2017-9-5 22:20 |
Грибаускайте допустила глупость во всех отношениях. Так в дипломатических кругах расценили заявление президента Литвы о том, что при встрече с Путиным семь лет назад тот якобы ультимативно предъявил ей список требований.
Что на самом деле происходило во время этой встречи и как ведет себя российский лидер во время переговоров? Во вторник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг заявления президента Литвы Дали Грибаускайте о том, что в 2010 году Владимир Путин якобы даже не стал ее слушать, а просто выставил литовской собеседнице некий список требований. «Нет. Это неправда», лаконично пояснил Песков.
В интервью Delfi ранее Грибаускайте заявила, что при первой и единственной для нее встрече с Путиным она получила от него «список требований, которые должна выполнять Литва: не строить атомную станцию, сотрудничать с ними и так далее». Грибаускайте гордо заявила, что не могла принять такого отношения: «Это было не предложение дружить или сотрудничать: или ты становишься на колени и выполняешь, или ты являешься врагом».
По ее словам, впоследствии Москва уже ни разу не повторяла свой список, потому что «никто больше особо и не слушает эти ультиматумы». Президент убеждена, что российские власти не смогут установить дружеские отношения с лидерами европейских стран, если Россия будет «смотреть на своих соседей или малые страны подобным образом». Кстати, в момент беседы с Грибаускайте Путин был премьер-министром России, однако в тексте интервью его называют президентом.
Литовский лидер давно распространяет про свою беседу в Хельсинки «сенсационные» подробности. «Грибаускайте говорила, что ее единственная встреча с Путиным в Хельсинки носила очень неприятный характер, и даже говорила о том, что лидер России позволил себе в общении даже нецензурную лексику. Понятно, что для такого амбициозного человека, как нынешний литовский президент, это было абсолютно неприемлемо», упоминал два года назад и журнал Stockinfocus. ru в статье «Литва в 2014 году: Ярость брошенной лесбиянки».
Что же литовский президент говорила семь лет назад
Как известно, та впечатлившая Грибаускайте встреча состоялась 10 февраля 2010 года в Хельсинки. На открытой части встречи, в присутствии прессы Путин заявил, что у стран есть «хорошие заделы». «Достаточно сказать, что крупнейшие российские компании не только активно работают в Литве, но и проинвестировали в экономику Литвы более полутора миллиардов долларов, которые и дальше продолжают активно работать», говорил Путин.
Грибаускайте, возглавлявшая страну с 2009 года, отвечала, что давно «высказывалась за необходимость конструктивного диалога с Россией на уровне политическом, на самом высоком уровне». «И, конечно, наши экономические взаимоотношения для нас очень важны», признавала президент Литвы.
В тот же день уже по итогам переговоров Грибаускайте дала интервью агентству BNS, в котором, однако, ни на какие ультиматумы и тем более на нецензурную лексику она не жаловалась. Иначе говоря, сегодняшняя Грибаускайте противоречит самой себе семилетней давности. Тогда глава литовского государства, пересказывая речь Путина, использовала совершенно иные термины например, «он приглашал» к сотрудничеству. Именно приглашал, а вовсе не выдвигал список требований. По ее выражению, она отклонила приглашение Путина участвовать в строительстве АЭС под Калининградом. «Да, приглашал, практически убеждал, что она важна, неизбежна и что Литве было бы выгодно в этом участвовать. Я очень четко сформулировала, что Литва будет строить свою (АЭС) и что мы не планируем участвовать в строительстве этой станции», говорила тогда Грибаускайте.
К слову, можно напомнить, что в итоге и строительство АЭС в Калининградской области было законсервировано, а уж про АЭС в Литве и вовсе более ничего не слышно. Иначе говоря, от отказа Грибаускайте проиграли обе стороны.
