2018-8-17 09:30 |
Высший избирательный суд (ВИС) Бразилии (Tribunal Superior Eleitoral — TSE) зарегистрировал 15 августа 2018 года кандидатом в президенты страны бывшего её руководителя Инасиу Лулу Да Силву. В этом не было бы ничего особенного, если бы не одно обстоятельство: Лула с апреля "парится на нарах" тюрьмы в городе Куритиба, отбывая 12-летнее наказание "за пассивную коррупцию".
Виновным, впрочем, Да Силва себя не признаёт, а в его деле последняя точка не поставлена — апелляция адвокатов Лулы в Верховном суде страны дожидается своей очереди на рассмотрение. Фактически являясь заключённым, экс-президент не считается "человеком с испорченной биографией", пока ВС не вынес окончательный вердикт. Положение же угнетаемого, но не сломленного только добавляет Луле популярности в народе. Регулярно проводимые соцопросы показывают, что за бывшего главу и бессменного лидера Партии трудящихся (ПТ) готовы голосовать не менее 33% избирателей.
В общем-то, широкая поддержка обществом Лулы — факт, никого не удивляющий. Два его президентских срока (2003–2011) ассоциируются у народа с проведённой в стране экономической реформой, которая обеспечила рост благосостояния населения. Количество бедных в стране в период его правления уменьшилось на 60%. Наконец, он ориентировал государство на развитие национального производства. Что очень не понравилось глобалистам из Северной Америки, считающим, что весь мир должен работать в первую очередь на них.
Загвоздкой, которая могла оставить Лулу за пределами избирательной кампании, считается так называемый Закон о чистоте биографии ((Lei Da Ficha Limpa), который ставит политиков с судимостью вне игры. В ходе вчерашнего заседания Высший избирательный суд мог сослаться именно на это обстоятельство и закрыть вопрос, но…
Партия трудящихся, выдвигавшая Инасиу кандидатом, основательно подготовилась к этому дню. На площади перед зданием упомянутого учреждения и прилегающих улицах собралась огромная толпа с лозунгами "Без Лулы нет политики!", "Лула — воин и защитник бразильского народа!" и другими. Доверенное лицо Лулы (и запасная карта в игре на случай, если всё-таки лидеру ПТ в регистрации будет отказано), экс-министр образования Фернандо Хаддад сообщил собравшимся и напомнил руководству избирательного суда, что "это не провокация. Это акт неповиновения народа, который уважает и соблюдает Конституцию".
За несколько дней до даты регистрации глава ВИС Луиз Фукс заявил, что "Лула в настоящий момент находится за решёткой, а значит он — вне избирательного закона". Некоторые СМИ сочли это высказывание сигналом "всё уже решено", но большинство политических деятелей пришло к выводу, что "судья поторопился и высказываться в таком тоне — значит оказывать давление на коллег, которые будут официализировать позицию суда". Скорее всего, комментарий Фукса был всё же пробным камнем — властям надо было увидеть, какая реакция населения последует. А увидев у себя под окнами несколько десятков тысяч человек, пришедших в столицу со всех концов страны, и оценив возможность "электорального взрыва и его последствий", решили не рисковать.
Лулу зарегистрировали, но это ещё не означает, что он будет баллотироваться. Правильнее сейчас его считать "кандидатом в претенденты на президентство": у избирательного суда есть ровно месяц на то, чтобы утвердить Да Силву в качестве соискателя конкурса на место главы государства или отказать ему на основании упоминавшегося выше "закона о чистоте биографии".
За этот месяц — как говорил Ходжа Насреддин, "либо ишак сдохнет, либо падишах помрёт" — верхи рассчитывают на то, что одна часть поддерживающих Лулу избирателей выпустит пар, а другая — согласится, что надо следовать закону, и потому откажется голосовать. Ещё один вариант — довести ситуацию до момента, когда из искры неприятия населением ходов правящей элиты возгорится пламя народных выступлений. В этом случае можно будет ввести режим чрезвычайного положения. И тогда выборы (если они вообще состоятся) пройдут под диктовку кандидата, пусть и далёкого в своих воззрениях от проявления симпатий к демократии, зато занимающего нужную (то есть провашингтонскую) позицию. Он-то и погонит бразильский народ железной рукой к счастью.
"Он" в данном случае — это Жаир Болсонару. Бывший военнослужащий-десантник, оценки которого политологами сочетают огромное количество противоположных характеристик. Спаситель родины и дилетант без опыта политборьбы; крутой мужик и агрессивный мачо и гомофоб; защитник ценностей традиционной семьи и политический ретроград. Его сторонники считают, что он — единственный, кто может положить конец насилию и повальной коррупции в стране. Его хулители опасаются, что вспыльчивый характер такого президента и отсутствие у него прочной экономической программы могут привести страну в пропасть.
С его провокационным стилем выступлений он является вторым по степени популярности кандидатом на грядущих выборах в Бразилии — соцопросы показывают, что за него стабильно готовы отдать свои голоса от 15 до 17% избирателей. Сможет ли он стать претендентом на победу номер один, зависит от одного обстоятельства — будет значиться Инасиу Лула Да Силва в числе кандидатов на высший государственный пост или нет.
При всей тяге Болсонару к защите традиционных семейных ценностей, неприятии ЛГБТ и презрении к демократии, бывший десантник не считается в США неприемлемым для Вашингтона кандидатом в бразильские президенты. Как раз наоборот: экс-десантник уже обозначал готовность сотрудничать со старшим североамериканским братом вплоть до предоставления тому мест для организации военных баз и возможности инвестирования в государственную нефтедобывающую компанию Petrobras. Последнее, по мнению некоторых экономистов, может обернуться фактическим установлением контроля Вашингтона над одним из основных наполнителей бюджета Бразилии. Так что нет сомнения, что в ближайший месяц до момента, пока не будет объявлено Высшим избирательным судом, быть или не быть Да Силве участником президентской гонки, США будут всячески способствовать раскрутке имиджа Болсонару и задвиганию Лулы.
"Куда пойдёт Бразилия — туда пойдёт и Латинская Америка". Эту мудрость, высказанную бывшим президентом США Ричардом Никсоном, никто не отменял. Когда Бразилией рулили Лула Да Силва и его последовательница Дилма Русеф, крупнейшее государство Южной Америки было заметной фигурой в БРИКСе и активно контактировало с Россией. После импичмента Русеф активность Бразилии в названной организации сошла почти на нет, до номинального присутствия, да и сам БРИКС тоже заметно сдулся. Что устраивает Вашингтон и абсолютно не входит в планы Москвы. Так что бразильские интересы у двух названных столиц не совпадают ни по каким параметрам. Останется Лула в списке кандидатов — это на 99% означает, что из-за решётки он проследует прямиком в главное кресло Дворца Планалту, президентской резиденции. .
Подробнее читайте на life.ru ...