2018-8-23 08:00 |
У каждого российского клуба в истории был свой кошмар в Европе. "Спартак" в чемпионские 90-е наткнулся на "Кошице", совсем недавно — на "Санкт-Галлен" и АЕК, "Локомотив" проигрывал полулюбительскому "Зюльте-Варегему", "Зенит" вылетал в дуэлях с "Насьоналом" и "Осером".
. . У ЦСКА был "Вардар", а чуть ранее — "Мольде". "Мольде" — одно из самых тяжёлых впечатлений российских клубов в еврокубках. Это было не просто позорно, но абсолютно неожиданно. ЦСКА в одну калитку выиграл первый матч 2:0, сыграл первый тайм в Норвегии вничью 0:0, но во втором пропустил четыре безответных гола. Героем встречи стал никому не известный 18-летний Магне Хусет. Впоследствии Хусет станет легендой клуба и выйдет на второе место за всю историю по количеству сыгранных матчей. Вместе с командой он вылетит в низшую лигу, но останется, вернётся в "вышку" и выиграет три чемпионских титула. Сейчас 37-летний ветеран продолжает карьеру в "Кристиансунне" — клубе из соседнего с Мольде городка на фьордах. Он работает менеджером в академии клуба и иногда играет за резервную команду, но при этом душой остаётся в "Мольде". И будет болеть за свой клуб в предстоящем противостоянии в раунде плей-офф Лиги Европы с "Зенитом". Норвежцы попытаются повторить чудо 20-летней давности.
Лайф поговорил с главным символом "Мольде" XXI века о вкусе русской водки, финансовых предложениях от российских клубов, шансах против "Зенита" и сильных сторонах главного тренера скандинавов — экс-нападающего "Манчестер Юнайтед" Уле Гуннара Сульшера.
Впечатления от Москвы — огромные плакаты с Семаком и прекрасная водка
— Магне, вы наверняка подозреваете, почему вам звонит русский журналист. Вы — могильщик ЦСКА в знаменитом лигочемпионском противостоянии 1999 года. Помните его?— Никогда не забуду тот матч в Мольде. До него меня не знал никто, после него меня узнали все. — Давайте по порядку. Первая игра прошла в России. Какой вы запомнили страну в конце 90-х?— Мы жили в гостинице в 200 метрах от Красной площади, так что с бытовыми условиями всё было невероятно. Я никогда таких гостиниц в своей жизни не видел, с такими огромными пространствами. Мне сразу бросились в глаза огромные рекламные плакаты с молодой звездой ЦСКА Сергеем Семаком. Мы ехали в автобусе из аэропорта, и я видел эти постеры Pepsi чуть ли не на каждом шагу. Это немного давило. И, когда я увидел его вблизи на разминке перед матчем, то ощутил какое-то смущение. Но вообще в Москве я чувствовал себя прекрасно и защищённо. Мне было всего 18 лет, я и городов таких больших никогда не видел! Конечно, хотелось взять что-нибудь домой в качестве сувенира. Вечером пошёл в алкогольный магазин и купил бутылку водки. И когда я её попробовал. . . Боже, это был лучший напиток, который я когда-либо пил! Её даже можно было ни с чем не смешивать!— Пожалуй, её мы делаем лучше, чем играем в футбол. Хотя матч в Москве вы всё же проиграли. — Мы уступили 0:2, но должны были проиграть гораздо больше. ЦСКА нас просто разнёс. Мы играли на каком-то старом стадионе ("Динамо". — Прим. Лайфа). В первом матче я не вышел на поле и сидел на скамейке запасных. Где-то на 70-й минуте во время разминки я повернул голову на трибуну — а на ближайшем ко мне секторе две фанатские группировки ЦСКА начали драться между собой. Помню как вчера. Потом их полезли разнимать какие-то военные. . . ЦСКА же клуб армии, да? Тогда это логично. На стадионе было полно солдат. Это поразило, конечно. После возвращения в Норвегию мы были в некотором трансе, разница в классе была очевидна.
Это чистая случайность, что я вышел на поле в матче с ЦСКА
— Но во второй игре вы сотворили такое чудо, что "Мольде" теперь для российского футбола — чуть ли не имя нарицательное.
— Это действительно было как в сказке. Опять я просидел весь первый тайм на скамейке запасных и, в принципе, не должен был появляться на поле, но в перерыве наш игрок пожаловался на проблемы с желудком, и меня выпустили. Я тут же отдал голевую передачу, и мы сравняли счёт в противостоянии (2:0), затем меня схватил за футболку игрок ЦСКА и получил красную. Ну а ближе к концу я забил два гола. . . Для меня матч против ЦСКА был знаковым, определяющим моментом моей карьеры.
— Получается, ваше появление на поле тогда было удачей?
— Именно. Можно сказать, чистая случайность.
— Праздновали после матча как-нибудь? Допили ту бутылку?
