2018-5-15 08:30 |
Когда Маша (имя изменено) в первый раз пришла в московскую поликлинику, ей было 13 лет. При росте 160 сантиметров девочка весила 39 килограммов. Если сложно представить, насколько это необычно, просто вообразите себе ребёнка из концлагеря.
Маша выглядела примерно так.
Началось всё за пару месяцев до этого. Мы уже никогда не узнаем, кто, как и зачем убедил Машу в том, что она толстая. Возможно, она сама каким-то образом пришла к этой мысли. Девочка раньше весила 50 килограммов — абсолютно нормальные параметры. Но внешность в какой-то момент совсем перестала её устраивать. А значит, надо худеть. Худеть в понимании девочки означало совсем перестать есть. Результат ошеломляющий (в плохом смысле этого слова) — за три месяца Маша похудела на 11 килограммов.
Детский организм не мог не среагировать на такую страшную перемену. Начались проблемы с щитовидкой, увеличилась поджелудочная железа, пропали менструации. Это лишь часть проблем со здоровьем, которые породило фанатичное желание девочки стать худой. В поликлинике ограничились (а может, попросту отделались) выдачей направлений к разным специалистам — неврологу, гастроэнтерологу, психиатру.
Диагноз "психогенная анорексия" ей поставили через пару месяцев после того, как девочка попала в больницу — уже с весом 33 килограмма. Как рассказывала врачам сама Маша, в 13 лет она решила похудеть, потому что ей "не нравилась фигура, была толстой, не нравились живот и ноги". Добивалась цели "весить 45 килограммов", но процесс похудения "так увлёк", что каждый раз девочка выставляла себе "новые критерии".
Плюс к этому она "стала раздражительной, менее общительной, старалась спрятаться от всех, выходила одна гулять, чтобы отвлечься от своих мыслей". Один раз в неделю Маша голодала, выпивая литр воды, часто выбрасывала продукты, которые ей давали родители, считала калории и ежедневно взвешивалась. После детской клинической больницы Машу направили уже в психиатрический стационар, где она "потолстела" до 41 килограмма. Правда, питалась девочка всё ещё с трудом — по её словам, ей было "неприятно" принимать пищу. Она всё так же была тревожна и раздражительна.
Потом, казалось, девочка пошла на поправку. Маша стала лечиться и, самое главное, регулярно питаться. С её диагнозом — психогенная анорексия — в больнице ей дали направление к участковому психиатру. Но девочка испугалась врача в госполиклинике — то ли не доверяла, то ли сомневалась, что он поможет. Родители отправили ребёнка к частному психиатру. Через несколько месяцев она стала весить уже 52 килограмма — даже больше, чем до начала смертельной диеты (при этом она ещё и повзрослела, так что и должна была весить больше). Но потом что-то пошло не так.
Через полгода после выписки из психиатрической лечебницы подросток снова попадает в обычную больницу. И врачи увидели настоящий кошмар — девочка, которая, казалось бы, пошла на поправку, стала весить 31 килограмм! И это при росте 161 сантиметр. Никто не знал, у какого частного психиатра лечилась Маша, но именно он выписал девочке направление на срочную госпитализацию. Только слишком поздно.
Кстати, к вопросу о том, где всё это время были родители. Через сутки после того, как истощённую Машу положили в больницу, появился её отец. Он рассказал врачам, что за последние четыре месяца (то есть практически сразу после того, как девочка избавилась от контроля врачей) она похудела с 51 до 31 килограмма. Она постоянно вызывала у себя рвоту после редких перекусов, пила некоторые препараты для пищеварения, но они особо не помогали. Итог — полнейшее истощение.
Маша уже не могла сама ходить и почти не разговаривала. Её молодое сердечко билось из последних сил — кровь по её организму уже почти не могла циркулировать, не было "топлива" (питательных веществ) для того, чтобы все органы работали. Костный мозг (орган, который создаёт новые кровяные клетки для "питания" всего организма) был опустошён. Машу срочно перевели в реанимацию. Там её пытались кормить внутривенно, спускали в желудок специальный зонд с питательными веществами. Организм отказывался это воспринимать.
