«Сумасшедший краевед» из Ижевского. Как московский пиарщик работает над имиджем самого богатого села Российской империи под Рязанью

2021-5-21 12:10

Андрей Меркунов жил в Подмосковье, работал в Москве, возглавлял PR-отдел крупной российской компании. Внешне все было благополучно. Но однажды вдруг понял, что «пе…

Андрей Меркунов жил в Подмосковье, работал в Москве, возглавлял PR-отдел крупной российской компании. Внешне все было благополучно. Но однажды вдруг понял, что «перегорел», устал от гонки. Шесть лет назад купил в 100 км от Рязани, в селе Ижевском, дом — сначала просто для того, чтобы приезжать туда отдыхать, а потом переехал насовсем. Отоспался, обжился и нашел себе дело по душе — решил развивать в селе туризм. Односельчане в идею не поверили, приняли в штыки и окрестили чужака «сумасшедшим краеведом». Меркунов решил, что это отличная характеристика, углубился в поиски интересных фактов, и уже в 2020 году на его экскурсиях побывала 1 тыс. туристов. В своих рассказах он так мастерски сочетает байки с фактами, что однажды его экскурсия длилась пять часов, а гости просили еще.

«Кремлевский практикант»

Лохматый веселый пес Алтын встречает у ворот всех гостей Меркунова. Он наблюдает, как хозяин выносит из дома и ставит на стол под садовыми деревьями блины и чай в термосе, и тихонько просит угощение: «Гав!» Потом обегает свои владения: угол с курятником, ворота, ведущие на картофельное поле, навес для садового инвентаря, покосившийся штакетник и небольшой побеленный кирпичный дом с пристройкой.

 

 

 

От этого дома начинается большинство экскурсий по Ижевскому. Меркунов мечтает, что скоро так же запросто можно будет зайти в каждый дом села, выпить травяного чаю из самовара, послушать его историю — байку о зарытом кладе или рассказ о том, как прапрадеду удалось построить кирпичный дом, который 100 с лишним лет назад стоил в 20 раз дороже деревянного.

— Как-то я подвез доктора исторических наук. Он погулял по Ижевскому и удивился: ни в одном селе не видел столько каменных домов. Вскоре я насчитал больше 700 таких строений и поделился с соседями открытием: Ижевское было самым богатым селом Российской империи. Тут же нашлись местные жители, которые это опровергли: «Он все врет». И окрестили меня «сумасшедшим краеведом», — посмеиваясь, вспоминает Андрей. — Ну и ладно.

Некоторые зрители ходят в кино «на актера», а не на сам фильм, так и на мои экскурсии будут приезжать «на сумасшедшего краеведа».

Экскурсоводом он стал внезапно: к соседям приехал гость, и Меркунова попросили показать село. Он провел импровизированную экскурсию и получил вознаграждение в 3 тыс. руб. Меркунов отказывался от денег, но тот настоял: «Я недавно был в Афинах и отдал экскурсоводу 200 евро, хотя так и не понял, за что. А сейчас я плачу за дело». Тогда Андрей сидел на мели, без работы.

В «прошлой жизни» все было совсем иначе. Отучился на факультете менеджмента социально-культурной деятельности в Московском государственном институте культуры, проходил практику в Кремле. Затем работал на нескольких крупных предприятиях руководителем отдела менеджмента. Заработок доходил до 160 тыс. руб., говорит Андрей:

— Но однажды я понял, что мне некуда расти в профессиональном плане, а подстраиваться под существующую систему я больше не могу. Не могу «подсиживать», лгать, брать и раздавать «откаты». Не могу больше сидеть под камерой видеонаблюдения, которыми напичканы кабинеты крупных компаний. Однажды сотрудница, которая не справлялась с обязанностями и получила замечание, обвинила меня в домогательстве.

Стало совсем тошно. Купил здесь дом для отдыха и временной «удаленки», а оказалось, что для жизни. Так я переехал из Москвы в рязанское село. Поговаривают, за одно это надо выдавать справку о легком помутнении рассудка.

