2018-8-7 15:41 |
Разговоры о политике, экономике, бизнесе, о социальных реформах, о медицине и образовании слышны сегодня в каждом доме. Редкая семья не коснулась бы этих тем. Но в целом за каждой областью стоят люди. Люди с большим потенциалом, интересными и полезными идеями. Программисты, математики, физики, учёные, коммерсанты, люди искусства и других профессиональных сфер. В их папках и ноутбуках захоронены идеи, бизнес-проекты и социальные программы. Реальные планы по улучшению жизни населения, города, страны, поддержания молодых семей, матерей и детей, стариков и просто человека! Казалось бы, такие прекрасные идеи, а не находят ответа. Не находится инвестор или не поддерживает ответственный из департамента. А иногда об этих идеях не говорят сами авторы. Напишут и положат в ящичек.
Почему мы не слышим об этих людях, не видим этих программ и не слышим авторов? Ежегодно из высших учебных заведений выходят много талантливых, умных и самобытных специалистов, способных свернуть горы, но их прекрасные идеи остаются невостребованными. Их не услышали, не поддержали. Они не сказали ничего о себе, растеряли веру в справедливость, веру в себя!
А бывает, и поддержали, и стартовый капитал был, и дело вроде в гору пошло, и производство запущено, инвестиции пошли. И однажды неожиданно обнаруживает такой хозяин, что накопились неоплаченные счета, что телефон перестал звонить со встречными предложениями, друзья давно не приглашали посидеть вечерком поговорить, партнёры перестали писать и отвечать. Двери как-будто закрылись и телефон заблокирован.
Парадоксальная ситуация: вокруг столько людей, а человек ощущает гнетущее одиночество.
Отчего-то не может довериться и поговорить с женой (мужем) или другом. Успешные, порядочные, трудолюбивые и талантливые люди, которые вдруг не находят поддержки и ответа, теряются, меняется их настроение, пропадает сон, появляется раздражительность.
Что делать? Обращаться к психологу - позорно, засмеют. К психиатру - тем более. Выпить и забыться. Уйти с глаз долой, скрыться, забиться в угол, не попадаться на глаза. И вот в душе поселяется тотальное чувство тоски, безысходности, безнадёжности.
Наступившее одиночество, внутренняя тишина особенно ощутимы в кругу шумной семьи, компании друзей. Всё есть, и в то же время, ничего нет!
Ничего не осталось в душе! Выжженная земля! Пропасть, душевная бездонная дыра!
Такая ситуация обращает взгляд психолога на историю самого страдающего. Психолог задаётся вопросом: как было в его детстве, его личной истории отношений с родителями, с учителями, тренерами и т.д.? Как мама и папа принимали его идеи, поддерживали начинания? Могла ли мама слышать, не была ли она так же одинока, когда он пытался обратить на себя внимание? Где был отец, муж мамы, и был ли он вообще? Был ли папа внимателен к интересам подрастающего ребёнка?
Бывает так, что в этом моменте сосредотачивается состояние парализующее, противоречивое - состояние страха. Желание быть замеченным и страшно, что заметят! Что последует за этим: признание или безжалостная критика и обесценивание…?
Молчать, молчать, молчать, прятать идеи, мысли, слова, опускать глаза и руки, оставаться в тени. Единственный выход - не попасть под огонь оценивающего взгляда. Взгляда, обжигающего каждый раз, когда хотелось, когда можно было и надо было бы говорить о себе.
Но, всё же, каждый надеется в глубине души, что его молчаливые муки заметят, спросят, выслушают. Позволят говорить!
Как отвечали в младенчестве на бессловесный крик! Такое кричащее детское молчание у взрослого выглядит так же, как у того ребенка: взгляд наполненный ожиданием! Ожиданием быть замеченным, услышанным, понятым, утешенным.
Эта детская беспомощность и нужда в другом проецируются во внешнюю реальность. И вроде состоявшийся человек, вдруг без видимой причины, оказывается в душевной изоляции. И это всегда неожиданно. Как говорят, никто не застрахован. Настигают грабли судьбы, что-то повторяется, в преломлённом, искажённом виде прорывается наружу. Требует нашего переживания, не переработанная психологически ситуация требует быть принятой. Взламывает личность, парализует самость, разрывает Я человека. У памяти нет сроков давности. В психических глубинах нет времени.
Кому-то везёт, потому что его любили в младенчестве, хотя бы немного, хотя бы в самом раннем младенчестве. Эта глубокая надежда на воскрешение памяти о любви, является ниточкой Ариадны к выходу из пропасти, к спасительному акту.
За тоской встают фрагменты нежных воспоминаний-утешений. Глоток вина теплом прольётся внутрь. Взывая к ощущениям-воспоминаниям первичного удовольствия, когда мама кормила тёплым молоком, пеленала и убаюкивала, это спрятано на дне одиночества: вспомните. Это уже было!
Что-то вас утешало, и кто поддержал?
Вспомните того, кто в детстве ответил Вам на ваши слёзы.
Кто сходил с Вами к доктору, когда вы во дворе порезали ногу гвоздём, а родители были на работе.
Вспомните друга, который с радостью откликнулся на вашу пятерку по химии.
Как улыбнулась загадочно девочка из параллельного класса, когда вы поднимались по лестнице.
И как уставшая, молчаливая мама принесла кружку молока с мёдом, когда вы болели простудой. Питьё согревало горло. И уходил жар. Мама пришла, она посидела рядом, она ответила на вашу боль. Приласкала, утешила. Как смогла, ответила и приняла вас. Мама о вас думала.
Став взрослыми, мы бессознательно ищем того, кто о нас просто подумает, кто нас выслушает, приласкает. Принесёт тёплый чай и подаст с участливым выражением лица.
К психологу обращаются люди, которые остались, символически, "за закрытыми дверьми", с оборванными связями, без ответного участия извне, утратившие способность принимать знаки внимания, благодарности и подарки (инвестиции). Проигрывая безответную сцену детства, бессознательно снова и снова выбирая партнёров, которые не ответят на телефонные звонки и письма, бросят, не поверят, предадут. Так рождается чувство одиночества. И, как следствие, с трудом налаживаются внешние контакты.
Болезненный опыт прошлого, когда нам не отвечали, прорывается в нашу жизнь, порой в самый неподходящий момент, когда и так трудности уже настигли. Более того, именно в это время, напряжённого состояния, открывается путь к бедам. Время, когда основные психические силы уже брошены на решение, преодоление той или иной трудности, оголив скрытую, изолированную травму детства.
Как это могло быть в детстве? Например, однажды вы заигрались, а когда очнулись от игры и подняли взгляд от конструктора, то не увидели маму, которая в начале игры сидела на диване. Растерянность, страх, боль, одиночество, отчаяние вмиг затопили. Вы кричали, но никто не ответил. Мама вернулась, а в душе остался опыт брошенности, отчаяния, падения в пропасть.
Чем же может помочь психолог, психоаналитик в таком акте душевного страдания, скрытом от глаз, от сознания?
Пожалуй, для начала выслушать. А ещё? Что может дать психолог, психоаналитик, взрослому человеку с душевным переживанием, отчаявшегося ребёнка.
Психотерапия помогает обернуться лицом в своё прошлое, к своей боли в присутствии психолога (психотерапевта). Пережить все грани своего одиночества! И приобрести опыт говорить и доверять, не быть брошенным, не остаться одному. Формирует способность быть в одиночестве, благодаря регулярным встречам, благодаря правилам психологической помощи.
Это обширная тема, о которой мы ещё сможем с вами поговорить.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...