В Ярославле жители спасли исторический квартал. История о том, как они увидели в «этих старых халупах» не только прошлое, но и будущее

2021-8-10 10:20

“Актерский квартал” — ансамбль из двух- и трехэтажных жилых домов по улице Чайковского и Салтыкова-Щедрина (ул. Чайковск…

“Актерский квартал” — ансамбль из двух- и трехэтажных жилых домов по улице Чайковского и Салтыкова-Щедрина (ул. Чайковского, 10, 12, 14, 16, 10а, 12а, 14а; ул. Салтыкова-Щедрина, 15, 13). Это яркий образец послевоенной жилой архитектуры Ярославля, дома построили в 1948–50 годах. Среди жителей квартала были актеры театра имени Волкова. Дома расположены в буферной зоне ЮНЕСКО и относятся к историческим зданиям, так как построены до 1957 года и сохранили архитектурный стиль того периода. Их снос запрещен без письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия (ОКН) и проведения историко-культурной экспертизы.

Как жители остановили снос дома

В 2019 году дом №14а на улице Чайковского поквартирно выкупила у жителей предпринимательница Людмила Кукушкина. В июне 2021 года на нем появилась табличка с информацией о капремонте, который проведут за счет владельца. А вскоре в здании демонтировали окна и начали его сносить: одна из стен была почти полностью разрушена. Чтобы окончательно его снести, к дому 12 июня приехала спецтехника, но градозащитникам и местным жителям с помощью полицейских удалось остановить работы.

 

 

 

Снос дома на улице Чайковского. Фото Александры Яшаркиной

Ранее, 4 июня, градозащитники во главе с директором автономной некоммерческой организации "Наследие Ярославии" Семёном Тараевым подали заявку в департамент охраны ОКН с просьбой присвоить всему ансамблю статус памятника. Вместе с жителями они установили во дворе дома круглосуточное наблюдение: разбили палатку и принесли тент, чтобы укрываться от дождя. Когда 14 июня к зданию опять приехала спецтехника, ярославцы при поддержке сотрудников мэрии снова остановили снос. Живущий неподалеку актер театра имени Волкова Илья Коврижных встал под ковш экскаватора, чтобы защитить здание. На следующий день градозащитники, депутаты, местные активисты обсудили судьбу квартала во дворе дома. Жители близлежащих домов продолжили наблюдать за работой спецтехники и не пускали рабочих к зданию.

Департамент охраны ОКН Ярославской области 15 июня направил предписание о запрете сноса здания, а на собственника составил протокол об административном правонарушении по факту незаконного сноса исторического здания. Чтобы привлечь нарушителя к ответственности, после составления протокола нужно направить иск в суд. Редакция "7x7" направила в ведомство запрос, чтобы узнать, был ли он направлен и когда - в ответе говорится, что 16 июля.

В суд обратилась и жительница квартала Валерия Байдужая. Кировский районный суд рассмотрел этот иск 28 июля, но принял решение закрыть административное дело, так как “здание не является выявленным объектом культурного наследия”, а обращаться с такими исками следует департаменту охраны объектов культурного наследия, а не частным лицам.

Во время дежурства градозащитники установили возле дома плакат "Без прошлого нет будущего". Фото Вадима Гурьянова

Активным жителям удалось 15 июня попасть на заседание в мэрии Ярославля, где обсудили ситуацию с домом. Заместитель мэра Вячеслав Гаврилов сообщил, что мэрия предложила департаменту охраны ОКН провести оценку историко-культурной ценности здания, а пока она выполняется, запретить собственнику все работы в квартале. Общественный совет при департаменте охраны ОКН рекомендовал включить комплекс в перечень выявленных объектов культурного наследия в качестве достопримечательного места. Петицию с призывом остановить снос квартала на сайте Change.org за это время подписало более 1 тыс. человек.