Кажется, он рассказывает о другом человеке. Представить собеседника деловым жителем мегаполиса почти невозможно: это высокий широкоплечий мужчина с круглым лицом и открытым взглядом, в котором почти всегда промелькивает смешинка. Обо всех неприятностях он говорит рассудительно и с оптимизмом.

 

Постоянный стресс, недосыпание, тревожность — всем этим Андрей «переболел» за последние месяцы работы в Москве. Дом в Ижевском купил случайно, по совету друзей из соседнего села. Первым делом поинтересовался его историей: его в 1900 году построил зажиточный крестьянин Роман Савочкин, который владел двумя баржами. На одной из них сам был капитаном, второй управлял наемный работник.

В Ижевском Меркунов отоспался, купил Алтына, завел кур, поставил теплицу и теперь каждый год соревнуется с соседями по урожайности картошки. Обжился, но «московский» темп работы старается не сбавлять. Сейчас у него четыре источника дохода: фриланс, экскурсии, изготовление табуреток и сбор металлолома. 

Последний источник дохода Меркунов открыл для себя случайно: увидел несколько крупных запчастей от колхозной техники еще советских времен, сделал пару «ходок» на машине в пункт приема металлолома — и две тысячи в кармане. В качестве приятного бонуса — красота и порядок в округе.

Из Подмосковья часто приезжает мама. Она мастерит оригинальные корзиночки с надписью «Ижевское», куклы и другие небольшие сувениры — их Меркуновы планируют продавать туристам, а пока просто раздаривают гостям.

Скоро Андрей Меркунов вместе со своей мамой создаст целую линейку сувениров из Ижевского

Джип и «ерундовые» байки

Алтын со всех лап мчится за хозяйской трехдверной «Нивой», окатывая ее грязью из придорожных луж. Местные узнают эту пару издалека. Мы едем на небольшую экскурсию, Меркунов вспоминает первые годы жизни на новом месте и свой проснувшийся интерес к истории. Сначала в поисках малоизвестных фактов он перелопатил весь интернет, затем архивы, стал постоянным посетителем местной библиотеки.

Меркунов стал завсегдатаем библиотеки, изучил всю литературу о селе

Начал расспрашивать местных, но вытянуть из них какие-то сведения оказалось непросто. Победило упрямство бывшего маркетолога:

— Захожу в один дом, прошу хозяйку рассказать его историю. «Ты такой-рассякой, ты все врешь!» — отвечает и чуть ли не выталкивает меня за дверь. Я одну экскурсию привожу к этому дому, вторую — рассказываю об особенностях архитектуры. Выглядывала, выглядывала женщина из-за занавески да и открыла окно. «А уважаемая такая-то сейчас расскажет вам историю своего родового гнезда» — объявляю экскурсантам, и хозяйка на самом деле начинает рассказ.

 

 

 

За окном автомобиля мелькают дома из побеленного и красного кирпича, 100-летние амбары с навесными замками, украшенные каменными завитушками двухэтажные старинные особняки. Село большое: 5,5 км в длину, 2 в ширину. Год назад здесь заасфальтировали почти все грунтовки, и ехать по местным улицам после рязанского бездорожья хочется бесконечно. По одну сторону от главной улицы, Циолковского, находятся скверы, сад бывшего колхоза, главная официальная достопримечательность — музей основоположника космонавтики, по другую сторону — озеро Ижевское. По словам Меркунова, это одна из точек притяжения туристов. В июне 1945 года здесь разбился самолет с четырьмя членами экипажа. Вероятно, пилот решил посадить задымившийся самолет на воду, но врезался в мост. Водолазы достали тела, красноармейцев похоронили на местном кладбище.

