2017-8-17 08:43 |
Российские чиновники рассматривают возможность размещения центров по добыче криптовалют вблизи мощных источников электроэнергии. Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев прорабатывает вопрос размещения вычислительного оборудования для майнинга в совместном дата-центре Ростелекома и Росэнергоатома. Насколько перспективны эти инициативы и в чем их польза для экономики страны?
Источники маны
О том, что такое криптовалюты и как осуществляется процесс их создания (майнинг), наш журнал писал ранее. Ажиотаж на рынке криптовалют продолжается, курс лидера этого рынка – биткоина – преодолел на днях планку 4 тыс. долларов (еще в начале августа он стоил 3 тыс. долларов, а в момент своего появления в 2009 году биткоин стоил тысячные доли доллара). Заниматься майнингом физическим лицам все труднее, процесс создания криптовалюты становится все более долгим, его рентабельность (рассчитанная исходя из условия непрерывного роста курса биткоина) падает, майнеры арендуют мощности в регионах с наименьшей стоимостью электроэнергии. Для таких целей строятся даже сравнительно недорогие дата-центры в морских контейнерах. И вот на этом фоне к благородному делу майнинга решили подключиться государственные чиновники, благо есть факторы, способствующие этому процессу. А именно – свободные мощности в дата-центрах и излишки электроэнергии в стране. Эти вопросы обсуждаются даже на уровне правительства.
Энергозатраты являются существенной статьей расходов при майнинге – до 30% от всех затрат. В стране сейчас имеются избытки энергомощностей в объеме до 20 гигаватт. Мощности эти появились в результате деиндустриализации страны, а также отчасти из-за бездумного строительства дополнительных мощностей там, где в них нужды никакой не было. В итоге электроэнергию приходится продавать за рубеж по ценам ниже, чем внутренние цены для населения. В связи с этим попытки правительства задействовать эти мощности внутри страны имеют рациональное зерно. Другой вопрос, каким способом это делать. О новой индустриализации пока никто не заикался, все разговоры идут только о каком-то цифровом светлом будущем и не более того.
Просто бизнес
Как сообщает пресса, недюжинную активность в деле майнинга на промышленном уровне развил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Он планирует разместить оборудование для добычи биткоинов в совместном дата-центре Ростелекома и Росатома в Тверской области рядом с Калининской АЭС.
Как утверждает советник президента, стоимость этого проекта составляет несколько десятков миллионов долларов, а сроки его окупаемости – около года в текущих условиях (имеется в виду непрерывный бурный рост котировок биткоина). Автор этой затеи объясняет свои действия таким образом: В«Ни у кого же не вызывает никаких противоречий, что мы добываем нефть и продаем ее. Здесь же мы решаем математические задачи и за результат этих вычислений получаем вознаграждениеВ». По словам омбудсмена, В«просто грех не воспользоватьсяВ» преимуществами, которые имеются у нас на данный момент (имеется в виду дешевая электроэнергия). В перспективе, как утверждает Мариничев, В«Россия имеет шансы получить 30-процентную долю на мировом рынке майнинга криптовалютВ». На сегодняшний день лидером в этой сфере является Китай – на него приходится 60% мировых майнинговых мощностей, на втором месте США с Канадой – 16% в совокупности, на Россию приходится всего 2% мировых майнинговых мощностей. В свете этого планы Мариничева звучат весьма амбициозно. Если не задаваться вопросами.
И самый простой из них – зачем?
Догнать и перегнать Китай в чем-нибудь – задача, безусловно, благородная, но какая польза будет от этого нашей стране (в смысле для большинства ее граждан), не объясняется никак.
