2016-10-14 23:45 |
Мемориальный знак Карлу Маннергейму, ранее располагавшийся в Санкт-Петербурге на здании Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева перенесен Российским военно-историческим обществом в Музей-заповедник «Царское Село», говорится в заявлении РВИО.
Теперь он будет храниться в качестве экспоната в Музее Первой мировой войны «Ратная палата».
Государева Ратная палата была заложена 3 мая 1913 года в присутствии императора Николая II и задумана как пантеон воинской славы России. С началом Первой мировой войны император принял решение разместить здесь галерею Георгиевских кавалеров и трофеи, привезенные с фронта – Ратная палата должна была стать «Музеем Великой войны».
- Первую мировую войну Маннергейм встретил в чине генерала русской армии, начальником отдельной кавалерийской бригады. Уже в первые месяцы он отличился в Галицийской битве, в ходе которой основные силы австро-венгерской армии потерпели поражение. В сентябре 1914 года в неравном бою Маннергейм повел свои войска в атаку, которая позволила выполнить задачу и спасти русскую часть от окружения. За этот подвиг Маннергейм был награжден орденом Св. Георгия. В начале 1915 г. Маннергейм возглавил 12-ю кавалерийскую дивизию, затем 2-й кавалерийский корпус. Финский барон служил под командованием Брусилова – выдающегося полководца Первой мировой. На таких офицерах, как Маннергейм, во многом держалась боеспособность русской армии, рождались ее успехи в «Великую войну», - рассказывает научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
После Великой русской революции бывший русский офицер был вынужден стать военным деятелем независимой Финляндии. По иронии судьбы, после 31 года в Императорской армии, генерал Маннергейм уволился с военной службы уже при Советской власти. Он – один из миллионов подданных Российской империи, которым пришлось покинуть Родину в ходе Гражданской войны.
Первый мемориальный знак кавалергарду в современной истории Петербурга стал предметом отдельной истории. Он неоднократно подвергался актам вандализма – его обливали краской и другими неустановленными химическими соединениями, рубили топором, проделывали отверстия в барельефе.
- В силу геополитических противоречий конца 1930-х годов, Финляндия оказалась в «Зимней войне» с СССР, по результатам которой финские границы были отодвинуты на запад. Союз с нацистской Германией в 1941 году позволял финнам вернуть утраченные территории. Однако руководство Финляндии шло дальше и мечтало о «Великой Финляндии», включавшей советскую Восточную Карелию, - поясняет Михаил Мягков.
Факт, что финские войска, которые возглавлял К. Маннергейм, в 1941 году остановились на Карельском перешейке и не стали продвигаться далее к Ленинграду. Но фактом является и то, что финны блокировали город на Неве с севера и участвовали в наступательных операциях в районе реки Свирь.
- Еще до начала противостояния с СССР Маннергейм был одним из тех, кто выступал за поддержание хороших отношений между двумя странами, а после войны был нужен Москве как человек, способный держать под контролем офицерский корпус финской армии. Кстати, есть сведения, что Сталину предлагали признать Маннергейма военным преступником – но Верховный этого делать не стал, - резюмирует Михаил Мягков.
Неоднозначная фигура Карла Маннергейма – предмет изучения и повод для дискуссий историков. При этом противозаконные действия и «война с памятниками» - вовсе не метод этой дискуссии. Могила Деникина и Мемориал воинам Белой армии на кладбище Донского монастыря в Москве, памятник адмиралу Колчаку в Иркутске и остров Колчака в Таймырском заливе (имя возвращено в 2005-м), будущий памятник генерал-лейтенанту Врангелю в Крыму, мемориальная доска К. Маннергейму – это шаги в сторону примирения с прошлым, признания всех его страниц.
Мемориальный знак Карлу Маннергейму будет храниться в «Ратной палате» без реставрации, как символ исторических споров в современном российском обществе.
.
Подробнее читайте на nsn.fm ...
Источник: nsn.fm | Рейтинг новостей: 105 |