2016-8-17 13:34 |
Кадровые чистки в российской власти ускорились к выборам в Госдуму. Причем, из тех, кто покидает нагретые места, все больше людей, которых раньше напрямую связывали с президентом Владимиром Путиным. Отставка главы его администрации Сергея Иванова, состоявшаяся в минувшую пятницу, лишь подтвердила эту тенденцию. Почему и как президент готовит новый договор с элитами и к чему готовится, совершая перестановки во власти?
Зачистка друзей
В«ЧисткаВ» – слово из лексикона сталинской эпохи, путинское время сравнительно вегетарианское и, очевидно, требует аналога с поправкой на качество режима – В«омоложение кадровВ». С задержаниями, арестами и обысками, с публичными скандалами или довольно мирно, как в случае с Сергеем Ивановым, президент Путин расстается с бывшим окружением и меняет его на молчаливых технократов без политических амбиций.
Еще несколько лет назад кадровые перестановки, особенно те, что касаются высоких постов, считались внутренней угрозой для устойчивости политической системы. Многие полагали, что они нарушат сложившийся баланс во власти и элите. События последних двух лет, а в значительной мере – последних трех месяцев, опровергают это предположение, делая его глубоким заблуждением. Процесс свержения непотопляемых, казалось бы, фигур стартовал с отставки главы РЖД Владимира Якунина летом 2015 года. Главный железнодорожник вовремя не умерил аппетиты и его сменил никому до того неизвестный Олег Белозеров, которому поручили навести порядок в железнодорожном хозяйстве.
Не стал церемониться президент и с другим товарищем по службе – директором ФСКН Виктором Ивановым. Несмотря на личные беседы о важности сохранения наркополиции и попытки связать распространение наркотиков с подготовкой революции на примере Майдана, ведомство Иванова долго не продержалось: оно было расформировано по президентскому указу, а его самого оставили за бортом – ни должности, ни статуса.
Вместе с ним лишился собственной структуры Константин Ромодановский – тратить дефицитный бюджет на Федеральную миграционную службу стало бессмысленно, тем более в свете того, что ФСБ установила сомнительные связи Ромодановского с петербургскими контрабандистами. Под ту же гребенку попал глава Федеральной службы охраны Евгений Муров, но ему за былые заслуги и, принимая во внимание почтенный возраст, дали уйти достойно. Оптом – в рамках того же дела о контрабанде – убрали и начальника Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, у которого дома, все-таки, поворошили белье и показали это по телевидению. А до этого президент освободил от должности Владимира Дмитриева, главу проблемного Внешэкономбанка.
Наконец, кампания по зачистке старых кадров дошла до администрации президента. Потенциального приемника в 2008 году, не лишенного президентских амбиций, бывшего министра обороны и политика, чей рейтинг замеряют социологические службы, представителя, по утверждению ряда политологов, одного из российских кланов Сергея Иванова президент неожиданно сменил на непубличного, малоизвестного и заметного заместителя Антона Вайно, руководившего президентским протоколом. И хотя слухи об отставке Иванова ходили в течение года, новость о кадровом решении была внезапной.
Не трудно заметить, что активная фаза перестановок пришлась на электоральный цикл: спящая власть как будто пробудилась. Путин санкционировал отставки генералов ФСБ Яковлева и Воронина. Затем доселе неприметные карьеристы взяли в свои руки руководство Службой собственной безопасности ФСБ и устроили небольшую революцию: от посадок губернаторов Сахалина, Коми и Белгородской области до высокопоставленных чиновников Следственного комитета России, уличенных в связях с криминалитетом, и ФТС.
Главный мотив в отстранении старой гвардии, тем не менее, до сих пор был не политическим, а экономическим – чиновники не смогли подстроиться под новые требования, осознать масштабы кризиса и продолжали в прежних объемах и границах жить на широкую ногу. Тем заметнее из этого ряда выбивается Иванов – по факту бывший третьим лицом в государстве, которое возглавляет структуру без четко прописанных в Конституции полномочий и чья деятельность не регулируется законами. Его отставку и почетную пенсию – назначение на должность спецспредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта – можно объяснить только политическими причинами. Но ухудшающаяся ситуация в экономики их и обуславливает.
Интрига с премьером
Сменить главу администрации президента за месяц до федеральных выборов – решение в российской практике неординарное. Поэтому версии прокремлевских политологов о том, что Иванов сам просился в отставку и в 2015 году после того, как у него погиб сын, даже написал заявление об уходе, а придя на должность главы администрации, сразу оговорил с Путиным, что будет работать не более четырех лет, звучат не особо убедительно. Такого рода эксперты не только связывают увольнение с личным желанием, но и сильно преувеличивают значение придуманной специально под него должности, которая пока выглядит как чистая фикция.
Не симпатизирующие бывшему главе путинской администрации люди, напротив, видят в отстранении Иванова закономерность: управленец он неважный, все крупные проекты от реформы Минобороны до ГЛОНАСС провалил, на работе большую часть времени занимался непонятно чем. К примеру, не вмешивался во внутреннюю политику, которой заведует его зам Вячеслав Володин, из-за чего часто оказывался не в курсе рабочей повестки. Согласование политики с правительством почти не проводил: связи шли в обход него, а он воспринимался скорее как препятствие. В Совете безопасности занимал ястребиную линию, мыслил заговорами и невероятными спецоперациями Запада и Китая против России.
