2017-1-24 09:16 |
Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе глава «Сбербанка» Герман Греф заявил, что в течение ближайших десяти лет в банке будет сокращено около половины сотрудников, потому что в «банковском секторе прорывная ситуация». А виной всему четвертая технологическая революция, тотальная роботизация и грядущая «новая реальность». Что сегодня представляет собой процесс роботизации в мире и в России, какие последствия он может иметь для граждан?
Роботов много хороших и разных
Слово В«роботВ» было введено в обиход чешским писателем Карелом Чапеком в 1920 году, хотя сама идея некоего механизма или создания, способного выполнять за человека различную работу по его команде или по заданной программе, прослеживается с незапамятных времен в эпосе различных народов. Конструировать роботов начали в первой половине прошлого века, однако это были немногочисленные экземпляры, чаще всего создаваемые для конкретных задач, например, для работы в условиях повышенной радиации. Первый патент на робота был получен в 1961 году, а в 1969 году был создан прототип современного робота, который воспроизводил некоторые функции человеческой руки. В заметных количествах строить роботов стали в Японии в 80-х годах минувшего века. Это были механизмы, созданные на основе высоких технологий, и к этим годам относят начало роста рынка роботов.
Роботы бывают различных типов – промышленные, военные, бытовые, сервисные и тому подобное. Когда говорят о роботизации, то чаще всего подразумевают промышленных роботов – именно здесь они нашли наибольшее применение и их внедрение особенно заметно. На сегодняшний день их в мире насчитывается более 1,6 млн и три четверти из них занято в автомобилестроении, в производстве электроники и в машиностроении. Среди бытовых роботов популярностью пользуются разве только пылесосы, которых на сегодняшний день проданы миллионы, остальные роботы из этой категории большого признания пока не получили.
Все большее распространение получают сервисные роботы – бухгалтеры, учителя, няни и прочее, но здесь ситуация очень неравномерна. Например, летающие роботы-геликоптеры в качестве курьеров используются мало – емкость аккумулятора является серьезным ограничением. Зато труд юристов роботы могут облегчить. Более того, совсем освободить их от работы. Например, глава В«СбераВ» Греф планирует к 2025 году из 330 тыс. сотрудников банка половину заменить роботами. Но это пока в перспективе, а на данном этапе в банке под сокращение попадают 3 тыс. юристов, о чем и заявил зампред правления В«СбераВ» Вадим Кулик на Гайдаровском форуме. По словам финансиста, банк будет стараться избежать увольнений, сотрудники пройдут переподготовку, но если не удастся их В«применить, то дальше, естественно, начинаются сокращенияВ».
Снова в аутсайдерах
Уровень роботизации в той или иной стране оценивают числом роботов, приходящимся на 10000 работников. В среднем по миру этот показатель равен 69, в промышленно развитых странах роботизация измеряется сотнями штук роботов на 10000 работников. Лидерами рейтинга Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) являются Южная Корея, Сингапур и Япония с показателями 531, 398 и 305 соответственно. В России, согласно данным НАУРР, этот показатель равен 1. Промышленность (в основном автопром) нашей страны приобретает несколько сотен роботов в год, 90% из них представлены изделиями немецкой KUKAВ Roboter и японской FANUCВ Robotics. В 2015 году В«АвтовазВ» закрыл В«Волжский машиностроительный заводВ», единственное в России предприятие, производившее промышленных роботов. Сегодня в нашей стране роботов производятт несколько компаний, таких как В«Рекорд-ИнжинирингВ» или В«БИТ-РоботиксВ», но, судя по данным финансовых отчетов, объемы продаж их продукции довольно скромны.
Но некоторые наиболее передовые сектора экономики, например, банковский сектор, планируют более ответственно подойти к вопросу модернизации. Как сообщил осенью прошлого года старший управляющий директор центра управления НДО В«СбераВ», банк вместе со своим партнером Quantum Systems, Inc. (USA) откроет первый в России полноценный роботизированный кассовый центр. В«СбербанкВ» планирует использовать роботов, которые будут выполнять все функции кассира, дабы избежать влияния пресловутого В«человеческого фактораВ».
Туманные перспективы
В СМИ публикуется великое множество различных В«экспертных оценокВ» и прогнозов от известных экономистов, бизнесменов, аналитических агентств, футурологов и просто В«хороших людейВ» по поводу влияния роботизации на занятость населения планеты. Цифры грядущей безработицы к какому-нибудь В«дцатомуВ» году этого столетия называются самые разные – от 40 до 70%, а при более настойчивом поиске наверняка найдутся и более драматические оценки этого бедствия. Но все до единого эксперты отмечают одну особенность очередного технологического уклада. Состоит она в том, что все предыдущие технологические революции хотя и были катастрофой для многих работников устаревших профессий, но со временем новый уклад предлагал новые рабочие места. От работников требовалась уже иная квалификация, лучшее образование и в целом понятие В«прогрессВ» в сфере материального производства было вполне уместно. Иное дело четвертый технологический уклад. Он не предлагает никаких новых рабочих мест ни сейчас, ни в будущем. Когда президент США вел свою предвыборную кампанию, он обещал создать в стране миллионы рабочих мест. Но обещания эти невыполнимы, потому что современным роботизированным предприятиям рабочие не нужны. И такая ситуация складывается по всему миру. Например, в связи с ростом издержек в Азии (рост стоимости рабочей силы, ужесточение экологических требований), немецкий производитель обуви Adidas построил завод в Германии. Это целиком автоматизированное производство SpeedFactory. С точки зрения рабочих мест такое производство для большинства граждан Германии совершенно бесполезно.В С точки зрения налогов наверняка так же – оффшорную экономику пока еще не отменили. Такое производство может быть выгодно исключительно владельцам завода.В В
Речь не идет о том, что работникам необходимо получать какие-то новые В«компетенцииВ».
Не требуются никакие. Во всяком случае, массово. Образование больше не может служить какой-либо гарантией трудоустройства, единственной гарантией благополучия является лишь владение собственностью. И с этим все обстоит очень замечательно – в прессе много сообщений о том, что 1% населения планеты наконец-таки стал владеть более чем половиной мировых богатств. Еще 10% населения владеют 40% мировых богатств, но эта прослойка потихоньку В«худеетВ» в пользу 1% самых богатых. И все это зовется В«новая реальностьВ».В В
Ни экономисты, ни политики не берутся предугадать, каким может быть грядущий миропорядок. С одной стороны, капитализм подразумевает прибыль, с другой – откуда ей взяться, если большая часть населения безработна, лишена доходов и обеспечить потребительский спрос не в состоянии. В
Дабы избежать социального взрыва, придумываются системы безусловного гарантированного дохода, которые уже обкатываются в некоторых европейских странах, за ненадобностью демонтируются системы образования. Как, впрочем, и другие социальные институты. Тем не менее, по словам главы В«РоснаноВ» Анатолия Чубайса, присутствовавшего на ВЭФ в Давосе, атмосфера, царившая на форуме, была наполнена В«ощущением ужаса от глобальной политической катастрофыВ».
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...