Девочке тяжело было даже дышать — в первый же день её подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Неделю ребёнок лежал в реанимации, поглощал лекарства, но потом появилось желудочно-кишечное кровотечение, которое врачи не смогли остановить. Малышка за один день потеряла 3,5 литра крови. На одиннадцатый день госпитализации врачи зафиксировали смерть 16-летней истощавшей девочки.
На момент смерти девочка весила 28 кг. Патологоанатомы выяснили, что на фоне анорексии у неё полностью отсутствовала жировая клетчатка, атрофировались мышцы, перестали работать кишечник и костный мозг.
Превратиться в Дюймовочку и умереть
Можно долго рассуждать, почему девочку не уберегли от истощения её же родители (как сказано в медицинской карте, семья была полная и внешне благополучная). Почему врачи в поликлинике наплевали на плохое состояние девочки и отделались направлениями. И, в конце концов, кто вбил в голову 13-летнему ребёнку, что она со своим миниатюрным телосложением — толстая? Но, к сожалению, даже если все обстоятельства смерти Маши станут известны, это уже её не вернёт.
История Маши — реальная ситуация, которая не так давно произошла в Москве. Её подробно разбирали чиновники московского здравоохранения, изучали детские психиатры, медики описали её как клинический случай в одном из научных медицинских журналов. Подростковая анорексия — это очень страшная, и, к сожалению, совсем нередкая причина смерти молодых девочек.
Да, в основном от анорексии страдают девочки и молодые женщины, как правило, от 12 до 30 лет. По словам главного детского психиатра Москвы Анны Портновой, это заболевание с очень высокими рисками. Распространённость среди девочек-подростков — 1,5%. В 7–15% случаев всё заканчивается смертью, причём нередко это самоубийство.
В прошлом году в Башкирии от анорексии умерла 12-летняя девочка. История примерно такая же — ребёнок неожиданно сел на очень строгую диету и стал почти "прозрачным". Как рассказывали одноклассники маленькой Наили, они предупреждали свою подружку о том, что она выглядит неважно. Врачи поставили диагноз — анорексия, но спасти малышку не смогли. А мать Наили утверждает, что никакой анорексии у её дочери не было. По некоторым данным, именно она хотела сделать из дочки Дюймовочку и плохо кормила. Но пока это не доказано.
Анорексия подкашивает даже богатых и знаменитых. Например недавно о своём недуге, который в своё время чуть не разрушил её жизнь, рассказала певица Юлия Михальчик. В 22 года, когда музыкальная карьера девушки была на взлёте, ей захотелось похудеть, чтобы эффектно выглядеть на сцене. В результате при росте почти 170 см Михальчик стала весить 40 кг. К счастью, родители певицы вовремя обратили внимание на её истощение и обратились к врачам. Сейчас она здорова и старается предупредить молодых девушек, желающих похудеть, — без помощи специалистов (врачей, тренеров) стремление к стройности может стать очень опасным.
Фобия ожирения
Вопреки расхожему мнению, анорексия — это не просто излишняя худоба. Это нервно-психическое расстройство, проявляющееся навязчивым стремлением к похудению. Девушка (напомним, в большинстве случаев именно прекрасный пол страдает этим недугом) начинает безумно бояться ожирения, даже если никаких предпосылок для этого нет.
— Анорексия — в первую очередь "живёт" в голове. Потому что именно нервное расстройство приводит к нарушению нормального пищевого поведения, — рассказывает психолог Олег Иванов. — Всё начинается достаточно просто — сначала подросток стремится к правильному питанию, начинает заниматься спортом. И на этой стадии нет ничего плохого. Однако со временем это может перерасти в зависимость: из питания исключаются не только сладости, но и необходимые для жизни продукты — мясо, молоко, яйца и т. д. Вместо нормальных занятий спортом молодые девушки готовы часами не вылезать из спортзала и вместо еды только пить воду. При этом остаётся недовольство внешним видом, даже если вес находится в норме. Появляется зависимость, и чем больше больной худеет, тем толще он себе кажется. А идеальный день для такого человека — это полностью "голодный" день.
При этом типичная анорексичка постоянно винит себя в переедании. А когда врачи спрашивают о деталях, выясняется, что "съедалось, например, два пряника, а после этого вызывалась рвота" (цитата из научной работы российских медиков). Рвоту больная девушка вызывает специально — чтобы еда ни в коем случае не переварилась в её организме и не превратилась в жир.
