2017-7-21 14:06 |
Пакет мобильных и сетевых законов, принятых в пятницу Госдумой о регулировании мессенджеров, запрете анонимайзеров и об использовании сим-карт, стал, по мнению экспертов, продуктом естественного развития событий.
Более того, Россия в данном случае наверстывает отставание от европейских стран. Какие правила и ограничения устанавливают законы и как они скажутся на обычных пользователях Сети? Госдума в пятницу в третьем, окончательном, чтении приняла сразу три закона: об ужесточении правил использования сим-карт, о регулировании работы мессенджеров, а также о запрете использования анонимайзеров.
Что устанавливают законы
Закон о борьбе с нелегальным распространением сим-карт предполагает, что обслуживаться будут лишь те абоненты, которые предоставили операторам достоверные сведения о себе, то есть паспортные данные.
Если речь идет о корпоративных закупках, предоставляются данные сотрудников. Кроме того, операторы получают возможность проверять информацию об абонентах через единую систему идентификации и аутентификации, квалифицированную электронную подпись, единый портал госуслуг и другие системы госорганов.
Также, согласно закону, физлица не смогут оплачивать счета за мобильную связь, если сим-карты оформлены на юрлиц. Для этого последним придется предоставить персональные данные физлица, пользующегося сим-картой. Эта мера поможет навести порядок в ситуации, когда фирмы-однодневки «закупают огромное количество десятки, сотни, тысячи симок, распространяют их физлицам», заявил ранее «Интерфаксу» глава профильного комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
Закон о мессенджерах организаторах обмена мгновенными сообщениями
обязывает идентифицировать пользователей по номеру телефона либо отказывать им в услугах, если пользователи не соблюдают эти условия.
Идентификация пользователя будет осуществляться на основании договора, заключаемого мессенджерами с оператором связи.
При этом если учредители мессенджеров российские юрлица или граждане, они могут проводить «идентификацию пользователей самостоятельно путем определения абонентского номера пользователя», подчеркивается в законе.
Кроме того, мессенджеры обязаны предоставить пользователям возможность отказаться от получения сообщений других пользователей, а также обеспечить «возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти».
Также мессенджеры должны ограничить «рассылку и передачу сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ». Если мессенджер не выполняет это условие, предусматривается возможность ограничения доступа к нему.
Согласно закону о запрете так называемых анонимайзеров информационных систем и программ для получения доступа к заблокированным Роскомнадзором интернет-ресурсам, поисковики больше не смогут показывать на них ссылки, в противном случае они сами будут заблокированы. В Госдуме предложили дать владельцам анонимайзеров и операторам поисковиков доступ к черному списку запрещенных Роскомнадзором ресурсов. При этом не исключено обжалование спорных решений в суде.
Подобное ограничение необходимо для «предотвращения наступления вредных последствий» от использования «средств обхода блокировок», подчеркнули депутаты.
Как ранее подчеркивал глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин, анонимайзеры «нивелируют российские законы». Новые меры не вводят никаких дополнительных запретов, а лишь ограничивают доступ к уже запрещенному контенту, подчеркивал он.
Эффективность будет зависеть от механизма исполнения
«Это довольно естественное развитие событий», заявил газете ВЗГЛЯД разработчик систем анализа соцсетей, директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов, добавив, что данные законы обсуждались уже долгое время. Он также указал, что Россия даже принимает подобные законы попозже, чем другие страны.
Например, он напомнил, как российские законодатели пытаются скопировать у Германии закон по контролю информации в соцсетях.
Ашманов считает сам по себе ход нормальным, однако подчеркивает, что его эффективность будет зависеть от исполнения. И именно здесь концентрируются основные сложности.
«У нас в большинстве случае эти законы про айтишные всякие дела либо не предусматривают механизма реализации, либо имеют формулировку, которая очень затрудняет реализацию, либо вообще предлагают неверную реализацию», подчеркнул он.
В качестве примера эксперт напомнил о так называемом пакете Яровой, который был быстро принят, однако с реализацией возникают проблемы.
Собеседник также отметил, что не все мессенджеры и анонимайзеры могут согласиться на условия новых законов. «Вот сидит создатель любого мессенджера где-то за рубежом. Россия у него рынок такой: пять процентов пользователей, в лучшем случае десять», указал Ашманов. «Достать их никак нельзя, можно только заблокировать или угрожать тем, что заблокируют», подчеркнул эксперт. Поэтому, по его словам, непонятно, как их заставить сдавать данные своих пользователей.