Наконец, 2 августа Департамент охраны ОКН Ярославской области опубликовал приказ, по которому «Актерский квартал» получил статус достопримечательного места и новое название «Ансамбль жилых домов. 1948–1950-е». В него вошли дома №№ 10, 12, 14, 16, 10а, 12а, 14а по улице Чайковского и №№ 13 и 15 по улице Салтыкова-Щедрина. Теперь департамент должен провести историко-культурную экспертизу, на основании которой можно будет включить ансамбль в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Для дежурства возле дома ярославцы принесли раскладные стулья и установили тент от дождя. Фото Семёна Тараева. Коллаж Марии Старцевой

Член правления ярославского отделения Союза архитекторов России Ольга Мазанова предполагает, что жители этого и других домов могли расставаться со своими квартирами недобровольно. Ее опасения подтвердила жительница дома №16 Марина (она попросила не называть ее фамилию). Она рассказала «7х7», как жильцов пытались выжить из домов в этом квартале.

- 14-й дом был выкуплен буквально за восемь миллионов. Последняя жительница, хозяйка четвертой квартиры, не хотела выезжать, и ей расторгли договор с управляющей компанией, два месяца она как-то продержалась, но потом ей пришлось согласиться [продать квартиру]. А меня терроризируют с декабря прошлого года, подсылали ко мне риелторов, последний со мной разговор повел такой: "Вы знаете, бывает, люди и в лесу пропадали". Ничего себе, у нас опять 90-е, что ли?! Я не хочу отсюда уезжать, меня все устраивает.

А с марта этого года ко мне за стенку подселили музыкантов. Они сняли звукоизоляцию, играют на инструментах через динамики, у меня стены трясутся. Выживают людей как могут.

Об этом рассказал и Семён Тараев:

- Эти дома сейчас находятся не в муниципальной собственности, 95% - частное владение, квартиры уже давно приватизировали. Это позволило выживать собственников – выкупать по одной квартире, подселять туда музыкантов и маргиналов, которые устраивали концерты и пьяные дебоши. Затем приходить к соседям и предлагать выкупить их квартиры — сначала за незначительную сумму, потом постепенно повышая стоимость. Думаю, в планах было выкупить несколько зданий, снести их и построить что-то масштабное на освободившейся территории. С новым статусом квартала этого сделать не удастся.

 

 

 

Дом на улице Чайковского, 14а до сноса. Фото Семёна Тараева

Фото Семёна Тараева

Что дает статус достопримечательного места

По мнению Семёна Тараева, есть несколько причин, почему нужно сохранить «Актерский квартал»:

- Во-первых, там жили замечательные актеры Волковского театра, заслуженные артисты, лауреаты государственных премий. Во-вторых, планировка этого ансамбля уникальна для Ярославля, в центре города вообще нет таких кварталов, которые были бы застроены ансамблями. Интересна и внутренняя планировка: эти дома были рассчитаны на проживание четырех семей, в каждую квартиру вел отдельный вход. Это вообще нетипичная застройка для СССР. И наконец, если квартал снесут, на этом месте построят что-то несоразмерное, не соответствующее облику города. Застройщики сегодня не гнушаются ничем, если по регламенту они могут построить пять этажей, именно столько они и построят, еще и чердак сделают эксплуатируемым. Они не думают об облике города, как новая постройка будет смотреться, будет ли она нравиться горожанам.

Если раньше за снос домов в “Актерском квартале” грозило только административное наказание, то после признания этого ансамбля достопримечательным местом нарушителя ждет уголовная ответственность.

Член правления ярославского отделения Союза архитекторов России Ольга Мазанова считает, что новый статус квартала — большая победа жителей:

— Собственник на объекте сломал внутренние кирпичные стены и начал рушить стену фасада — работами по ремонту или реконструкцией это никак не назовешь. Хорошо, что удалось остановить эти вандальные действия.

Федеральный инспектор по вопросам историко-культурного наследия Юрий Аврутов говорит, что статус достопримечательного места позволит сохранить не только каждый дом в этом ансамбле, но и все элементы благоустройства и окружающей среды. Пока только одно здание из комплекса целиком находится в частном владении - это значит, что реставрировать остальные можно из средств бюджета.

- Это удачное и правильное решение, осталось понять, кто будет выделять деньги на сохранение комплекса. Если это муниципальная собственность, то деньги выделит муниципалитет, если федеральная - деньги пойдут из регионального и федерального бюджета. Можно искать частных инвесторов, фонды, которые будут помогать. Присвоение этого статуса остановит разрушение.

