2022-2-10 17:00 |
Первый в мире
Буквы «Завод СК» — это почти все, что осталось от советского предприятия. Часть корпусов собственники
Первый в мире
Буквы «Завод СК» — это почти все, что осталось от советского предприятия. Часть корпусов собственники снесли в 2020 году, арочную проходную, на которой располагалась надпись, разобрали двумя годами ранее. Семён Тараев выкупил буквы у новой владелицы одного из строений бывшего завода и с тех пор хранил их у себя, разрабатывал проект памятного знака.
В основание арт-объекта активист хочет положить кирпичи, которые остались от разрушенных корпусов. Он настаивает на том, что памятный знак должен стоять в сквере на пересечении проспекта Октября и улицы Победы. В том районе находилось управление строительством завода, напротив расположены жилые дома, квартиры в которых получали работники СК-1, и здание клуба-столовой.
Однажды Семён уже сохранил в городе память о ярославском заводе. В 2013 году он спас мемориальные плиты с именами погибших во время Великой Отечественной войны работников ЯЗТА. Тараев хранил их у себя семь лет, прежде чем смог согласовать установку на здании ЖК «Династия» (жилой комплекс стоит на месте бывшего предприятия). Мэр Ярославля Владимир Волков поблагодарил активиста, а затем на личном приеме пообещал, что поможет установить памятный знак СК-1.
«Не соответствует эстетическим требованиям»
Семёна Тараева воодушевило обещание мэра. Он заказал архитектору Глебу Соболеву эскиз памятного знака и составил ходатайство для директора департамента градостроительства Николая Белякова. Позже ходатайство и эскизный проект рассмотрели члены градостроительного совета при мэрии.
— Мне сказали, что она [вывеска «Завод СК»] топорная и будет уродовать город. Может, и топорная, но она выполнена руками рабочих — это последнее, что осталось от завода, — говорит Тараев.
Слайд из эскизного проекта, который Семён Тараев заказал у архитектора. Изображение предоставлено героем материала
Градостроительный совет дважды отклонил ходатайство и предложил активисту доработать концепцию. Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Валерия Мусатова высказалась так: «Объект не соответствует эстетическим требованиям». На второй встрече совет предложил Семёну перенести знак в парк Мира, где мэрия планирует установить стелу «Город трудовой доблести». Активист против: эта локация никак не связана с СК-1.
Член градостроительного совета заведующий кафедрой регионоведения и туризма ЯрГУ им. Демидова Андрей Данилов стал единственным, кто поддержал инициативу Тараева.
— Знак неидеален, там есть над чем работать. Но завод «СК-1» — это гордость Ярославского края мирового значения, — сказал Данилов «7х7».
Эксперт считает, что спасение надписи с проходной завода и презентация ее в городском пространстве — это «большой плюс» и для жителей, которые получат еще один повод гордиться городом, и для туристов. По мнению Данилова, Семён удачно выбрал место для памятного знака. А форму стоит доработать: дополнить арт-объект надписью «Первый в мире, Ярославль, 1932–2004».
— Уважаемые архитекторы [из градостроительного совета] подменили сущность явления обсуждением формы. Форму можно доработать, но память в виде исторических элементов, этих самых букв, обязательно должна быть, — уверен Андрей Данилов.
Обращение к губернатору
Когда диалог с мэрией заставил Семёна Тараева сомневаться, что чиновники готовы помогать ему, он решил обратиться к врио губернатора Ярославской области Михаилу Евраеву. Глава региона анонсировал прямую линию с гражданами 17 февраля. Активист надеется, что во время нее Евраев обратит внимание на видеообращение в соцсетях.
— От имени всех бывших работников завода я прошу вас: не дайте бесславно забыть трудовой и научный подвиг, совершенный на нашей земле, — сказал Семён Тараев главе области.
Попасть на личный прием к врио губернатора активист пытается с декабря 2021 года. В январе Михаил Евраев встречался с теми, кого не успел принять в декабре, февральский прием главы отменили из-за коронавируса.
— Губернатор становится недоступным, — жалуется Тараев. — Личный прием проходит по видеосвязи, при чем тут вирус, я не понимаю.
На вопрос «7х7», почему Семёну так важно оставить в городе память о заводе, он отвечает, что его интерес больше исторический. Семья Тараева лишь отдаленно связана с предприятием: отец активиста проходил практику на СК-1 и отработал там около года.
— На фоне других заводчан это ничто. Люди работали там по 30–40 лет, есть династии, чей совокупный стаж около 300 лет, — рассказал Семён.
Бывшие работники СК-1 поддерживают Тараева: им нравится идея с памятным знаком в городе. Антонина Кокурина отработала на заводе почти 30 лет. В разговоре с корреспондентом «7х7» она сказала, что в феврале 2022 года группа бывших сотрудников предприятия соберется, чтобы подготовить праздник в честь 90-летия завода. Они надеются, что 1 июля, в день юбилея, смогут открыть не только выставку в музее или экспозицию, но и памятный знак.
«Мэрия не может оказать содействие»
Активист «в смятении» ждет прямой линии с губернатором. Ему непонятно, почему мэрия не согласовывает проект, который по договоренности с Семёном может профинансировать известный фонд:
— Не понимаю, почему мэрия так относится к инициативе, идущей снизу. Городская администрация готова из каждого утюга говорить о высоком звании Города трудовой доблести, забывая о тех, благодаря кому это звание получено.
Часть букв с проходной завода, которые спас Семён Тараев. Фото предоставлено героем материала
Главный архитектор Ярославля Артём Цымбалов в комментарии «7х7» сказал, что относится «с уважением» к истории города и «с восхищением» — к закрывшемуся заводу синтетического каучука. Чиновник сослался на решение градостроительного совета, который отклонил предложенный Тараевым вариант памятного знака и место для него.
— Мэрия не может оказать содействие в составлении проектных материалов, а убедительной работы со стороны заявителя так и не поступило, — сказал Цымбалов.
Такой ответ не устраивает Тараева. По его мнению, он учел все запросы: на боковых сторонах кирпичного основания будут поясняющие тексты об истории завода. Сдаваться Семён не планирует и все еще надеется, что мэр Ярославля исполнит свое обещание помочь.
Изобретатель Томас Эдисон утверждал, что синтетический каучук невозможно производить в промышленных масштабах. Завод «СК-1» в Ярославле первым в мире запустил технологию искусственного создания каучука из пищевого спирта, который химики получали из местного картофеля.
Предприятие построили за неполный год. Во время Великой Отечественной войны оно выпускало продукцию для фронта. В послевоенные годы завод получил орден Трудового Красного Знамени. Бывшие работники СК-1 отпразднуют 90-летие предприятия 1 июля 2022 года.
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...