Политика: Польша прикрывает провал антироссийской стратегии шпионским скандалом

Политика: Польша прикрывает провал антироссийской стратегии шпионским скандалом
фото показано с : vz.ru

2016-5-5 08:10

Российско-польскому юристу Станиславу Ш. предъявлено обвинение в работе на российскую разведку. В центре этой как будто шпионской истории оглушительный провал проекта по обеспечению газовой независимости Польши от России с помощью катарского СПГ.

Складывается впечатление, что на ГРУ просто пытаются свалить вину, тогда как основной виновник гонор польских властей. «Станиславу Ш. предъявлены обвинения по статье 130 Уголовного кодекса. Ему грозит до 10 лет лишения свободы. Обвинительное заключение направлено в Окружной суд Варшавы», заявил представитель Мазовецкого отделения польской прокуратуры Влодимеж Буркацкий. Юриста по имени Станислав обвиняют в работе на Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных сил России. Согласно версии польских СМИ, он был задержан Агентством внутренней безопасности Польши в октябре 2014 года вместе с неким офицером польского военного ведомства, которому теперь грозит три года тюрьмы.

То есть вся эта история развивается уже почти полтора года. Польская контрразведка и следственные органы утверждают, что Станислав Ш. (будем придерживаться такой идентификации) работал на ГРУ с 2012 года и причинил тем самым много вреда Речи Посполитой. А суровость предлагаемого наказания определена тем, что он гражданин Польши, хотя имеет при этом и второе российское гражданство. C польской точки зрения он предатель, а не иностранный разведчик, что кардинально меняет и подход следствия, и отношение к обвиняемому.

Считается, что речь идет об уроженце Украины Станиславе Сергеевиче Шиповском. Это сын советского футболиста, вратаря провинциальных команд тогдашней еще советской Первой лиги Сергея Шиповского, переехавшего в 1986 году на Западную Украину, чтобы не попасть под мобилизацию в ЦСКА. Там он вовремя вспомнил о своем польско-галицийском происхождении, играл во Львове в СКА «Карпаты» и транзитом через донецкий «Шахтер» репатриировался в Польшу, где до 2002 года числился в провинциальных «Гутнике» и «Погоне», а затем открыл успешную школу вратарей, которая выпустила и нескольких местных звезд, включая вратаря сборной Польши Радослава Майдана. Старший Шиповский знаменит, помимо 166 матчей в Высшей польской лиге, еще и тем, что, будучи вратарем, забил в 1996 году гол в матче Кубка УЕФА.

Его сын Станислав работал в Варшаве в юридической и консалтинговой фирме, которая, судя по всему, выполняла в основном лоббистские функции. Шиповский осуществлял юридическую поддержку ряда энергетических проектов, причем не «бумажную», а активную. Его часто видели в Сейме (парламенте), где он участвовал в качестве эксперта в работе профильных комитетов по вопросам топливного рынка. При этом значительная доля активности Станислава приходилась на украинские проекты, включая содействие выходу польских компаний на украинские рынки, причем не только в топливной сфере. Чисто бизнес.

Польская сторона активно разрабатывает участие Станислава Ш. в поддержке многострадального проекта по постройке в городе Свиноуйсьце (бывший немецкий Свинемюнде) терминала по приему сжиженного газа (СПГ). Якобы именно Станислав Ш. был основным лоббистом этого проекта, а также участвовал вместе со своей консалтинговой фирмой в сопровождении его работы. Терминал начали строить на субсидии ЕС в 2011 году в рамках избавления Польши от зависимости от российского газа. Предполагалось, что единственным и эксклюзивным поставщиком газа на новый терминал станет Катар компания Qatargaz и польская PGNIG заключили в 2009 году двадцатилетний контракт на поставки газа в еще не построенный терминал. Завершить постройку планировалось летом 2014 года, но открыт он был 12 октября 2015 года. Премьер-министр Польши Эва Копач заявила тогда, что с «энергетической зависимостью Польши от России покончено». Обошлась вся эта амбиция в 720 миллионов евро.

Перенесение сроков открытия терминала более чем на год не было связано с какими-то техническими проблемами. Просто контракт между катарскими поставщиками газа и польской принимающей стороной был неожиданно изменен. «Изменен» это дипломатическое объяснение, а по факту практически похоронен, причем договаривающиеся стороны оказались чуть ли не в состоянии торговой войны. В итоге был достигнут странный компромисс: Qatargaz все-таки поставит некоторое количество обещанного газа на терминал в Свиноуйсьце (деньги вложены, куда деваться) без возможности продажи третьей стороне, а PGNIG компенсирует шейхам разницу в цене.

