Внезапная готовность передёрнуть затвор

Внезапная готовность передёрнуть затвор
фото показано с : svoboda.org

2016-8-26 21:05

Внезапную проверку боеготовности вооруженных сил России обсуждают редактор военной информации ИТАР-ТАСС Виктор Литовкин, военный журналист Александр Гольц, независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр и Игорь Романенко, генерал-лейтенант запаса, бывший заместитель начальника генштаба ВСУ.

Ведущий Владимир Кара-Мурза-старший.

Полная видеоверсия программы

 

Владимир Кара-Мурза-старший: В России началась внезапная проверка боеготовности войск. Минобороны объявило ее по решению Верховного главнокомандующего Владимира Путина. Проверка затронет Южный, Западный, в том числе Северный флот, и Центральный военные округа. Министр обороны Сергей Шойгу объявил, что с 7 утра московского времени войска приведены в полную боевую готовность. В течение первых суток необходимо проверить их способность выполнить мероприятия установленной степени боевой готовности, а в дальнейшем - вывести соединения на полигоны и в учебные районы.

Внезапную проверку боеготовности Вооруженных сил мы и обсудим сегодня. Наш гость - Виктор Литовкин, военный обозреватель, полковник в отставке.

Виктор Николаевич, насколько внезапной оказалась эта проверка? Действительно ли она столь внезапна, как о ней все говорят?

Виктор Литовкин: А что такое внезапность? С юридической точки зрения она внезапная, потому что никто же не знает, когда Верховный главнокомандующий отдаст такую команду. Но понятно, что войска готовятся к большим оперативно-стратегическим учениям "Кавказ-2016", которые пройдут в сентябре. И понятно, что под эти оперативно-стратегические учения обязательно будет внезапная проверка боевой готовности – будет проверка воинского мастерства, маневренности этих войск и частей, на что они способны, и так далее. Поэтому люди, безусловно, ждали такой проверки, таких событий. Да, юридически она внезапная, а на практике она ожидаемая.

Владимир Кара-Мурза-старший: География этой проверки наводит на размышления, что она в основном затронет те округа, которые прилегают к границе с Украиной.

Виктор Литовкин: Ну, что ж теперь делать, если Украина находится на юге России?! "Кавказ-2016" тоже будет находиться на юге России. И что теперь делать, не проводить проверки, не проводить учения, если рядом находится Украина?! Ну, это смешно.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте на Украину переадресуем наш вопрос. У нас на связи Игорь Романенко, генерал-лейтенант запаса, бывший заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил Украины.

Игорь Александрович, как восприняли у вас на родине известие о внезапной проверке боеготовности округов, прилегающих к государственным границам?

Игорь Романенко: Может быть, нам тоже было бы смешно, если бы не было так грустно. К войскам, которые вы перечислили, надо еще добавить Воздушно-космические силы и Воздушно-десантные войска – это очень существенный компонент стратегического порядка, который был задействован совсем недавно в событиях в Сирии, определенным образом подготовлен к этому, приобрел опыт и так далее.

У нас были события, связанные с нашим юбилеем, - 25-летием государства. И мы понимали еще со времен иловайских событий 2014 года, что просто так это для нас не пройдет. Прошлый и этот годы сравнительно спокойные. Ну, были обстрелы – до 85. То есть на тактическом уровне это достаточно много по сравнению с ближайшими днями и неделями, которые были. Но они не переросли в нечто большее, поскольку группировка сил, которая развернута, не обеспечивает, например, развертывания широкомасштабных действий.

А вот в случае с проведением такого рода учений, причем с проверкой Южного, Западного и Центрального округов, я хотел бы обратить внимание на то, что Западный и Центральный округа проверяются с точки зрения наращивания сил, которые разворачиваются и действуют в Южном округе. Это очень существенно и важно. Потому что в отличие от Украины, когда мы производим вооружение, комплектуем соединения, объединения, мы это делаем экстенсивно, то для России вопрос связан с тем, чтобы перегруппировать и нарастить эти войска на определенном направлении. В данном случае отрабатывается вопрос как раз на юго-западном направлении России, как было сказано, и это очень важно.

Кроме того, военно-политический аспект, который связан с тем, что нет удовлетворенности от выполнения "Минска-2", особенно по взгляду России, связанному с политическими требованиями в первую очередь – конституционные изменения, выборы и амнистия боевиков. И лишний раз проявить давление военное – это прием достаточно известный. Мы к нему готовились и готовимся. То есть за два с половиной года войны это уже для нас не вновь, поэтому отрабатываем соответствующие контрпланы.

Владимир Кара-Мурза-старший: А легенда учений должна чуть-чуть насторожить украинских коллег?

Виктор Литовкин: Ну, о легенде учений пока не заявлено, мы ее не знаем. Поэтому говорить о сценарии учений пока не приходится.

И мне как-то странно, что Украина переживает. Вчера Верховный главнокомандующий украинский, президент Украины, выступая на параде, сказал, что у Украины самая сильная на континенте армия, что она готова разбить любого агрессора. Чего им пугаться-то, если она такая сильная, самая могучая армия на континенте? Немецкая армия, французская армия, английская армия. . . Ну, понятно, российская армия, ладно, она слабее украинской. Они сильнее их. Так чего бояться? Неужели Россия, очертя голову, пойдет воевать на Украину, терять своих людей?

Владимир Кара-Мурза-старший: Может быть, он имел в виду, что вместе с НАТО?

