная артистка РФ Евгения Игумнова) незаметно для себя влюбляется в молодого учителя своего сына Коли, и это чувство осложняет её отношения с семнадцатилетней воспитанницей Верой, также неравнодушной к педагогу. Как это часто бывает у Тургенева, история не ограничивается любовным треугольником. Ведь у красавицы-барыни уже имеются и муж Аркадий Сергеевич, и воздыхатель Мишель Ракитин, а к Вере сватается старый и богатый жених. Все эти люди дружно и продолжительно страдают, пытаясь сначала понять себя, а потом побороть свои чувства. Финал действия по версии Романа Габриа вызвал бы немалое удивление у Тургенева, поэтому читать пьесу перед походом в театр не рекомендуется. Недаром в анонсе зрителя честно предупреждают, что спектакль поставлен "по мотивам" классической пьесы.
В
В чём особенность
Из-за обилия сюжетных линий, статичных диалогов и персонажей пьеса считалась непростой в постановке. Сам Тургенев признавал, что для сцены она не годится, но это не стало препятствием для Романа Габриа. Для развлечения зрителей режиссёр использовал весь арсенал новейших театральных средств: и цифровые проекции, и дым, и современную музыку, и сцену-трансформер, и даже загадочных персонажей, о существовании которых Тургенев мог только мечтать. Так, на сцене периодически появляется полуобнажённый фавн, вероятно, символизирующий природную, глубинную, страстную натуру героев. Действие происходит вроде бы в наше время, а вроде бы и нет – некоторые герои пользуются мобильными телефонами, другие же восхищённо смотрят за сценой на веялку.
Тургенев определял жанр своей пьесы как комедию, поэтому многое в постановке рассчитано на то, чтобы вызвать смех у зрителей. Апофеоз смешного, по замыслу режиссёра, заключается в персонаже старого и богатого жениха Веры. В оригинале пьесы он непроходимо глуп и говорит "грыбы" вместо "грибы", а в постановке Комиссаржевки этот же самый сосед Большинцов (заслуженный артист РФ Анатолий Горин) почему-то сидит в инвалидной коляске. Возможно, таким образом режиссёр хочет подчеркнуть его немощь и создать контраст с молодой невестой. Трюк срабатывает, зрительный зал отзывается сдержанным смехом, переходящим в хохот, когда человек в инвалидном кресле на все лады повторяет, что не имел ранее сношений с женщинами (для справки: во времена Тургенева слово "сношения" обозначало просто "отношения" и не имело современного подтекста).
В
Впечатления обычного зрителя
Первый акт, в котором герои много говорят, сидя в больших стеклянных шкафах или лежа на шезлонгах на авансцене, дался сложнее, чем второй. К началу третьего часа стало больше динамики и музыки, действие заметно оживилось, но требуемой замыслом Тургенева "химии" между молодым учителем (Василий Гетманов), Натальей Петровной (Евгения Игумнова) и Верой (София Большакова) так и не появилось. Предполагаемая сексуальность педагога выражалась в том, что он периодически ходил с голым торсом, впрочем, не привлекая при этом ни одну из женщин, которые, казалось, страдали совершенно автономно. Самой сильной сценой спектакля неожиданно стал финальный монолог Ракитина (Владимир Крылов), задуманный в форме концерта и сопровождаемый рваной и пронзительной игрой Ракитина на виолончели. Именно ради этой сцены, которая держит зрительское внимание от первой до последней секунды, стоит сходить на "Месяц в деревне". И ещё, конечно, для того, чтобы насладиться красотой старинного здания Комиссаржевки и проникнуться сохранившейся практически в первозданном виде атмосферой классического драматического театра.
Подробнее читайте на metronews.ru ...