В мобильных делах все чуть более прозрачно, полагает Ашманов. Он отметил, что есть огромное количество способов мошенничества с анонимными или «левыми» сим-картами. В частности, с их помощью можно взорвать бомбу или позвонить из тюрьмы пенсионерке, сказать, что ее сын попал в аварию, и заставить ее снять все деньги, подчеркнул эксперт. Именно поэтому и ведется борьба с анонимными сим-картами.
Ашманов указал, что зачастую сами операторы сотовой связи, хотя они это и не признают, связаны с разного рода мошенничеством, в том числе с распространением анонимных сим-карт.
Кроме того, чтобы обойти закон о запрете продажи симок без паспорта, некоторые люди регистрируют, например, ИП или ООО, берут на это юрлицо тарифный план, а дальше раздают кому хотят, рассказал собеседник. Именно чтобы не было вот таких однодневок, и был принят новый закон, подчеркнул он.
Оставаться анонимом для других, но быть известным провайдеру
По мнению основателя группы компаний DZ Systems Дмитрия Завалишина, «наиболее вменяемый довод в пользу закона о регулировании мессенджеров звучал со стороны МВД». «Если преступниками используется мессенджер как инструмент согласования своих действий, то у МВД сейчас нет возможности вмешаться в этот процесс, отмечает собеседник. Из всего, что я слышал как мотивацию, это показалось мне наиболее разумным».
Вопрос анонимности абонента внутри канала коммуникаций и вопрос анонимности абонентов по отношению к спецслужбам это разные вещи, подчеркивает Завалишин. «Никто не мешает вам по-прежнему быть анонимным в чате для других пользователей этого чата, но при этом быть известным для провайдера, поясняет собеседник. И в случае, когда совершаются правонарушения, можно выяснить, кто именно скрывался под тем или иным ником. Так я понимаю инициативу».
Завалишин надеется, что реализация будет достаточно безболезненной для пользователей. «Есть технологические инструменты, которые позволяют деанонимизировать людей, при этом не требуя дополнительных усилий, подчеркивает Завалишин. В частности, существует такой потенциальный инструмент деанонимизации, как доступ к мессенджерам по сим-картам».
С другой стороны, отмечает собеседник, будут очевидные проблемы с деанонимизацией через онлайн-доступ. «Я не совсем понимаю, как реализовать этот закон достаточно удобным для пользователей способом. Мне кажется это потенциально проблемным», подчеркивает основатель группы компаний DZ Systems. По мнению собеседника, заставить сами мессенджеры предоставлять данные о пользователях «будет нелегко».
Предыдущие шаги по запрету анонимайзеров не увенчались успехом
Что же касается анонимайзеров, то к этому «все шло», полагает Завалишин. «Все предыдущие попытки закрыть незаконные сайты типа RuTracker по большому счету провалились. Значит, должны были быть предприняты следующие шаги», подчеркивает собеседник.
«Мы с вами знаем, что существует вполне успешный китайский опыт «Великий китайский файерволл», который так или иначе массово работает. Это вполне достижимо, а уж какими усилиями это большой вопрос», заключает Завалишин.
Запрет анонимайзеров, по мнению собеседника, скорее всего, никак не скажется на положении рядовых пользователей Сети. «Использование таких инструментов дело не рядовых посетителей интернета, а более продвинутых пользователей, которых по идее должно быть немного», считает Завалишин.
Зато деанонимизация в мессенджерах, как полагает эксперт, затронет простых пользователей. «И здесь, повторюсь, главное как будет реализован этот закон», подчеркивает Завалишин.
Если формулировка закона достаточно обобщенная, то можно повернуть дело так, что любые инструменты анонимизации в интернете окажутся незаконными, заключает собеседник. «Вполне возможно, что сформулирован запрет, который нельзя обойти. Технологически, конечно, можно сделать все что угодно. Но если законодательно заявлено, что все инструменты анонимизации в интернете являются незаконными, то по большому счету «идти некуда», резюмирует Дмитрий Завалишин.
Теги:
интернет, Госдума, законодательство, мобильная связь, законы
.Подробнее читайте на vz.ru ...