Желание похудеть становится навязчивой идеей, и всё крутится вокруг неё. Например, девушку позвали на свидание, а она не будет думать ни о чем другом, кроме как о меню в ресторане, куда она пойдёт. "Будут ли там листья салата? Ведь другое мне нельзя", — примерно такие мысли возникают в голове.
Пациент с анорексией будет всегда и по любому поводу отказываться от еды. Появятся отговорки вроде: "Я не голоден", "Я такое не ем".
Кроме сложных "отношений" с едой у больного анорексией появляются проблемы и с окружающими людьми. Анорексик почти всегда раздражён, у него необъяснимое чувство тревоги, страха. К этому добавляется фанатичное желание заниматься спортом — "сжигать" те калории, которые попали в организм с минимальным количеством пищи. Девочки начинают носить неприметную мешковатую одежду, чтобы скрыть свой "жир". Появляются бессонница, апатия. Плюс к этому почти всегда вместе с массой тела исчезают и менструации, сексуальная активность. Проще говоря, женская половая система "опустошается" и не находит ресурсов для работы.
Как, впрочем, и другие системы организма. Слабеет сердце, у анорексика всегда слабое кровообращение, отчего ему всегда холодно. Пищеварительный тракт просто начинает "пожирать" сам себя. Потом наступает этап, когда есть уже практически бесполезно — организм разучился переваривать пищу, и поправиться (во всех смыслах — и набрать вес, и улучшить здоровье) не получается.
— Такие эксперименты над собой весьма опасны, организму причиняется непоправимый вред. От недостатка питания страдает нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, опорно-двигательная системы. При этом подросток может вполне себя нормально чувствовать (даже испытывать эйфорию), но плохо при этом выглядеть: бледная кожа, ломкие волосы и ногти, уставший вид, — говорит Олег Иванов.
Основная проблема в том, что сами анорексики отказываются признавать наличие проблемы.
— Поэтому внимание нужно проявить близким и родным: если подросток резко похудел, практически помешан на занятиях спортом, постоянно считает калории, отказывается от еды или притворяется, что ел, стал плохо спать и так далее, нужно принимать меры, — говорит психолог.
В качестве одной из главных причин "популярности" анорексии специалисты называют банальное стремление выглядеть как модель с обложки модного глянца.
— Конец XX — начало XXI века — бум анорексии. Развитие индустрии моды повысило спрос на худых девушек, и они потекли туда рекой, стараясь быть похожими на топ-моделей. Люди, которые не любят своё тело и хотят быть похожими на кого-либо и нравиться окружающим, — это невротики. Нравишься себе — никогда не будешь страдать этим заболеванием, — говорит психотерапевт Люцина Лукьянова.
Но могут быть и другие причины. Некоторые лекарства в качестве побочного эффекта дают резкое снижение аппетита — и если такие препараты употреблять долго, может возникнуть анорексия.
Некоторые травмы головы (с повреждением головного мозга) тоже могут спровоцировать нежелание есть ни в каком виде. Играет большую роль и окружающая обстановка — например, если в семье были случаи анорексии или девочку с ранних лет упрекали за то, что она "жирная", то это всё может породить комплексы. Как следствие, такое нервное расстройство.
Спасение худеющих
К сожалению, чаще всего на истощавших подростков обращают внимание тогда, когда в значительной степени ухудшается общее состояние здоровья. До этого всем кажется, что худоба — это не так уж и плохо.
Если вы обнаружили симптомы анорексии у себя или своих близких — незамедлительно обращайтесь к врачу. Не к диетологу, не к психологу, а именно к психиатру. Этот специалист уже подскажет, как действовать дальше.
— Вылечить нервную анорексию самостоятельно можно, если подросток сам готов к такому лечению. Однако чаще всего нужна помощь врачей, которые помогут подобрать правильное медикаментозное лечение и диету. Родителям же можно посоветовать, в первую очередь, не давить на ребенка и не ставить ультиматумы. Чтобы вас послушали, вам должны доверять. Не нужно стыдить — постарайтесь помочь, поговорить. И не пытайтесь накормить силой — это лишь вызовет агрессию со стороны ребёнка. .
Подробнее читайте на life.ru ...