«Подтверждение мандата Путина». Чего ждать от новой Госдумы?

2016-9-19 15:11

18 сентября в России прошли выборы в Государственную думу, на которых партия власти «Единая Россия» на фоне рекордно низкой явки получила больше 54% голосов и теперь вместо преобладающего большинства сформирует конституционное большинство. Также в Госдуму седьмого созыва прошли три партии: КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и по одному депутату от «Родины» и «Гражданской платформы». «Вот трудно, тяжело, а люди все равно за "Единую Россию" проголосовали», – прокомментировал итоги выборов президент Владимир Путин. Ни одна оппозиционная партия, а также позиционировавшаяся как партия среднего класса и предпринимательского сообщества «Партия роста» не преодолели 5%-ный порог. Станет ли новый созыв Госдумы «парламентом развития», как надеется экс-министр финансов Алексей Кудрин, будут ли депутаты заниматься больше экономическими вопросами или, пользуясь большинством, начнут проводить в жизнь непопулярные реформы? Наконец, стоит ли опасаться, что после парламентских выборов власти дадут ход болезненным мерам и первым делом «отпустят» сильно укрепившийся рубль?


В 

Кирилл Яковенко, аналитик В«Алор БрокерВ»: Предварительные итоги выборов не принесли никаких сюрпризов в плане распределения голосов, однако явка была ниже, чем на предыдущих аналогичных выборах. Это говорит о некой апатии населения и осознании невозможности скорых перемен на политическом поле. Скорее всего, теперь, после выборов, у властей вновь В«развяжутся рукиВ» и они смогут проводить непопулярные меры – повышение налогов, ужесточение наказаний за экономические преступления, избыточную эмиссию национальной валюты, активную растрату финансовых резервов на сомнительные проекты, ограничение доступа на рынки Московской биржи и так далее.

Госдума будет работать в прежнем режиме и по сути лишь утверждать предложения администрации Президента и Правительства.

Девальвация рубля до конца года вполне возможна, котировки нефти выглядят слабо, однако темпы падения будут ограничены жесткой политикой ЦБ РФ (ставка 10% при инфляции 6,9%). Ослаблению рубля также может способствовать увеличение дефицита бюджета на фоне крайней неэффективности расходования средств. К 2017 году мы можем увидеть курс доллара в районе 70-75 рублей.

В 

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Новая конфигурация парламента означает преемственность власти и преемственность политики, в том числе экономической. Для экономики рынка и инвесторов это скорее положительный фактор. Но на позицию иностранных инвесторов будут влиять не экономический, а политический фактор: западная пропаганда подаст победу В«Единой РоссииВ» как усиление диктатуры. И на какую-то часть потенциальных инвесторов эта пугалка подействует.

Непопулярные меры возможны, но не потому, что В«Единая РоссияВ» получило конституционное большинство, у правительства власти для проведения непопулярных мер и так хватало. Здесь связь обратная: не победа дала возможность для проведения таких мер, а их придерживали, чтобы они не сказались на результатах выборов. Теперь их можно проводить без опаски.

Но в целом значение результатов парламентских выборов не стоит переоценивать. Мы живем в президентской республике, и политику, в том числе экономическую, у нас формирует президент. Победа В«Единой РоссииВ» это скорее подтверждение путинского мандата, а ни некий самостоятельный политический и экономический фактор.

Парламент в России, президентской республике, не может заниматься развитием экономики, он может заниматься законодательным обеспечением этого развития – принимать необходимые законы. Поскольку источником таких законов у нас является правительство, то от него и зависит масштаб деятельности парламента в этой сфере. С другой стороны, без принятых парламентом законов тоже не обойдешься. Поэтому роль парламента, конечно, будет вторичной, но при этом все-таки важной.

Обвал или сохранение курса рубля – процесс, имеющий более глубокие причины, чем парламентские выборы. И поэтому результаты выборов на обвал рубля не повлияют. Скорее можно говорить об обратном процессе. Если опасность обвала рубля существует, то естественно, что старались не допустить его до выборов, чтобы не ухудшить результаты выборов. Если это так, то обвал рубля после выборов может случиться не в результате выборов, а потому, что рубль перестанут держать за уши, чтобы не упал, а как раз наоборот отпустят.

В 

Александр Шустов, генеральный директор МФО В«Мани ФанниВ»: На мой взгляд, Алексей Кудрин, скорее всего, имел в виду, что Госдуме нового созыва предстоит работать в условиях периода восстановления экономики страны после тягчайшего спада, дно которого хотя и пройдено в первом квартале 2016 года, однако с последствиями придется бороться еще как минимум в ближайшие 1,5-2 года. Условия будут меняться, будет расти потребность в законодательных изменениях, отвечающим потребностям экономики, переходящей в стадию роста. Можно ли говорить о том, что темпы восстановления будут зависеть от деятельности депутатов? Мне кажется, что в большей мере эта прерогатива останется на стороне правительства. Но тут стоит отметить, что ничего дурного в этом нет.

Темпы восстановления российской экономики будут зависеть в первую очередь от деятельности правительства, связанной с перераспределением бюджетных потоков и оптимизацией расходов. Учитывая сокращение резервов и сохранение крайне высокой волатильности на валютном рынке, также огромная ответственность по поддержанию экономики сохранится за ЦБ и, я не исключаю, что именно роль регулятора в ближайшие годы будет расти, что, опять же, на мой взгляд, можно оценить исключительно с положительной стороны.