Суть, таким образом, в несоответствии цен. Польские власти изволили покупать у Катара газ не по рыночной цене, которую предлагает, например, Россия, а с «политической» скидкой, ради чего и строился помпезный терминал. К его постройке демонстративно привлекались европейские компании вроде итальянской Saipem, хотя и в России достаточно компаний, способных выполнить такой проект за меньшие суммы и без субсидий ЕС. К примеру, есть опыт создания нефтяных терминалов на той же Балтике в Калининграде, которые ничем не уступают европейским.

Катар такая ситуация не устроила, арабы рассчитывали на чисто рыночные отношения, их польские внешнеполитические амбиции и «избавление от российской газовой зависимости» волнуют применительно разве что к ценообразованию и никак не к историческим страхам Речи Посполитой. В результате шейхи настояли на системе «бери или плати» (то есть гарантированной оплате поставок в полном объеме даже в том случае, если нет спроса), но Варшава умудрилась ограничить их возможности по перепродаже, и теперь катарский газ покупает только государственная PGNIG, которая, помимо прочего, славится на всю Европу удивительной бюрократической системой в ее состав входит 61 независимое предприятие.

В конечном итоге польское государство в обязательном порядке берет в Свиноуйсьце тот объем газа, который привезут катарские газовозы, специально под это дело построенные (их цену тоже надо отбить), и по официальной на тот момент рыночной цене без каких-либо скидок. Арабский шантаж заключался в предложении продавать газ на внутреннем польском рынке независимым компаниям, на что Варшава пойти отказалась, и теперь государственная компания вынужденно несет плановые убытки, связанные исключительно с гонором властей. Отступить нельзя, ибо это проект внешнеполитический, а признать собственную ошибку нереально в силу того, что речь идет о Польше, где ошибок не признают, даже экономических, особенно если они замешаны на чести и русофобии.

Юрист консалтинговой фирмы Станислав Ш. все это в одиночку провернуть не мог. Даже в компании с ему подобными и с учетом лоббизма в Сейме. Провал амбициозного проекта в Свиноуйсьце связан не с деятельностью таинственных «агентов ГРУ», а с историческими амбициями польского государства, которое путает экономику и средневековую историю. Это не говоря уже о том, что в компетенцию Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ экономические вопросы никогда не входили. Научно-технические да, но экономические никогда. Понятно, почему в Польше с детсадовским увлечением тиражируют три русские буквы ГРУ, как раньше КГБ, еще старше НКГБ, где на одну букву больше. Но это не продуктивно и не практично.

Характерна для понимания и история второго арестованного подполковника министерства национальной обороны Польши (в Польше, как и в Литве, используются традиционные, исторические названия для военной и разведывательной систем, потому МО в Польше министерство национальной обороны, а в Литве министерство охраны края) Збигнев Й. , служивший в управлении воспитания и оборонительной помощи и занимавшийся там «вопросами культуры». В общем, политрук уровня выше среднего. Причем, по предварительной информации, он был задержан в рамках общей полицейской операции по борьбе с торговлей наркотиками. Но практически сразу же представители военной жандармерии и Агентства внутренней безопасности принялись утверждать, что это «необычный» (niebanalny) офицер, поскольку он якобы располагал доступом к государственным секретам через армейские компьютерные системы.

Военная жандармерия и следственные органы уверенно связывают Збигнева Й. и Станислава Ш. , хотя какое отношение друг к другу могут иметь организатор культурно-массовых мероприятий для молодежи призывного возраста в Варшаве и корпоративный юрист по энергетике загадка. Збигнев Й. крупный, физически сильный, но уже немолодой мужчина, для которого военная карьера закончилась на бойскаутских праздниках, так, по сути, и не начавшись. Возможно, он действительно имел доступ к внутренней компьютерной системе министерства обороны, как и десятки тысяч других, но опять же при чем тут Свиноуйсьце? А если он все-таки niebanalny oficer, то не обычная ли это подстава, которая так свойственна американским разведывательным системам, тем более что польская в ее нынешнем виде это слабая, непроявленная копия ЦРУ?

Контрразведка утверждает, что Станислав Ш. и Збигнев Й. «были завербованы одним лицом», которое не называется и в следственных делах не фигурирует. Если бы речь шла о кадровом сотруднике российской разведывательной системы, при столь скандальных обстоятельствах его имя предпочли бы назвать. И если у этого человека было дипломатическое прикрытие, он уже давно покинул Польшу. Но если речь идет о желании свалить провал с проектом газового терминала в Свиноуйсьце и «избавлением от газовой зависимости» на таинственные разведывательные службы, то называть никого не надо. Люди склонны верить во всесилие разведки, а сама разведка (во всех странах и во все времена) сознательно поддерживает этот миф.