— А один водолаз очень долго не выходил из воды. Потом, заикаясь от страха, рассказал: «Там… там… кузнец стучит молотком, а глаза его огнем горят!» И сейчас в тихую лунную ночь можно услышать, как кузнец стучит по своей наковальне: «Дун-дун, дун-дун!», — вошел в роль экскурсовода Меркунов. — Этими моими словами рязанские телевизионщики завершили свой сюжет об Ижевском. А наутро мне позвонили: «Андрей, научная общественность села возмущена вашей деятельностью! В нашем селе столько хороших историй, а вы такую ерунду рассказываете».

Легенда о кузнеце-утопленнике

В 1920-е годы на берегу озера, в районе современной улицы Героя Советского Союза Иосифа Лапушкина, стояла общественная кузница на несколько клетей. Каждый мог прийти сюда, арендовать клеть с наковальней и поработать. Раз в четверть века на озере случается большой разлив, вода поднимается метров на 20 и больше. В тот раз вода уже начала заливать кузницу, и местные жители перетаскивали инструмент в безопасные места. Один кузнец замешкался, решил сделать последнюю ходку за инструментом, но стена кузни обвалилась и придавила его. Тело никто не нашел. С тех пор в лунную тихую ночь можно услышать со дна озера удары молота о наковальню.

Этот берег озера Ижевского — опасный, кряжистый. Были случаи, когда во время купания здесь тонули дети. Взрослые придумали «кузнеца с горящими глазами», чтобы отпугнуть ребят от этого места.

 

«Я записываю ваш рассказ на диктофон. Если он не совпадет с фактами, потребую назад деньги», — заявил однажды экскурсант. Меркунов как раз проводил экскурсию по теме мифов и легенд Ижевского, и фактического материала в его рассказе было мало. Но гостю понравилось, и он не забрал деньги.

За подобные байки экскурсоводу «прилетело» и на совещании региональных краеведов во время презентации его путеводителя. Профессионалы возрастной категории «80+» потребовали от 40-летнего экскурсовода указать на печатные источники легенд и других «сказок». Андрей еле отбился, ведь вместе с байками он дает точные исторические сведения и цифры, а без занимательных историй группа экскурсантов рискует уснуть прямо на берегу озера. Из легенд можно узнать, чем живут, что тревожит местных жителей. 

Жители Ижевского не сразу, но все же стали делиться знаниями и вещами для будущего краеведческого музея. Это задумка экскурсовода, над которой он работает. Один сосед принес подшивку местной газеты советских времен, другой — мешок старинных столярных инструментов, пока они разместились на крючках и полочках на внешней стене его дома.

 

— Один из признаков признания — это когда кто-то здоровается с тобой первым, — делится наблюдениями о сельской жизни Меркунов. — Со мной так начали здороваться года через три после приезда. «Здравствуй, Андрей!» — говорят, а кто такие, я и не знаю. Вроде приняли, но немного сумасшедшим считать не перестали. В возможность заработка на экскурсиях пока не поверили. Мол, когда пересядешь со своей «Нивы» на новый джип, тогда поверим. Я уж думаю, может быть, у губернатора на время джип попросить… Но я же не просто ради заработка все это затеял!

Чтоб лучше, чем в Крыму

«Я могу Ижевское со всеми потрохами купить!» — бегая по улице с мешком золотых монет, кричала советская гражданка Малюгина. Случай, произошедший в 60-х годах прошлого века, до сих пор помнят некоторые местные жители. История стала очередным подтверждением, что Ижевское было самым богатым селом Российской империи. Бытует мнение, что в Ижевском чуть ли не в каждом огороде зарыт клад, ведь после переворота 1917 года люди не смогли воспользоваться своими накоплениями.

— В каждой экскурсии должна быть своя фишечка, изюминка. Когда я изучал историю села, понял, что люди здесь жили не самые бедные. Выбирая название экскурсии, пошел по известному пути: в нем должно было звучать слово «самое», по типу «Самая высокая гора», «Самое таинственное ущелье». И стал везде проговаривать: «Ижевское — самое богатое село Российской империи с уникальной архитектурой». Через какое-то время читаю в интернете: «Приехал в гости к маме, в самое богатое село Российской империи». О-па, сработало! — радуется собеседник. — Пока это убеждение никто не опроверг, и оно уже стало брендом села наравне с «родиной Циолковского».