 

Порядок внесения объекта в реестр культурного наследия. Памятка для жителей

1. Выявление объекта, подлежащего охране. Заявление на внесение дома в реестр ОКН может написать любой гражданин как физическое лицо или любая организация как юридическое лицо. В заявлении необходимо обосновать свое предложение.

2. Рассмотрение заявления. Его рассматривает департамент охраны объектов культурного наследия, и если он выявляет признаки объекта культурного наследия, то включает объект в список.

3. Проведение экспертизы. В течение года государственная историко-культурная экспертиза решает судьбу объекта. Экспертизу может проводить только аттестованный министерством культуры эксперт. Заказать такую экспертизу может не только департамент охраны объектов культурного наследия, но и любой горожанин. Правда, обойдется она недешево: стоимость колеблется примерно от 30 тыс. до 200 тыс. руб. и зависит от года постройки и от того, насколько сложно найти по ней информацию в архивах.

4. Разработка документации. Приняв решение о статусе объекта, эксперт прописывает предмет охраны и его границы в специальном акте.

5. Общественное обсуждение. Акт эксперта появляется на сайте департамента, где в течение 15 дней идет его обсуждение, принимаются вопросы и доработки от всех заинтересованных граждан.

6. Включение в реестр. Департамент выпускает приказ, по которому объект попадает в реестр охраняемых объектов.

7. Регистрация в министерстве культуры. Министерство культуры регистрирует объект и присваивает ему регистрационный номер, а собственники подписывают соответствующие обязательства.

Что мешает сохранять исторические дома в России

Часто собственники исторических зданий игнорируют их ценность и незаконно меняют элементы домов. Так, например, сделал владелец квартиры на улице Мальцева, 3 в Вологде, соединив два окна в одно и заменив деревянные рамы на пластиковые. Однако история в Ярославле - тот случай, когда жители таких домов тоже хотят сохранить их облик, несмотря на то, что делать в них ремонт станет гораздо сложнее.

По информации Ольги Мазановой, жители “Актерского квартала”, которые подали заявку на присвоение кварталу статуса ОКН, хотели, чтобы таковыми признали каждый из домов ансамбля. Это наложило бы на собственников особые обязательства по ремонту и реставрации зданий в соответствии с их историческим обликом, но они готовы пойти на такое обременение, чтобы сохранить уникальность квартала.

Проблема в том, что статус достопримечательного места в российском законодательстве довольно нечеткий, он не дает гарантий, что дома останутся в их первозданном облике. По словам Ольги Мазановой, именно поэтому для сохранности “Актерского квартала” было бы лучше признать его ансамблем:

— Достопримечательное место — довольно опасный статус: на этом месте легко утвердить строительство нового здания, если недостаточно четко прописать режимы и предмет охраны.

Даже когда статус квартала будет утвержден, сохранность домов и исторической среды в нем будут зависеть от того, насколько качественно пропишут в документации предмет охраны, ограничения или запрет на строительство и разрешенную там хозяйственную деятельность. Это должен сделать эксперт. Градозащитники хотят отследить, насколько грамотно будут составлены эти документы.

Дом на улице Чайковского, 16. Фото Александры Яшаркиной

Территория “Актерского квартала” входит в буферную зону исторического центра Ярославля, по регламенту здесь разрешена застройка до пяти-шести этажей. Ольга Мазанова говорит, что даже такое строительство может испортить исторический облик квартала, состоящего из отдельно стоящих двухэтажных домов.

Пока законодательство несовершенно, и на исторических территориях все еще можно вести строительство, а его рамки определяют приглашенные эксперты. Так, в 2013 году градозащитники дважды останавливали попытки построить четырехэтажный кинотеатр в центре Ярославля, у храма Сретения, но в 2020 году были внесены изменения в режимы этой территории достопримечательного места: высота разрешенного строительства увеличилась с 10 до 15 м. Кинотеатр начали строить (сейчас стройка заморожена).

