2016-9-8 12:16 |
Снижение цен на нефть с 2013 года и война в Сирии заставили Россию искать взаимодействие с Саудовской Аравией. О проблемах этой страны россияне знают немного. Однако и мы, и дипломаты должны понимать все сложности такого партнерства.
«Золотой век» Саудовской Аравии явно миновал. Договариваться с этой арабской монархией сложно. Владимир Путин считает необходимым достичь соглашения с ОПЕК по заморозке объемов добычи нефти в мире, но прошлая попытка заморозки не удалась.
Подвели именно саудиты. Они потребовали вовлечь в соглашение Иран, а эта страна к возможному ограничению добычи углеводородов относится еще более холодно. Иран долго был под санкциями и стремится увеличить свои валютные резервы.
Но и саудиты не хотят сокращать или замораживать добычу. Они уже действовали подобным образом в далекие 1980-е годы, потеряв часть покупателей и не остановив снижение цен. Сейчас они хотят покупателей получить. А покупатели нефти Саудовской Аравии очень нужны.
В стране уже много лет идут разговоры о смене экономической модели, но экспорт сырья остается главным делом саудитов. Они накапливали валютные резервы, пока это было возможно, смогли избежать девальвации национальной валюты, которую так пока и не отвязали от доллара США, а также в 2011-2012 годах сохранили политическую устойчивость монархии.
Пришлось пойти на увеличение социальных расходов, допустить к избирательным урнам женщин и стимулировать строительство жилья для молодых. Ко всему этому побудили власти протесты времен «арабской весны».
Расходы у монархии большие, а бюджетный дефицит и вовсе огромен. Его, правда, рассчитывают в этом году сократить с 16,3% ВВП (результат 2015 года) до 13,5% ВВП. Сокращение расходов возможно. Но проблем страны этим не решить.
Власти ищут консервативное решение, и говорят о неких реформах. А реформы могут быть только либеральными, причем речь не идет о политическом либерализме, а только о либерализме рыночном.
Игра в либеральные реформы для исламской страны смертельно опасна. В Саудовской Аравии уже звучат голоса сторонников «традиции», которые предупреждают: западные рецепты экономии разрушают угодное небу общество, провоцируют беды и уводят прочь от истины.
Унесшая сотни жизней давка в Мекке 2015 года истолковывается как предупреждение высших сил. Увы, власти должны изыскивать деньги вне зависимости от знамений или того, что их фундаменталистские критики так именуют.
Еще в 2014 году золотовалютные резервы Саудовской Аравии превышали 730 млрд долларов. Весной 2016 года они оценивались в районе 590 млрд долларов. Запас денег есть, но он сокращается.
Правительство может заимствовать на международном финансовом рынке. Но в условиях внушительного бюджетного дефицита придется больше денег тратить на уплату процентов держателям правительственных облигаций.
Задумана продажа части акций Saudi Aramco крупнейшей на планете нефтяной компании, контролируемой саудовским государством. Нет сомнения, что первичное публичное размещения (IPO) акций гиганта тоже породит слухи о предательстве правительством ислама. Мера эта финансовых проблем не решит.
Девальвация национальной валюты тоже их устранить не сможет, особенно если она совпадет с сокращением выручки от продажи нефти из-за очередного снижения цен. Только рост объемов реализованной нефти может здесь немного помочь.
Потому пока не стоит ждать согласия саудитов на ограничение добычи. Они в непростом положении, и всего лишь на полпути к реформам, которые должны будут ликвидировать «государство всеобщего благоденствия».
Но не все числящиеся благоденствующими реально к таковым себя относят. Без этого в 2011 году по стране не прокатились бы волнения.
Проблема состоит в том, что большая часть молодежи не имеет работы. Получив образование, эти люди не хотят идти на позиции, ныне занятые иностранцами. Индустрия и наука недостаточно развиты, потому там рабочих мест не хватит.
Если власти попытаются принудить молодежь к активному поиску работы и уменьшат пособия, то это усилит недовольство. Есть еще один важный элемент: от трети до половины рабочих мест занято иностранцами. Без них экономика обходиться не может, а без немалой доли граждан может.
И это-то осложняет их положение. Экономить будут на них. Пойдя на урезание бюджетных расходов, власти пойдут и на девальвацию. Она объективно назрела, а главное, она избавит саудовских начальников от необходимости резать социальные расходы. Они уменьшатся в долларах сами. Вот только от общественного брожения это не избавит.
И все же рано прогнозировать взрывное обострение противоречий в саудовском обществе. Часть иностранцев уедет, если потеряет работу, гражданам объяснят, что время тучных коров миновало.
Естественно, это не отменит ропот населения, включая усиления фундаменталистских настроений. Однако пока монархия имеет немалый запас мер, которые позволят ей сохранить политическую устойчивость. Чего у нее нет, так это принципиальных решений. Как тут замораживать добычу нефти?
У саудитов нет рецептов для экономики. Потому договориться с ними по нефти России вряд ли удастся.
Зато саудиты могут пойти Москве навстречу в сирийском вопросе. Они не заинтересованы в распространении хаоса на свою территорию, какими бы верными последователями ислама себя не называли. Сложная обстановка дома их к тому обязывает.
Теги:
нефть, рынки, экономика, Саудовская Аравия
Закладки:
.
Подробнее читайте на vz.ru ...