Сильный рубль, который находился под бдительным вниманием со стороны правительства и регулятора в предвыборный период, безусловно, растеряет часть поддержки. Собственно, первые шаги уже предприняты – в конце прошлой недели ЦБ снизил ставку на 50 б.п. При текущих ценах на нефть сильный рубль государству по-прежнему не нужен.

В 

Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Два года кризиса внесли свои изменения, в том числе и в политическую систему России. Госдума прошлого созыва крайне активно занималась законотворческой деятельностью, однако стоит отметить – абсолютное большинство законодательных инициатив касались экономики лишь опосредованно и вскользь, основным вектором при этом было развитие законодательства в сфере социальной политики государства. Отмечу, что экономика при этом стала практически на 100% В«епархиейВ» правительства, которое по сути являлось инициатором ключевых изменений в экономике. На мой взгляд, это в первую очередь связано с ростом требований к оперативности принятия решений, необходимых для поддержания плавучести экономики и внутреннего рынка, а также перераспределения финансовых потоков и стимулирования развития основных институтов экономики и государства. Учитывая крайне сложную ситуацию во внешней политике и в экономике, по большому счету за последние два года Дума превратилась в орган поддержки спускаемых сверху предложений и инициатив, что в принципе, вполне отвечает требованиям времени и обстоятельствам. Стоит ли ожидать от парламентариев нового созыва коренных перемен в расстановке сил и перехвата законодательной инициативы? На мой взгляд, никаких поводов для этого нет. По сути изменения в составе можно назвать мизерными, собственно, роль Думы также вряд ли изменится – разногласия и длительные дебаты сейчас не выгодны ни правительству, ни государству, ни экономике.

Рынок практически не отреагировал на итоги выборов, что вполне закономерно, учитывая, что никто сюрпризов не ждал – общий вектор развития законодательной деятельности будет сохранен. По большому счету все останется так, как было до непродолжительных каникул.

Что касается рубля и экономических показателей, то они будут, как прежде, в большей мере зависимы от внешних факторов, в первую очередь от конъюнктуры рынка нефти – роль Думы здесь крайне незначительна.

В 

Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента В«АльпариВ»: Мы полагаем, что в краткосрочном аспекте итоги выборов могут положительно отразиться на обменном курсе рубля и на фондовом рынке, однако, уже через несколько дней положительные новости будут отыграны рынком. На экономику результаты выборов существенно не повлияют, так как будет продолжаться практически тот же курс. Перемены вряд ли будут возможны, при этом основной силой, которая теоретически сможет содействовать проведению структурных реформ в экономике, все равно будет правительство, и, конечно, это опять будет правительство, возглавляемое Дмитрием Медведевым. Насчет непопулярных мер – это опять вопросы к правительству. Но я сомневаюсь, что непопулярных мер станет больше, так как парламент прошлого созыва нередко выступал против некоторых антинародных инициатив правительства. По крайней мере, даже депутаты В«Единой РоссииВ» весьма критично относятся к вопросу, например, повышения пенсионного возраста либо отмены пенсий работающим пенсионерам.

Я не ожидаю, что новый состав Думы будет больше заниматься вопросами развития экономики. Но и меньше тоже не будет. Будет в той же мере заниматься, как и ранее. Экономическая модель, ориентированная на высокую роль административного ресурса в случае, когда экономика не получает достаточного уровня нефтегазовых доходов, по-прежнему останется на повестке дня, хотя, возможно, с некоторыми коррективами. Единственное, что может измениться в Думе – это риторика, которая станет чуть более социально ориентированной и даже немного В«социалистическойВ». То есть КПРФ, у которой неожиданно появился достаточно серьезный конкурент в виде более радикальных коммунистов, которые набрали почти 2,5% голосов избирателей, может еще более В«полеветьВ», вспомнив о том, что они все-таки коммунисты. Кроме того, В«Справедливая РоссияВ» может также начать больше вспоминать о справедливости распределения доходов в обществе, немного заходя на В«полеВ» коммунистов и левых партий. А ЛДПР, возможно, подобно евроскептикам в ЕС, усилит антииммигрантскую и националистическую риторику. Но к радикальному изменению экономического курса это не приведет. Будет стабильность. Непопулярных реформ, по-видимому, не произойдет, но и более В«популярныхВ», необходимых обществу реформ, скорее всего, тоже не придется ожидать, хотя какие-либо подвижки по диверсификации экономики в сторону уменьшения доходов от нефтегазового сектора будут сделаны.

После роста рубль может скорректироваться вниз, но не сильно, так как нефть пока не падает ниже 44 долларов за баррель, при этом инфляция остается низкой. Главными факторами риска для рубля остается вероятность падения цены на нефть опять на 40 долларов и ниже, а также повышение процентной ставки в США. Но процентная ставка в США на заседании ФРС, которое состоится на следующей неделе, скорее всего, опять не будет повышена, значит, и угроза курсу рубля чуть меньше.

Подробнее читайте на ...

выборов экономики рубля правительства скорее созыва роль развития