2019-10-9 09:03 |
В России за три года (с 2016-го по 2019-й) на 30% сократилось число компаний с госучастием, то есть таких, где более четверти акций принадлежит государству. При этом, по данным Росстата, общее количество юрлиц в государственной собственности сократилось на 9%. Но по мнению экспертов, массовый исход государства из экономики – это лишь статистическая видимость. На самом деле происходит всего лишь реорганизация, и государственный сектор не уступает свою долю на рынке частным компаниям.
Откуда уходит государство?
До 2016 года Росстат вообще не вел отдельный учет юрлиц в госсобственности. В 2016-м году, как пишет РБК, общее количество таких хозяйствующих субъектов составляло 65,5 тысяч, а к 1 января 2019-го - уже 59,6 тысяч в целом по России. То есть их стало почти на шесть тысяч меньше. В данном случае речь идет о почти 5,7 тысячах коммерческих компаний с участием государства и о примерно 53 тысячах государственных учреждений.
За этот период большеВ всего сократилось число госпредприятий в сфере оптовой, розничной торговли и ремонта (на 42,7%), в строительстве (на 33,5%), в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты и рыболовства (на 19,4%).
Небольшое сокращение в сфере здравоохранения и соцуслуг (на 18%), образования, культуры, спорта и отдыха (на 5-7,5%) эксперты считают следствием оптимизации бюджетной сферы — во всех регионах страны объединяли больницы, поликлиники и вузы и отдельные юрлица преобразовали в филиалы.
Практически незыблемым осталось положение госпредприятий в области военной безопасности и соцобеспечения – их число сократилось менее чем на 3%.
При этом число предприятий по производству и распределению газа, электричества и воды с той или и иной степенью участия государства, наоборот, выросло на 27%.
Формы собственности
Больше всего (на 30%)сократилось количество компаний, акции которых находятся в федеральной собственности - с 1557 в начале 2016-го до 1084 к 2019 году. Число акционерныхВ обществ с участием государства на уровне 25–50% сократилось вдвое, а тех, гдеВ государство владеет контрольным пакетом акций, - почти на 46%. Меньше всего (на 13,6%) сократилось количество компаний, в которых государство владеет В«золотой акциейВ», то есть имеет специальное право на участие в управлении.
При этом число унитарных предприятий сократилось на 39% с 2016 по 2019 годы. Как сообщила РБК пресс-служба Росимущества, количество ФГУПов сократилось на 1104 - до 700 предприятий на 1 января 2019 года. Кроме того, в программу приватизации на 2017–2019 годы включено 254 ФГУПа. На сегодняшний день 52 из них уже преобразовано в АОВ или ООО, а еще 116 приватизировать невозможно, поскольку они находятся в процессе ликвидации, банкротства, реорганизации в форме присоединения.
В целом же эту ситуацию можно охарактеризовать как В«шаг назад после двух шагов впередВ». Дело вВ том, что по данным ФНС, с 2013 по 2016 годы общее количество ФГУПов и МУПов увеличилось вдвое - с 11 тыс. до 23 тысяч. А сокращатьВ их началиВ после того как Президент России дал поручение провести масштабную реформу государственного сектора экономики, а снижение числа унитарных предприятий было записано в число задач Национального плана развития конкуренции до 2020 года.
И с логикой этого решения трудно спорить. Ведь работая в сферах с развитой конкуренцией, значительная часть унитарных предприятий не подчиняется жестким требованиям о контрактной системе в госзакупках, В«завязанаВ» на бюджетное финансирование. А отсутствие корпоративного контроля и В«гарантированныйВ» спрос приводят к тому, что производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем в компаниях других типов.
Правительство и Федеральная антимонопольная служба считают, что унитарные предприятия на конкурентных рынках должны быть ликвидированы или реорганизованы, аВ оставитьВ нужно лишь естественные монополии и унитарные предприятия в сфере обороны и безопасности. Уже рассматривается соответствующий законопроект, против которого выступают регионы и Совет Федерации. ОниВ предлагают продлить переходный период с 2021 до 2023 года и оставить коммунальные унитарные предприятия в районах Крайнего Севера (там, где они являются единственными исполнителями коммунальных услуг), а также в сфере культуры и искусства.
Государственное и частное
По мнению члена экспертного совета при правительстве, старшего научного сотрудника РАНХиГС Вадима Новикова, сокращение числа юрлиц в госсобственности не говорит об уменьшении доли государства в экономике, тенденция отражает лишь реорганизацию внутри госсектора, а масштабной приватизации не наблюдается. Его коллега, директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев, полагает, что никакого плановогоВ сокращенияВ госсектораВ нет, а происходит В«общее сокращение числа хозяйствующих субъектов, особенно средних и мелких предприятий, в связи с депрессией, плохой конъюнктурой и стагнацией экономикиВ».
Примечательно, что согласно закону о бюджете, доходы от приватизации за 2019 год должны составить 13 млрд рублей. По оценке экспертов, это В стоимость примерно одной тысячной активов В«ГазпромаВ» или выручка всего семи средних предприятий. Так что В«распродажиВ» госимущества планируются более чем скромные.
Количество и качество
Вопрос не только и не столько в том, какое количество предприятий принадлежит государству, а в том, насколько эффективно иВ прозрачно они работают.
По данным Росстата 2018 год завершили с прибылью 66% акционерных обществ с госучастием. Это ниже среднего по экономике показателя - 72,6 % прибыльных организаций.В К самым убыточным относятсяВ гостиницы и предприятия общепита с участием государства (62,5%), оборонные (60%) и строительные (58,8%) предприятия, а также предприятия в сфере оптовой, розничной торговли и ремонта (53,8%).
При этом, как отмечает МВФ, доходы и расходы 30 тысяч российских госпредприятий никак не отражены в бюджетной отчетности государства.
Международный валютный фонд рекомендует российским властям обязать все госпредприятия публиковать ежегодные финансовые отчеты и оценивает вклад госсектора в ВВП России в 33%.
Ранее Европейский банк реконструкции и развития оценивал долю государства в ВВП Росси в 35% в 2005–2010-м, а международное рейтингововое агентство Moody’s более высоко - в 40–50%. Оценка Центра стратегических разработок — 46% по итогам 2016 года.
На душу населения
Сегодня абсолютным лидером в мире по числу госкомпаний признан Китай. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2015 год в КНР насчитывалось 159,2 тыс. госпредприятий. Но этого мирового лидера Россия опережает по такомуВ показателю как плотность госпредприятий.В В среднем по нашей стране на 10 тыс. граждан их приходится четыре, в то время как в Китае — чуть больше одного.
На сегодняшний день, по данным Росстата, больше всего государственных предприятий наблюдается в Ненецком и Чукотском автономных округах — около 39 на 10 тыс. населения. За ними идут другие регионыВ Сибири и Дальнего Востока - Якутия, Магаданская область, Камчатский край, Еврейская АО, республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Мордовия и Новгородская область с показателями 14,6–23,7 госпредприятий на 10 тыс. населения.
Больше всего частных компаний и меньше всего государственных, по данным Росстата, имеется в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области.
Наибольшая доля занятых на госпредприятиях среди стран ОЭСР— в Норвегии, Латвии, Эстонии, Венгрии, Франции, Финляндии, Чехии, Словакии и Италии. А вот статистику о численности занятых на госпредприятиях в России не приводит ни Росстат, ни ОЭСР. Так что напрямую сравнить Россию по этому показателю с другими странами не получится. Но есть косвенные данные – по оценке МВФ, российские бюджетные организации и крупнейшие госкомпании В обеспечивают половину занятости в формальном секторе экономики.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...