— Нет. (Смеётся. ) Праздновать мы не могли, играли уже в воскресенье, а потом надо было лететь на Мальорку. Вот после неё да, у нас была сильная вечеринка!Как помню, даже болельщики после той игры не очень активно праздновали, побаивались. Никто не хотел, чтобы произошло что-то нехорошее. Из России приехало много фанатов, два автобуса, и они были в бешенстве, громили стадион, ломали кресла. . . Но я их понимаю. Они были чемпионами России (на самом деле вице-чемпионами. — Прим. Лайфа), ехали день в Норвегию на этих автобусах и проиграли маленькой команде из города рыболовов. После этого я ещё раз приезжал в Россию в 2013 году, на матч Лиги Европы против "Рубина". Тогда мы уступили без шансов, но что мне запомнилось — это очень жёсткий контроль в аэропорту. Я был после отпуска, с загаром, почти темнокожий, обросший бородой. И я зашёл на паспортный контроль первым, а вышел последним, минут 20 разбирался. Русскому пограничнику я явно не понравился.
"Зенит" сыграл с минским "Динамо" очень странный матч
-— Вы же знаете, что тот самый Сергей Семак с плакатов теперь тренер "Зенита"?— Да, пару недель назад я узнал, кто будет соперником "Мольде" — я всё-таки пристально слежу за моей родной командой. И увидел, что тренер — Семак. Это, конечно, очень необычно. — Слышали про феноменальный камбэк "Зенита" против минского "Динамо" с 0:4? Покруче вашего в 1999-м будет. — Слышал, а как же. Но они сыграли очень странный матч в Петербурге. . . — Вы намекаете, что не всё могло решаться на футбольном поле?— (Смеётся. ) Вы знаете, я не могу ничего сказать по этому поводу. Но когда ты отыгрываешь в Европе дефицит в четыре мяча. . . брови сильно поднимаются, скажем так. Может быть, они просто недооценили Минск. Конечно, хотелось бы получить в соперники "Динамо". Потому что я смотрел последний матч "Зенита" в чемпионате России против вашей 16-й команды ("Урала", закончился 4:1. — Прим. Лайфа), и "Мольде" будет очень сложно. Вероятность прохода где-то около 25% против 75% у русских. Думаю, если "Зенит" захочет, у нас даже не будет мяча. Если он захочет выиграть — он выиграет. Это худший соперник, которого только можно было получить на этой стадии. — Но есть всё-таки какой-то шанс, причина надеяться?— Шансы останутся, если "Мольде" проиграет на выезде не более двух мячей. Потому что дома, в присутствии 13 тысяч болельщиков, "Мольде" иногда может творить чудеса. Они постоянно атакуют, играют смело, на кураже. В Петербурге же, думаю, они будут играть цинично, оборонять свои ворота и искать шанс в контратаках.
Тренер нашей команды не особо заботится об обороне
— Ещё играя за "Мольде", вы работали с Уле Гуннаром Сульшером, главным тренером клуба и по сей день. Как вы его охарактеризуете, какой футбол он предпочитает?
— Он, я бы сказал, не очень заботится об обороне. Сульшер купил в оборону опытных игроков, лидеров и занимается постановкой игры в атаке. И он очень сильно вовлекает игроков в тренировочный процесс. Постоянно с ними обсуждает, убеждает их в чём-то. Кроме того, Сульшер — хороший психолог. Он старается объяснить человеку, что он просто играет в футбол. И неважно, сколько людей на трибунах, что происходит вокруг. И если в Петербурге придёт на матч 50 тысяч зрителей и все будут думать, что "Зенит" выиграет, то Сульшер и из этого извлечёт пользу.
— В каком вообще сейчас состоянии норвежский футбол?— Не в лучшем. Денег не хватает, клубы постоянно продают игроков за рубеж, нет возможности их удерживать. Все лучшие норвежские футболисты уехали за рубеж. Уезжают даже в соседние Данию, Швецию. В Норвегии сейчас средняя зарплата футболиста в районе 50–60 тысяч евро в год. Меня в 2009 году, кстати, хотел купить клуб из России — московский "Локомотив". Звали за зарплату в один миллион евро в год чистыми. Я был в шоке, но отверг приглашение. Хотел остаться в родном "Мольде", хотел выиграть чемпионат. И я всё-таки не очень хорошо знал Россию. Хотя сейчас, на пенсии, иногда задумываешься, а не зря ли? Сейчас бы купался в богатстве. . . Ещё звали в "Томь", но там клубы не договорились. Такие голы забивал Хусет в 2009 году, когда его хотел купить "Локо"
— Вы же не покинули клуб даже в тот момент, когда он вылетел в низший дивизион.
— Да, иногда футболист должен делать сложный выбор в своей карьере. Мне было тогда 26 лет, у меня были предложения из Франции, Бельгии, Дании. Но я решил остаться, подумал, что я должен вернуть команду обратно.
— Не жалеете?
— Нисколько. Наверное, об этом можно говорить так: я стал в "Мольде" одним из главных игроков в истории, 15 лет отдал этому клубу, он стал для меня родным. Об этом невозможно жалеть.
Так что желаю ребятам удачи в четверг, и пусть они повторят наше чудо!.
Подробнее читайте на life.ru ...