Путин «скрупулезно вежлив, предельно честен»
Что касается меры общения Путина в ходе международных контактов, то о ней говорят давно, и совсем иначе, чем Грибаускайте. Например, недавно о ней рассказал министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль, который с момента вступления в должность в январе общался с российским лидером уже трижды. «Он представляет интересы России, у него собственный взгляд на конфликт (на Украине). Но с ним можно разрешать все разногласия четко и напрямую. Поэтому я и ценю беседы с ним», рассказывал Габриэль немецкому журналу Focus.
Схожую трактовку стилю Путина давал Барак Обама в интервью журналу Atlantic весной 2016 года, когда Обама еще был президентом, но отношения с Россией уже были давно испорчены. Он высоко оценил личные качества Путина, в частности его вежливость, честность и пунктуальность. «Правда в том, что на наших встречах Путин скрупулезно вежлив, предельно честен. Переговоры с ним проходят в деловом ключе», рассказал Обама.
Экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон давала Путину более резкую характеристику: «Как и многие хулиганы, он из тех, кто будет брать сколько может, до тех пор, пока вы не остановите его», говорила бывшая «госсекретарша» в январе прошлого года, на начальном этапе избирательной гонки на президентских выборах в США. Впрочем, и Клинтон признавала: отношения с Путиным «интересные» и «жесткие», но все они построены на уважении к собеседнику. Никто из зарубежных политиков, общавшихся с Путиным, никогда не упоминал о том, чтобы тот предъявлял ультиматумы и выражался нецензурно никто, кроме Грибаускайте.
У профессиональных дипломатов рассказы литовского лидера не вызывают никакого доверия. Бывший заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе, который не раз присутствовал на международных переговорах с участием Путина, вспоминает, что у российского лидера «адское терпение и он предельно вежлив, корректен и очень аргументированно излагает свою позицию». «Я говорю о том, что слышал сам, чему был свидетелем», сказал Орджоникидзе газете ВЗГЛЯД.
«Президент отстаивает интересы России. Но отстаивать их можно по-разному. Можно аргументированно, деликатно, как делает Путин. Тогда это убеждает собеседника. А когда вы начинаете шуметь, кричать, кулаком стучать о стол это делает собеседника еще более упрямым и оппозиционным в отношении вас лично»,
сказал Орджоникидзе, напомнив, что смысл дипломатии расположить к себе собеседника, «уметь в убедительной форме показать, что твоя позиция правильная, и аргументировать соответствующим образом».
По мнению бывшего замгенсека ООН, на стиле общения Путина сказывается юридическое образование. «Он выступает как адвокат России, блестящий адвокат. Детально объясняет в мягкой форме и доходчиво», считает Орджоникидзе.
Вручать письменные ультиматумы это вообще глупо
Дипломат назвал полным абсурдом в международных контактах передавать какие-то списки с требованиями, поскольку такой жест обычно вызывает обратный желаемому эффект. Приносить с собой и сразу вручать собеседнику зафиксированные на бумаге пункты бессмысленно, ведь это тут же лишает дипломата свободы маневра в диалоге.
Как напоминают эксперты, любые переговоры предполагают обмен предложениями, нередко предложение обмена уступками по разным вопросам или толкование одних и тех же фактов с разных точек зрения. Как правило, большое значение имеет и очередность вопросов в повестке. Например, в зависимости от реакции собеседника на первый вопрос дипломат на ходу может корректировать свою позицию по второму вопросу и так далее.
Орджоникидзе уверен, что рассказ Грибаускайте просто не соответствует действительности. «Обычно на переговорах проблемы обсуждают вслух, а на бумаге никогда ничего не излагается. Политики такого просто не делают, это сродни тому, чтобы сразу давать собеседникам компромат на самого себя», сказал Орджоникидзе. Бывший замгенсека ООН делает вывод: Грибаускайте «сказала глупость во всех отношениях».
Теги:
внешняя политика России, Литва, Владимир Путин, Прибалтика, Даля Грибаускайте
.Подробнее читайте на vz.ru ...