Виктор Литовкин: Нет, с НАТО она не может быть самой сильной, потому что Украина не является членом НАТО, и ее вряд ли в ближайшее время примут в НАТО.

Вчера Украина продемонстрировала самую передовую боевую технику украинскую: танки "Оплот", боевые машины пехоты БМП-2, были артиллерийские орудия "Мста-С", "Мста-Б" 152-мм. Даже "Точка-У" прошла. Системы залпового огня – "Град", "Смерч". Много чего было показано. Замечательные автомобили Humvee американские, на одном из которых министр обороны принимал парад.

Так что я не знаю, почему Украина переживает. Подозревать, что во всех бедах Украины виновата Россия, - это такой шаблон, который объясняет, почему на Украине беда за бедой уже 25 лет. Даже когда не было последнего Майдана, не было войны на востоке Украины, кстати, которую развязал некто Александр Турчинов, бывший исполняющий обязанности президента. И подозревать Россию в том, что она собирается атаковать Украину, бессмысленно.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте дадим слово Александру Гольцу, военному обозревателю "Ежедневного журнала".

Александр, не выглядят ли учения асимметричным ответом на вчерашний парад в Киеве?

Александр Гольц: Я бы так не сказал. С одной стороны, внезапная военная проверка является вполне законной формой военной активности, которая определяется многочисленными международными документами. С другой стороны, никуда не деться от того факта, что, по крайней мере, однажды эта внезапная военная проверка была прикрытием для того, чтобы развернуть российские войска на украинской границе 26 февраля 2014 года. Я помню, как Сергей Кужугетович Шойгу очень иронизировал на эту тему, говоря: "Украинцы беспокоятся напрасно. Мы и возле Финляндии можем развернуться. И что, теперь и финнам беспокоиться?". Но потом так получилось, что в крымский парламент допустили специально отобранных депутатов, которые сформулировали правильным образом те вопросы на референдуме, которые должны быть заданы.

Военная деятельность – это такая штука, что один раз устроив такую внезапную проверку, ты потом обречен собирать недоверие всех тех, кто смотрит на все последующие внезапные проверки. Никуда не уйти от того факта, что проверка боеготовности дает возможность России легальным образом сконцентрировать свыше 30 тысяч военнослужащих, не приглашая иностранных наблюдателей. А уж как относиться к этой возможности – это дело политического анализа.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте дадим слово независимому военному обозревателю Павлу Фельгенгауэру.

Павел, вас наводит на те же воспоминания вот эта проверка, что и Александра Гольца?

Павел Фельгенгауэр: Такие внезапные проверки абсолютно незаконны и не соответствуют международным обязательствам России. По Венскому документу, можно проводить внезапные проверки, но численность не может быть больше 3,5 тысячи человек. Те так называемые проверки, а по сути – массированные маневры, которые под видом внезапных проверок проводит Россия, незаконны, они создают угрозу войны в Европе, общеевропейской войны. Конечно, угроза общеевропейской войны сейчас не слишком высока, хотя она существует.

А вот угроза войны с Украиной очень существенна. До 50 процентов вероятия, что большая война с Украиной может произойти в ближайшие пару недель. Именно для этого и выдвигаются войска. То есть в ближайшие несколько дней вооруженные силы в количестве, достаточном для проведения массированных наступательных операций на Украине, будут сконцентрированы на исходных рубежах, подтянуты из Сибири, из Центрального округа. То есть мы на пороге большой войны. Другой вопрос – перейдем мы сейчас этот порог или эту штуку отложат еще на полгода, может быть, на год. Не знаю. Я не владею оперативными планами. Но то, что происходит сейчас, - это уже непосредственная подготовка к большой войне с Украиной, которая, в принципе, в дальнейшем может перерасти в общеевропейскую войну.

Владимир Кара-Мурза-старший: Я надеюсь, что все участники нашей программы являются противниками любых войн – больших и малых.

Павел вспомнил о венских договоренностях, что не более 3,5 тысячи можно задействовать.

Виктор Литовкин: У меня сложилось такое впечатление, что он и близко не читал Венский документ. Он понятия не имеет о его содержании. И говорить о том, что внезапная проверка – 3,5 тысячи человек, не больше, - он не знает элементарных вещей. Дело в том, что, по Венскому документу, на учения нужно приглашать военных наблюдателей, когда численность превышает 8,5 тысячи человек.

Владимир Кара-Мурза-старший: А сейчас наблюдателей позвали?

Виктор Литовкин: Учения будут проходить на пространстве Европейской части России. И куда приглашать наблюдателей – я не знаю. Я не владею информацией, на каких конкретных полигонах все это будет. Но военных атташе стран ОБСЕ, аккредитованных в Москве, об этом предупредили. Это во-первых.

Во-вторых, надо понимать, что НАТО отказалось от сотрудничества с Россией по военной линии. Так как можно приглашать натовских военных наблюдателей на учения, если они не сотрудничают с Россией?! Я не служу в Министерстве обороны, я не знаю, какие там решения будут принимать. Но два года назад я был в группе журналистов, которые вместе с военными атташе летали на учения, которые были на Балтике, на полигоне "Хмелевка". Ну, может быть, пригласят военных атташе на какой-нибудь заключительный этап учений. Я знаю, что сегодня замминистра обороны Анатолий Антонов встречался с военными атташе. .

Подробнее читайте на ...

владимир проверка россии кара-мурза-старший виктор литовкин внезапная проверки