2020-11-6 19:25 |
"Он создавал для нас уют". "Что он создал – это нам помогает в жизни". Такими словами вспомнил Михаила Жванецкого лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который был лично знаком с сатириком.
На 87-м году жизни скончался сатирик Михаил Жванецкий. Печальную новость в эфире телеканала "Россия 24" прокомментировал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который был лично знаком с артистом.
- Владимир Вольфович, здравствуйте! Были ли вы знакомы с Михаилом Жванецким, и какое впечатление он оставил о себе?
- Да, были знакомы где-то четверть века. Когда были выборы 1996 года, такие опасные – никто не знал, кто может победить. Мне понравилось его интервью какому-то журналисту. Он говорит: "Если победит (лидер КПРФ Геннадий – ред.) Зюганов или Жириновский, я уеду из страны". То есть он таким вот образом хотел выразить поддержку (экс-президенту России Борису – ред.) Ельцину, и почему-то мы ему оба не нравились. Но потом, когда лично где-то мы пересекались, он всегда с улыбкой смотрел, и мне нравились все его юмористические зарисовки.
А первый раз – вообще, лет 50... Он выступал на геологическом факультете МГУ, и я туда пришел и помню даже, мне понравилась его фраза, вернее, не фраза... можно назвать, юмористическая фраза: "Я очень люблю женщин, которые быстро хмелеют от сухого вина". И студенты там все – "га-га-га!". И тогда он уже пожаловался, что как автор он не звучит. Он писал очень много для Аркадия Райкина, это был великий сатирик, юморист. Но мы никто не знали, что автором большинства текстов (для Райкина – ред.) был Жванецкий. Возможно, это составляло для него переживания. И потом было интервью, где он сказал, что он, Жванецкий, как Ободзинский в кино. Когда во всех фильмах песни Валерий Ободзинский исполнял, но было запрещено указывать фамилию исполнителя. Так и Михаил Жванецкий. Ему немножко было неприятно, что везде звучат его юмористические зарисовки, но только вот последнее время, 10 лет там прошло, наверно, 15, когда звучало именно его имя.
Ну и, конечно, его афоризмы они очень известны. И мы всегда с удовольствием смотрели его передачи – и "Дежурный по стране"… И эта манера с портфелем ходить... Его приглашали на все мероприятия, на которых иногда мы подходили друг к другу и он как-то по-доброму ко мне относился. Ему, может быть, нравились какие-то мои выступления, а мне нравились его такие короткие зарисовки, афоризмы, которые и сегодня мы все знаем.
Посмотрите: "Все идет хорошо, только мимо". Четыре слова, а для каждого человека понятные. Или: "Мало знать себе цену, надо еще пользоваться спросом". Тоже у нас некоторые товарищи думают, какие они умные-умные.
"Если вам долго не звонят родственники или друзья, значит, у них всё хорошо".
"В любом из нас спит гений, и с каждым днем все крепче".
Великолепно!
"Лучше обед без аппетита, чем аппетит без обеда".
"Лучше с трудом заниматься любовью, чем с любовью заниматься трудом".
"Лучше длинная живая очередь, чем короткая автоматная".
То есть огромное количество вещей... Или: "Чем больше смотрю в зеркало, тем больше верю Дарвину". "На своих ошибках учатся, на чужих делают карьеру". То есть замечательный человек, просто гений! Такого юмора, здорового, гражданского... это не просто где-то концерт: сказал пару фраз – зал захлопал. Это учебник жизни. Он все превращал в такие афоризмы, которые имели гражданское звучание, политическое, экономическое, семейное.
Было интервью – он и сын, он сына спрашивает: "Ну вот зачем нужно это образование высшее?" Ну, сын решил ответить: "Вот, там, получаем знания, профессию". Он говорит: "Нет, высшее образование нужно для того, чтобы научиться терпеть унижения". Представляете? Это же какой глубокий смысл! Действительно, по жизни приходится иногда терпеть унижение, и человек, имеющий высшее образование, он лучше это понимает. И действительно терпит, но дальше двигается по карьере. А кто быстро хлопает дверью – ничего, так сказать, хорошего не получится.
Поэтому здесь человек, ну, очень нравился всем. Он не вызывал какого-то отторжения. Очень такой добродушный был и не боялся ничего. Какой-то злой сатиры не было у него во всех выступлениях, все такое человеческое, как происходит по нашей жизни. Потом, он никогда не опускался до чего-то бытового – кто-то там перепил, чего-то там потерял, заблудился, как у нас, там, бывает в некоторых шоу. И он всегда как-то чинно, в костюме, благородно, консервативно, в таком хорошем смысле консерватизм. И, конечно, его месторождения – Одесса.
