«Уезжала с мыслью, что вернусь. Это оказалось ошибкой». Как проект «Ковчег» из Литвы помогает россиянам, эмигрировавшим из-за военных действий в Украине

2022-10-26 12:00

Переезд

Переезд

Историк Марина Максакова уехала из России в конце марта. Вместе со своим возлюбленным она постоянно участвовала в протестных акциях в своем городе — Ростове-на-Дону. Партнеры решили покинуть страну после того, как их вместе задержали.

— Нас остановили около вагона поезда, когда мы собирались на антивоенный митинг в Москву. Перед отъездом из России мы посидели по 15 суток, — рассказала женщина.

Марине 36 лет. В Ростове-на-Дону она руководила местным отделением «Городских проектов» — урбанистического сообщества, организованного Ильёй Варламовым и Максимом Кацем. Партнер Марины занимался правозащитной деятельностью. В конце 2021 года его арестовали по административному делу за наклейку ФБК* — организации оппозиционера Алексея Навального, признанной экстремистской.

После 15 суток ареста в марте Марина и ее партнер поняли, что им нужно уезжать из России, пока они на свободе. За два дня собрали вещи и улетели в Армению — там проект помощи эмигрантам «Ковчег» предоставил паре помещение в коливинге.

— Мы жили в Ереване в обычной квартире с еще несколькими эмигрантами. Очень приятное собралось сообщество, все классные люди, — вспоминает Марина.

У «Ковчега» есть коливинги в Ереване и Стамбуле. Организаторы проекта снимают под них квартиры и хостелы, в которых временно живут российские эмигранты. Руководитель «Ковчега» Анастасия Буракова рассказала «7х7», что всего предусмотрено 93 места. Обычно люди живут в коливингах до двух недель, а потом находят постоянное жилье или меняют страну.

В конце июня Марина и ее партнер переехали в Вильнюс. Девушка ездила в столицу Литвы в предыдущие годы, поэтому решила поселиться там.

«Ковчег» предоставляет иммигрантам места в коливингах. После начала мобилизации в России проект временно открыл коливинги в Казахстане. Фото: Dan Gold. Источник: unsplash.com

Адаптация

За границей Марина почувствовала себя в безопасности. И все же ей было непросто свыкнуться с новой жизнью, поэтому она попросила у «Ковчега» психологической помощи. Волонтеры подобрали для нее психолога из Беларуси.

— Мы оказываем психологическую поддержку и в России. Многие люди сталкиваются с чувством одиночества из-за антивоенной позиции. Когда вокруг много пропаганды из телевизора и интернета, людям кажется, что они одни не разделяют позицию государства. У нас есть для них чат, где идет групповая работа с психологами. И люди начинают понимать, что чувство одиночества — ложное, — рассказала Анастасия Буракова из «Ковчега».

Психологическую помощь от «Ковчега» получил и 33-летний колорист в автомобильной сфере Дмитрий Черныш из Санкт-Петербурга. О проекте помощи эмигрантам он узнал в марте из СМИ, поэтому присоединился к локальному чату проекта, когда переехал в Литву.

— Когда зашел в литовский чат, написал, что я политический активист, который переехал в Литву, мне начали писать в личку, что я молодец, — сказал Дмитрий.

До эмиграции Черныш, как и пара из Ростова-на-Дону, отсидел в изоляторе за одиночный пикет. На его плакате была строчка из песни группы «Сектор Газа» «Пора валить» (из-за законодательства РФ «7х7» не может ее процитировать).

Дмитрий приехал в Литву по испанскому шенгену, поэтому литовская сторона решила отправить активиста в Испанию. До отъезда он жил в лагере для беженцев в 40 км от Вильнюса, общался с единомышленниками из чата «Ковчега».

Волонтерство

Чаты «Ковчега» — их 40 — разделены по странам и профессиям. В них можно поговорить с теми, кто уже переехал и готов поделиться опытом поиска работы и жилья, рассказать, как открыть счет в банке, помочь решить бытовые вопросы.