Еще одна проблема - собственник, снося историческое здание без статуса, несет только административную ответственность, а штрафы для физических лиц по таким нарушениям совсем небольшие. Штрафы не останавливают и юридических лиц. Например, в Вологде за незаконный снос спорткомплекса “Труд” учредителя фирмы просто оштрафовали на 300 тыс. руб. Когда в Ярославле незаконно снесли историческое здание бывшего детсада у «дома-подковы» на улице Победы, собственник заплатил 100 тыс. руб. штрафа, а за снос бывшего склада махорочной фабрики Дунаева на Некрасова — 20 тыс. руб. Никаких рычагов влияния на эту сферу, кроме штрафов, у государства сейчас нет, говорит Ольга Мазанова:

— Надо дорабатывать законодательство, обязать собственников восстанавливать разрушенные ими ценные исторические здания, как это делают в Петербурге. Что касается здания в “Актерском квартале”, хочется верить, что собственник восстановит хотя бы наружный вид, разрушенную им стену дома, а ведь внутри здания уже наверняка груда кирпичей, планировка нарушена. Очень жаль это историческое место, известно, что квартал строили пленные немцы, у домов здесь необычная планировка, я помню, как мы собирались здесь с членами союза архитекторов, играли на гитаре на огромной деревянной внутриквартирной лестнице, в Масленицу во дворе жгли чучело, сюда даже прилетали совы. Многие местные жители все еще хранят традиции квартала. Мы должны сохранить и их, и весь квартал как бренд нашего города, как составную часть бренда первого русского театра.

Семён Тараев обращает внимание на другое белое пятно в законах: сносить построенные до 1957 года здания в Ярославле нельзя без разрешения, даже если у них нет статуса, однако этот запрет сам по себе не помогает их сохранять:

- Механизм предотвращения такого сноса и наказания за него совсем не отработаны. Множество домов в Ярославле сносятся несмотря на эти ограничения, а если через суд все же удается привлечь собственника к ответственности, штраф выходит несоразмерным – 20–50 тысяч рублей. Нужно ужесточить ответственность за такие нарушения, но проблема в том, что вносить изменения в КоАП РФ может только Госдума, где и сидят большинство застройщиков. Конечно, им это невыгодно. С другой стороны, для сохранения таких зданий можно внести специальное изменение в Федеральный закон №73: прописать ограничения на снос объектов, на которые подана заявка на выявление их в качестве объекта культурного наследия.

Тараев считает, что спасать исторические дома от разрушения можно, просвещая горожан и совместно подыскивая финансы на реставрацию. Есть различные конкурсы, например от Фонда президентских грантов, но, по мнению Тараева, этой господдержки недостаточно, поэтому нужно привлекать частные фонды.

- Препятствовать сносу удается там, где такие случаи привлекают общественное внимание. Государственные институты всегда будут об этом молчать. В Ярославле несколько человек действительно являются градозащитниками, борются за сохранение исторического облика города на общественных началах, не получая за это денег, просматривают документы, пишут замечания к экспертизам, выезжают к каждому дому, находящемуся под угрозой сноса. Но даже так дома получается отстоять не всегда.

К сожалению, не очень эффективно работает местное общество охраны памятников, под их контролем находится всего несколько объектов, очень многое они упускают. В СССР у них были большие возможности благодаря огромному членству и соответствующим членским взносам, часто общество реставрировало памятники за свой счет, но сейчас оно находится в упадке.

Я часто читаю комментарии горожан на форумах, под новостями: “Кому нужны эти старые халупы, их только сносить”. Люди видят только то, что есть сейчас, а ведь памятники старины зачастую выглядят плохо: старые, покосившиеся, без перекрытий, крыш.

Важно показывать жителям, как такие дома могли бы выглядеть, как будет проведена реконструкция, как изменится городская среда. Для этого нужно использовать виртуальные технологии. Когда люди увидят, какими могут быть исторические дома, как они впишутся в облик города, как можно использовать их и среду вокруг, их мнение изменится.

Фото Ольги Мазановой и Семёна Тараева из личного архива.

Подробнее читайте на ...

домов охраны квартала наследия культурного снос объектов чайковского

В Калифорнии дикий медведь искупался в бассейне одного из частных домов

Фото: Twitter

В городе Ла-Каньяда-Флинтридж (США, штат Калифорния) работники Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных ищут медведя, который, по сообщениям очевидцев, свободно разгуливает по улицам, сообщает Life.

Судя по фотоснимкам, размещенным в Сети, мишка уже искупался в бассейне одного из частных домов. Пока выйти на след косолапого специалисты Службы охраны так и не смогли.

kapital-rus.ru »

2016-06-08 22:08