Как Ижевское стало самым богатым селом Российской империи

В XVIII веке селом владел дворянин Николай Демидов, у которого к 1830-м годам образовался солидный долг. В 58 лет его здоровье пошатнулось, и Демидова начали осаждать кредиторы. Про это узнал зажиточный крестьянин Иван Воронков и предложил крестьянам самим выкупить себя и пахотные земли. «Как же жить без барина?!» — поначалу ужаснулись крестьяне.

Потом отправили ходоков в села и деревни, где крестьяне уже выкупили себя вместе с землями, и узнали, что вольная и трудолюбивая жизнь сделала тех гораздо богаче. Тогда крестьяне Ижевского решили стать свободными людьми, выплатив при этом почти 3,4 млн руб. Не все могли внести за себя выкуп, и тогда Воронков убедил богатых крестьян внести выкуп за неимущих. Всю сумму им удалось выплатить лишь спустя 30 лет.

У каждого оказалось по наделу пахотной земли, участку луга или леса. Одни занялись бондарным и кузнечным делом, другие молочным производством, в начале XIX века в Ижевском появилась суконная фабрика, колокололитейный, свечной, салотопенный, паточный и кирпичный заводы. Однажды в селе случился большой пожар, и жители решили строить каменные дома. Тогда стоимость двухэтажного каменного дома была столь высокой, что на эти деньги можно было построить село из деревянных домов.

Как Андрей Меркунов планирует развивать туризм

Вовлечь односельчан в создание микроисторий домов

— Жили как-то друг напротив друга молодой человек и Галя  — веселая дама, которая давала ему ложные надежды. Парень разозлился, купил козу и назвал ее Галей. И каждый день на всю улицу кричал: «Галя, едрить твою налево, где снова всю ночь шлялась?!» Если турист сможет остановиться у любого дома и услышать такую историю, он непременно поделится своими впечатлениями со всеми знакомыми.

Создать краеведческий музей

— Одно дело — рассказывать истории домов, другое — показать старые фотографии, письма, которые сохранились почти в каждом доме.

Открыть школу экскурсовода

— Сейчас экскурсовод — не тот человек, который заучит текст по бумажке и проведет экскурсию от сих и до сих. Это человек, увлеченный своим делом, который не отрабатывает свои часы, а общается с туристом.

Привлечь инвестора

— Пока количество туристов не дойдет до 40 тысяч человек в год, инвестор не пойдет в эту сферу. У села очень большой потенциал, множество удивительных историй, которые непременно «бомбанут». Остается ждать, когда это произойдет.

 

Меркунов считает, что в недалеком будущем Ижевское сможет стать туристическим кластером. Для этого надо объединить усилия главы поселения, школы, библиотеки и всех жителей села. А чтобы объединиться, нужно начать с себя и со своего отношения к малой родине, которое уже стало меняться.

— Мне теперь часто говорят: «А мы-то раньше и не задумывались, где живем: село и село. А теперь вон что узнали, вон какая у нас была славная история». Я сам родился в Крыму, там на каждом шагу можно было встретить объявления об экскурсиях. Во многих регионах уже давным-давно разработаны авторские экскурсионные маршруты, в Рязани Ксения Паначева проводит замечательные авторские экскурсии. У нас тоже все должно получиться, — уверен Меркунов.

Говорит, что с теперешним опытом запросто смог бы занять свою нишу в Крыму, но проект в Ижевском не отпускает.

— Я впервые занимаюсь тем, что мне нравится, — признается он. — А это самое главное для успеха в какой-то работе.

 

 

Подробнее читайте на ...

меркунов андрей села российской ижевское село однажды дом