Чаще всего подписчики обращаются с юридическими проблемами. За полгода Telegram-бот проекта принял 50 тыс. таких заявок. Если человек не нашел ответы, он пишет в Telegram @kovcheghelp, и ему находят консультанта.

— Многие спрашивают про розыск, про преследования, про соискательство убежища, про возможности легализации по разным типам виз, в том числе многих интересует виза фрилансера, — рассказала Анастасия Буракова.

Волонтерами «Ковчега» становятся неравнодушные люди, которые переехали недавно или живут за границей уже несколько лет, хорошо разбираются в нюансах местного законодательства или готовы обучить иностранным языкам.

«Ковчег» предлагает обучение 10 языкам. К этому списку планируется добавить еще четыре.

— Задача не в том, чтобы человек заговорил на уровне носителя. Когда эмигрант переезжает в другую страну, у него очень мало денег, он хочет поговорить, но без языка не может, — это усложняет процесс адаптации. К нам приходят анкеты от людей, которые описывают разные ситуации. Если у нас рядом две заявки и в одной заявке написано «Я уже на сумках сижу, мне очень нужен норвежский», а в другой — «Я мечтаю изучать норвежский», естественно, наш адресат — первый, — объяснила координатор волонтеров Екатерина (по просьбе девушки «7х7» не раскрывает ее фамилию).

Екатерине 30 лет, в России она работала журналисткой одного из СМИ, признанных Минюстом иностранными агентами. После начала вооруженного конфликта в Украине она переехала в Турцию, оттуда — в Вильнюс:

— Я уезжала с четкой мыслью, что вернусь, что это небольшой отпуск, что все это не может продолжаться долго. Это оказалось ошибкой.

Екатерина планирует вернуться в Россию при первой же возможности.

«Ковчег» зарегистрирован в Литве, при этом помогает иммигрантам по всему миру. Источник: unsplash.com

Безопасность

«Ковчег» создавался при поддержке Антивоенного комитета, в который вошли Михаил Ходорковский, Евгений Чичваркин, Борис Зимин, Гарри Каспаров, Владимир Кара-Мурза. Михаил Ходорковский сделал первое вложение — на работу коливинга в течение месяца. Теперь проект собирает деньги через краудфандинг. Пожертвования принимаются через криптовалюту, PayPal, на банковский счет. По данным Анастасии Бураковой, инициативе удалось привлечь 130 тыс. долларов.

По законам Литвы, где «Ковчег» зарегистрирован, крупные пожертвования (больше 1,5 тыс. долларов) не могут быть анонимными. Поэтому организаторы проекта знают, кто им помогает. Это немедийные личности — россияне, которые давно переехали на Запад.

Воспользоваться помощью «Ковчега» может любой человек.

— На данный момент «Ковчег» не признан запрещенной на территории РФ организацией. Поэтому обращаться к нам безопасно. С точки зрения российских законов и правоприменения никаких юридических последствий быть не может, — убеждена Анастасия Буракова.

Pride по-балтийски. Как сотрудники ЛГБТ-группы «Выход» после 24 февраля переехали в Литву, но продолжили помогать российскому квир-комьюнити

 

Подробнее читайте на ...

ковчега ковчег россии марина проекта анастасия переехали рассказала

Пилот ВМС США заявил, что видел замерзший на вершине Арарата Ноев ковчег

Американский летчик утверждает, что видел Ноев ковчег, застывший во льдах на вершине горы Арарат в Турции. Как рассказал Daily Star ученый из группы ARK InSight Геррит Аалтен, интервью Вильям Тодда, служившего в ВМС США и побывавшего в 1952 году в Турции, якобы является одним из наиболее убедительных доказательств местонахождения Ноева ковчега. tvzvezda.ru »

2019-07-29 10:37