Однако, как знают почти все интересующиеся российской политикой, для Путина лояльность превыше профессионализма и ходовых качеств человека. Президент готов закрывать глаза на многое, но чего он не прощает – интриг за его спиной. От выборов до выборов российская власть живет относительно спокойно, встряска и перетряхивание – период риска и высоких ставок – происходят в турбулентное время после выборов. И поскольку Госдума это, по большому счету, набор карманных марионеточных партий, от реального расклада которых мало что меняется, для Кремля основными выборами остаются президентские. Понятно, что ближайшие из них будут чистого рода плебисцитом: за или против действующего президента и его политический курс. Причем, никаких серьезных конкурентов у него, ясное дело, не будет.
Поэтому основная конкуренция разворачивается за пост главы правительства. Сегодняшний премьер-министр Дмитрий Медведев во многом сам виноват в своей непопулярности. Резонансные заявления о том, что денег на повышение пенсий нет, а учителям нужно идти в бизнес, чтобы зарабатывать, в конце концов, сделал он сам и на публике. Так он мыслит, так он искренне считает и совершенно очевидно, что он лишен какой-либо эмпатии, а также скован в проявлении человеческих чувств. Отставки его хотели бы разные группы влияния и персоны, вплоть до вице-премьера Игоря Шувалова – очевидно, первого претендента на его место. Но в Кремле прозвучавшие выпады против Медведева посчитали заказной кампанией.
Если кампания действительно и была, то ее могли вести Сергей Иванов и глава В«РостехаВ» Сергей Чемезов, которые до отставки Иванова образовывали неформальный клан. По одной из версий, за это Иванов и поплатился должностью: он якобы собирался подорвать позиции Медведева через низкие результаты В«Единой РоссииВ» на выборах. Плохие показатели партии могли бы сыграть против Медведева и оказаться достаточным поводом для его отставки. При этом считается, что Иванов продвигал в премьерское кресло Алексея Кудрина. Не случайно одновременно с критикой в адрес Медведева в прессе развернулось обсуждение непомерного богатства Шувалова, что его однозначно дискредитировало и лишало шансов на будущее повышение.
Приготовления к четвертому сроку
Тем не менее, никто точно не знает, о чем договорились Путин и Медведев, уединившись на рыбалке в августе 2011 года. Принято считать, что Медведев согласился уступить президентский пост, если ему будет гарантирована должность главы правительства до конца третьего срока Путина. На сегодняшний день все идет по плану, и президентские выборы предстоят через полтора года – в марте 2018 года. Но если предположить, что президент пойдет на досрочные выборы в 2017 году? Ожидание этого на фоне неутешительной картины в экономике, скорее всего, способствовало развязыванию аппаратной борьбы. Так, по некоторым данным, заместитель Иванова Володин так же выстроил карьерную стратегию вплоть до премьерского поста: добиться нужных результатов на выборах в Госдуму, затем занять должность своего начальника, провести предвыборную кампанию Путина и получить назначение в премьеры.
Поскольку руководитель администрации в российской практике становится главой предвыборного штаба кандидата в президенты, Володин, вынашивавший собственные планы, конечно же, уже проиграл: переизбрание Путина на четвертый срок призван обеспечить 44-летний Вайно, которому доводилось заниматься транзитом власти от Путина к Медведеву в 2008 году. В его повышении многие сразу распознали подготовку к продлению полномочий с намеком на досрочный характер выборов.
Что же заставляет говорить в пользу переноса президентских выборов на 2017 год? Во-первых, экономика – ее гальванизация потребует непопулярных мер и Путину требуется обновление мандата на проведение болезненных реформ; выборы в данном случае приобретут характер плебисцита. Во-вторых, внешняя политика. Чтобы распутывать геополитический клубок противоречий при новом президенте США, которым с большой долей вероятности станет Хилари Клинтон (а с ней Путин не очень ладит со времен, когда она возглавляла Госдеп и усомнилась в честности выборов в Госдуму 2011 года, поддержав тем самым уличные протесты в крупных города России), необходимо утвердить внутри страны свою легитимность для решений, которые могут ухудшить положение в стране (например, присоединение ДНР и ЛНР к России).
В нелегкий для себя и страны период Путин намерен ступить в ином качестве. Именно этим можно объяснить то, что путинских соратников и друзей по Ленинграду-Петербургу заменяют технократы, как правило, безликие, без биографий и прежних заслуг, выходцы из самых разных областей и нередко без прошлого в спецслужбах. Главное их отличие от тех, кому они приходят на смену, условному кооперативу В«ОзероВ» – умеренность аппетитов и незапятнанность репутации коррупцией. Если говорить о замене Иванова на Вайно, то параноидальных В«ястребовВ», которым всюду мерещится заговор, сменяют В«философыВ», которые совершенно шизофреническим образом рассуждают о времени и пространстве применительно к управленческим практикам и изобретают В«нооскопыВ», чтобы обозревать ноосферу (Вайно значится автором наукообразной работы В«Капитализация будущегоВ»). Кроме этого, у них с главой государства нет личных, тем более дружеских связей и они всецело обязаны ему за карьерное продвижение. Вдобавок, они лишены собственного мнения и, скорее всего, будут во всем подчиняться и угождать.
Происходящее говорит о следующем. В то время как экономический кризис приближает власти и граждан к новому общественному договору, который будет подписан сразу же после президентских выборов (повышение налогов, пенсионного возраста и прочие экономические прелести), Путин последними отставками и назначениями готовит себе не только новый срок, но и новый договор с элитами. Контроля в руках президента становится больше, а несогласные представляют все меньшую угрозу.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...