Одесса подарила нам всех юмористов и сатириков. И Райкин, и Жванецкий, и (Роман – ред.) Карцев, и многие, многие, многие другие. И потом, профессия. Первая его профессия – инженер морского флота. Я заметил, что лучшие артисты и исполнители – те, кто ушел от основной профессии. Когда человек хочет стать артистом, это не всегда хороший артист. А когда он был врачом, архитектором или инженером морского флота и ушел в эстраду, ушел для создания афоризмов, и они слышны по всей стране, – намного лучше. Посмотрите, он до последних лет творил. Ему 86 лет, и мы его видели и год назад, и пять, и десять, и пятнадцать. Огромная трудовая жизнь. С улыбкой. Везде аплодисменты. Все рады были слышать его, видеть, это продлевало его жизнь. Поэтому мы очень были рады, что он был с нами, и сожалеем, что он ушел. Но все его афоризмы останутся. Я уверен, что будут изданы, голос его будет звучать, будут, там, какие-то кассеты, диски.
Что он создал – это нам помогает в жизни. Тут нету ни царского периода, ни советского – все общечеловеческое. Этот афоризм для любого общества, для любого исторического периода, в этом его гениальность. И, конечно, трудности, что десятки лет он не был известен как автор и получал меньше. Как автор он получал бы больше, потому что Райкин использовал его тексты и получал бешеные гонорары за исполнение на эстраде, а он просто был как литературный раб. Конечно, это было немножко неприятно. И когда он выступал, не всегда было понятно, шутит он или говорит всерьез.
И видно, что у него не было какого-то продюсера, он все сам. Он приходил с портфелем, открывал его, что-то там доставал, бумаги, листал все так по-простому, но близко. Все его воспринимали как товарища, соседа, учителя, друга, что недалеко какой-то находится. То есть создавал для нас уют, такой уютный человек для всех для нас. Мы все будем его долго помнить, и замены ему нет. У нас огромное количество представлений, там, огромное количество артистов, замечательные все, но второго Жванецкого нет. И он не Райкин был, у него своя манера. Райкин там все-таки менял образ, надевал какие-то маски. Здесь чисто его лицо, его костюм, его галстук, его портфель – и без всякой репетиции. Он просто говорил в открытую. Он не заучивал, он брал текст, читал, это его записи. И все-все, что он видел по жизни, он все это описывал. И потом, конечно, его тексты читали и Сергей Юрский, и Любовь Полищук, многие артисты использовали, но мы всегда должны помнить про автора, потому что автор – это все-таки гений. Он действительно был гений такого юмористического текста, и это очень сложно. Легче написать статью, быть публицистом, сообщить, что там в России выборы, в Америке – это все публицистика. А вот отразить жизнь в ее многогранности...
Он никогда ничего не говорил, допустим, про пьяниц, он все говорил про вино какое-то, про коньяк, но все красиво, культурно, чуть-чуть, вовсе не показывая, что стало с человеком, который, может быть, много выпил и как тяжело ему. Он никогда ничего обидного не говорил про людей. Он никогда не критиковал чиновников. Скажем, Райкин специализировался на бюрократах, там, товаровед, не знаю, еще кто-то, что-то там плохо, то есть он был социальный сатирик. Его за это и держали. Райкин. Это был единственный голос оппозиции через юмориста Райкина. А он прошел. Он пережил все этапы – и Хрущев, и Брежнев, и Горбачев, Ельцин и сейчас, вот, буквально человек – целая эпоха. Мы его все будем любить всегда, помнить его. Трудно назвать, чтобы кто-то им был недоволен. Никто ничего плохого не может сказать. Он вот так сумел себя поставить по жизни, написал столько хороших афоризмов, люди с удовольствием... и глубокий смысл. Мы читаем его афоризмы и нас это все вдохновляет. Это очень важно нам.
"Если вам говорят, что вы многогранная личность, не обольщайтесь. Может быть, имеется в виду, что вы гад, сволочь и паразит одновременно".
Он никого не оскорбил, он сразу показал, что не надо думать, что вы все можете, что хотите. Может быть, вы, наоборот, набор отрицательных каких-то качеств. Тут нет конкретного лица, он ни на кого не нападет, но каждому человеку понятно, что это говорит тот, кто знает жизнь, кто рядом в трамвае сидит, в очереди в баню, в парикмахерскую, в доме отдыха, в самолете. Он все это слышит, в себя впитывает. Это же очень фраза: "Обидно, когда твои мечты сбывают у других". Это же практически каждый день происходит. Люди мечтают о чем-то – у них не получилось, а у другого получается.
"Мудрость не всегда приходит с возрастом, бывает, что возраст приходит один".
Это о чем говорит? Что, конечно, у нас не у всех хватает мудрости по жизни, мы просто возраст имеем – нам 40, 50, 80, 90, но не все мы мудрые. Поэтому то, что он ушел сегодня, в этот тихий ноябрьский день... Может быть, он не хотел отмечать завтра 7 ноября. Он был противником любых революций. Он не хотел, чтобы кто-то диктовал кому-то, он хотел тех свобод, которые появились уже 30 лет назад, и вот эту последнюю часть его жизни, там, с 50 лет до 86 он прожил в условиях свободы. Я уверен, что он ушел удовлетворенный. Он видит свободную Россию, где столько прекрасных лиц, где столько информации. Никому рот не затыкают. Что наконец можно говорить с эстрады или, там, не знаю, в каких организациях, предприятиях, все, что накипело на душе.
Подробнее читайте на vesti.ru ...