Есть, впрочем, нюанс, не слишком понятный в быту, но реально осложняющий работу разведывательных систем. Это спецзаказы. Недавняя история в Нью-Йорке тому подтверждение. Американские, а за ними и российские СМИ активно тиражируют ту часть прослушки выявленных сотрудников российской разведки, где они жалуются друг другу на необходимость помимо «классической разведки» заниматься выполнением «заявок» профильных экономических ведомств. Люди, не разбирающиеся в механике процесса, сразу же заговорили о деградации российской разведки, поставленной в условия, когда она должна обеспечивать экономические интересы чуть ли не частных компаний.

Меж тем это мировая практика. Например, в британской разведке существует специальная система донесений, которые отправляются не столько «главным потребителям» правительству, сколько крупным компаниям, успешная деятельность которых приравнена к национальной безопасности Великобритании. Эти донесения специальным образом оформляются и маркируются, а упомянутые «государствообразующие компании» имеют официальный доступ к разведывательной информации и даже могут ее формировать. В СССР с его плановой государственной экономикой данные функции выполнял Государственный комитете по науке и технике (ГКНТ), который формировал научные и «экономические» заявки. Например, отец автора этих строк регулярно участвовал в формировании заявок ГКНТ по экономике Западной Европы, которые затем рассылались в резидентуры, в первую очередь в Париж и Стокгольм.

И тогда, и сейчас экономика часть не только государства, но и системы государственной безопасности. И ожидать от разведывательных структур, что они сосредоточатся исключительно на поиске, к примеру, новых форм оружия, было бы странно. Но в данном конкретном случае мы, похоже, все-таки имеем дело со стремлением польских властей свалить собственные ошибки на внешние силы. Конечно, лоббист Станислав Ш. что-то лоббировал и в Сейме, и в Мазовецком воеводстве, и в Свиноуйсьце, но проект был погублен исключительно в силу особенностей польского национального характера. В реальности ГРУ куда менее разрушительная сила для Польши, чем ее собственное историческое прошлое и менталитет (это если ГРУ в данной истории не просто набор кириллических букв). При Екатерине Великой ГРУ не было, а польское государство «от моря до моря» самоубилось, несмотря на все усилия лоббистов наподобие князя Чарторыйского. Самоубийственный контракт на Свиноуйсьце тоже не успех российской разведки. Головой надо было думать, а не как обычно «гоноровостью».

Теги:

Польша, Россия и Евросоюз, шпионаж, разведка, Россия и Польша, поставки газа, Катар, СПГ


Закладки:
.

Подробнее читайте на ...

польши газа свиноуйсьце гру станислав российской терминал разведки

В Польше заговорили о разрыве контракта на поставки российского газа

Министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский заявил о необходимости подготовиться к тому, чтобы полностью разорвать долгосрочный договор с Газпромом на поставки российского газа, сообщает Польское агентство печати. vz.ru »

2017-09-06 02:54

Украина возобновила импорт газа из Польши

Украина возобновила импорт газа из Польши после ликвидации аварии на магистральном газопроводе во Львовской области, сообщил пресс-секретарь «Укртрансгаз» Максим Белявский на своей странице в фейсбуке.

«Сегодня в 07.00 восстановлен импорт газа из Польши, режим - 4,25 миллионов кубометров, загруженность коридора - 99%», - написал Белявский.

В пятницу произошла разгерметизация магистрального газопровода во Львовской области и реверсивные поставки газа из Польши были приостановлены.

Работы по ликвидации разгерметизации трубопровода закончены сверхурочно, в ночь с 10 на 11 сентября.

kapital-rus.ru »

2016-09-12 09:09

В мае на Украину будут приостановлены поставки газа из Польши

В Facebook пресс-секретарь «Укртрансгаза» Максим Белявский сообщил, что с 16 мая на два месяца будут приостановлены реверсные поставки газа из Польши на Украину. Это произойдет в результате плановых работ с целью обеспечения стабильного функционирования данного газотранспортного коридора в период отопительного сезона. Информацию об этом сообщает АиФ - Москва.

По словам Белявского, в течение двух месяцев Украине будут доступны маршруты поставок газа из Венгрии и Словакии.

kapital-rus.ru »

2016-04-26 09:39