У китайского экономического чуда имеются все же некоторые особенности, а именно: экономический рост в стране достигнут благодаря каторжному труду миллионов китайцев, ценой серьезных социальных и экологических проблем. Кроме того, значительная часть этих жертв трансформирована в долговые обязательства заокеанских и европейских партнеров. И превратить эти обещания во что-нибудь осязаемое вряд ли удастся, по крайне мере, в значительном объеме. То что сегодня китайцы покупают у нас электроэнергию или уголь, который, гробя экологию, сжигают в своих ТЭС, чтобы с помощью выработанного ими электричества майнить нули и единицы – дело сугубо китайское. Для чего нужно состязаться с ними в этом вопросе, совершенно не понятно. В
Сравнение интернет-омбудсменом криптовалюты с нефтью совершенно не корректно. Нефть имеет потребительские качества, благодаря которым она востребована всегда, пока есть нужда в энергии и продукции химпрома. И пусть цена на нее скачет в разные времена от 5 до 150 долларов за бочку, но это не 0 в любом случае. Чего не сказать о криптовалютах, среди которых число В«загнувшихсяВ» на сегодня составляет примерно половину. Спрос на них поддерживается исключительно нагнетанием информационного шума.
Расчеты на то, что добытую криптовалюту можно будет потом успешно экспортировать, ничем не подкреплены. Все прогнозы по поводу цены на биткоин в недалеком будущем в 1 млн долларов за монету – не более чем гадания на кофейной гуще.
Объяснения той активности, которую развивает интернет-омбудсмен в деле майнинга криптовалют, можно обнаружить на сайте Навального. Мы не знаем, является ли информация, опубликованная на этом ресурсе, достоверной. Однако статья там висит уже 2 года, не удалена никаким решением суда, а ее автор не привлечен к ответственности за клевету. То есть, некоторые косвенные признаки достоверности у этой информации есть. И если это так, то картина с майнингом на высшем государственном уровне выглядит довольно прозаично.В В
Дело в том, что советник президента является совладельцем компаний, занимающихся созданием дата-центров, продажей оборудования для майнинга и так далее. То есть, имеет в этом деле непосредственный личный интерес при широком участии бюджетных средств и административного ресурса. Так утверждает статья на сайте Навального. Обыденно все как-то в этом новом технологическом укладе.
Светлое цифровое будущее
Идею майнинга криптовалют у нас в стране поддерживает множество государственных чиновников самого высокого ранга, проводятся совещания правительства, посвященные этой теме. В прессе можно встретить довольно много высказываний чиновников о том, что развитие технологий, связанных с майнингом – это шанс прорваться в светлое будущее, возможность для экономики совершить скачок, а для страны – не остаться на обочине истории. Очень много подобных лозунгов, сказаны они разными словами, но есть у них нечто общее – полное отсутствие конкретики. А это не что иное, как верный признак В«дымовой завесыВ». А конкретике и неоткуда взяться, потому что по поводу криптовалют четкого понимания нет ни в В«низахВ», ни в В«верхахВ» – всего каких-то 3–4 года назад многие центробанки мира (и наш ЦБ в том числе) стояли стеной против признания криптовалют, а сегодня наблюдается некоторое В«послаблениеВ».
И по утверждению зампреда ЦБ РФ Ольги Скоробогатовой, В«наступила трезвость в отношении к новой технологии, и с пониманием, что это абсолютно революционная технология, в которую надо вкладываться, появилось понимание, что она содержит риски, и нужно понимать, как ими управлять — на уровне страны, на уровне межгосударственного сотрудничества абсолютно точноВ». На этом фоне вкладываться в производство электронных нулей и единичек, ничем не обеспеченных, придуманных не у нас и контролируемых не нами, довольно странно.
Для задания правильного В«вектора развитияВ» народонаселению в разные исторические эпохи в качестве цели движения предлагались различные модели В«светлого будущегоВ». Это может быть В«рай на землеВ», В«американская мечтаВ», В«светлое коммунистическое будущееВ». В зависимости от качества целей к ним можно шагать весьма долго, на протяжении многих поколений. В этом ряду В«цифровое будущееВ» выглядит довольно жиденько. Понимание того, что цифровизация экономики никаким образом не сможет увеличить пенсии, построить дороги, обеспечить медицинской помощью малые населенные пункты и так далее, придет довольно быстро. Видимо, аккурат после очередных президентских выборов.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...