2018-9-13 12:02 |
С самого своего основания Континентальная хоккейная лига задумывалась как попытка придать российскому хоккею международный статус, завоевать новые рынки. Всё-таки играть в хоккей исторически получалось у нас неплохо — так почему бы не сделать его частью политической экспансии? НХЛ сейчас борется за Китай, регулярно проводит выставочные матчи в Европе.
Вот и мы должны расти вширь.
Сначала лига объединила в себе бывшие советские республики — Белоруссию, Казахстан, Латвию. Затем пришли Чехия, Словакия, Украина, Хорватия.
Настоящего пика заражение Европы российским хоккеем достигло в сезоне-2013/2014, когда в плей-офф вышли сразу пять иностранных клубов. Пражский "Лев" и вовсе дошёл до финала, и мы увидели 17-тысячную посещаемость в столице Чехии и итоговую победу магнитогорского "Металлурга" под руководством великого Майка Кинэна. Казалось, всё идёт по плану.
Однако дальше экспансия КХЛ пошла на убыль. "Лев" лопнул — оказалось, без российских спонсоров, а если точнее, "Газпрома", команда недееспособна. Ожидаемо исчез с лица земли "Донбасс". Вскоре не стало и столь необычного для нас загребского "Медвешчака". В качестве компенсации был взят финский "Йокерит", а по сути — перекуплен российскими бизнесменами Геннадием Тимченко и Борисом и Аркадием Ротенбергами. А два года назад наши функционеры обратили свой взор на Восток — и в лиге появился китайский "Куньлунь". Далее в СМИ фигурировали (и получали подтверждения) слухи о переходе или желании перейти команд из Польши, Италии, Швейцарии, Германии, Швеции, Эстонии, Узбекистана и ОАЭ (!), Южной Кореи и Японии. Но ничего из этого пока не реализовано. Одна из причин, помимо разного рода финансовых и спортивных (откуда у Узбекистана игроки уровня КХЛ?), — ограниченность размера самой лиги. Когда-то в ней было 29 клубов, однако затем руководство взяло курс на сокращение числа участников. В России это встретило, скорее, негативную реакцию. Понятно недовольство исключением новокузнецкого "Металлурга" с его великой школой, но если мы собрались делать КХЛ как международную лигу с экспансией за рубеж, то решение абсолютно логичное. Тем более что многие клубы КХЛ с трудом могут обеспечить нормальные трансляции и посещаемость, не говоря уже о хоккее. В случае с современной лигой традиции её школы не имеют значения, как бы сурово капиталистически это не звучало.
Впрочем, КХЛ и сама ещё не избавилась от элементов "колхозности". И это подтвердило начало сезона: то матч "Слован" — "Локомотив" прерывается из-за неисправного борта и один из периодов длится 17, а другой 23 минуты. То регламент меняется за несколько дней до старта чемпионата — вместо трёхочковой системы вводится двухочковая энхаэловская, белорусы перестают считаться легионерами — хотя ещё три года назад их сделали таковыми, вынудив, например, Андрея Стася получать российское гражданство. Он отказался от белорусского паспорта — оказалось, это было зря.
Но по крайней мере, в этом сезоне пока нет традиционной гегемонии фаворитов, и лидируют в конференциях неожиданно "Автомобилист", "Йокерит" и даже некогда самый слабый клуб лиги рижское "Динамо".
И вот на горизонте замаячил новый потенциальный член КХЛ — клуб из Франции. Об этом сначала заявил всё тот же Тимченко, который одновременно является одним из руководителей лиги. Затем уточнил президент Дмитрий Чернышенко — переговоры идут о клубе из Парижа или Марселя.
Неужели у нас в лиге может реально появиться хоккейная команда из Марселя? Лайф узнал подробности переговоров и проанализировал вероятность сценария со вступлением французских клубов в нашу лигу.
"Парижу не хватает большой хоккейной команды"
С КХЛ ведёт переговоры лично глава Французской федерации хоккея Люк Тардиф, которого французские репортёры называют энтузиастом приезда КХЛ во Францию. Французская федерация долгое время отмалчивалась в ответ на вопросы о кахаэловских перспективах, но недавно прервала тишину. Портал PassionHockey на прошлой неделе брал интервью у Тардифа, который приоткрыл перспективы французского проекта КХЛ. Один из известных французских хоккейных журналистов, Николя Жаке, рассказал Лайфу о деталях:— Действительно, Французская федерация хоккея ведёт переговоры с КХЛ. Париж — приоритетный вариант. Это будет новая франшиза, то есть не какой-то действующий клуб. Вообще во Франции Париж — не хоккейный центр, у нас главные хоккейные города в регионах — это Руан, Гренобль. Вариант с Марселем несерьёзен — в городе есть футбольный клуб, популярность которого перебить невозможно, город далеко от столицы, где находятся все национальные СМИ, да и инфраструктурных возможностей меньше. Под Парижем есть арена Берси, которая принимала чемпионат мира 2017 года — единственная, которая способна принимать матчи уровня КХЛ. Вообще во Франции есть ощущение, что Парижу не хватает большого хоккейного клуба.
Париж — действительно огромный 10-миллионный рынок, сравнимый с Москвой. Да, здесь есть ПСЖ, популярен теннис, но нет ни баскетбола, ни сильного гандбола, ни других командных видов. Хоккею надо брать своё. Когда-то КХЛ грезила о приходе в Лондон, Милан. Да, может быть, это не хоккейные города, но огромные рынки, которые должны завоёвываться талантливыми маркетологами. Что касается Марселя — то там играет клуб "Спартанцы", сейчас выступающий во второй по силе французской лиге. Узнать об их мнении о КХЛ не удалось. На сайте, который мог бы сделать любой студент профильного факультета российского университета, отсутствуют какие-либо контакты. А на сообщение через форму обратной связи Лайф ответа не получил.
Проблемы
Логичные проблемы, встающие перед потенциальным новичком, очевидны — это финансы и спортивный уровень. Вариант с рижским "Динамо" или астанинским "Барысом", из которых сделали базовые клубы сборных Латвии и Казахстана, во Франции устроить сложнее. Лидеры сборной Антуан Руссель и Пьер-Эдуар Белльмар играют в НХЛ, в самой Франции есть солидные клубы, играющие в Лиге чемпионов. А в Европе это реальный конкурент КХЛ.
Да и при всём уважении к последним успехам сборной Франции её уровень вряд ли будет сильно выше последних команд Западной конференции. Впрочем, если политическая значимость вступления французов будет высока, то возможен сценарий с драфтом расширения — как было с "Адмиралом" — или некая трансферная кампания в авральном режиме, как у "Куньлуня", который собрал всё, что плохо лежало у других.
Вторая проблема, сопряжённая с первой, — финансовые требования КХЛ. По словам Тардифа, лига требует от потенциального клуба гарантированный бюджет в 25 миллионов евро. Бюджет федерации — около шести. Лучшие клубы Франции ограничиваются двумя-тремя. Сумму найти предстоит значительную. Источник Лайфа утверждает, что интерес к проекту проявляет группа Total Vostok. Также среди претендентов на роль спонсора стоит отметить Auchan, который уже сотрудничает с российским хоккеем и является партнёром Федерации хоккея России. Наконец, ещё один нюанс — арена AccorHotels не всегда свободна, на ней проходит множество других мероприятий, говорит Жаке. Другими словами — нужен нормальный запасной дворец.
В целом французские журналисты оценивают перспективы вступления клуба как реальные только в 2020—2021 годах. Главное — чтобы не получилось, как с парижскими предшественниками. Нет, речь не о Наполеоне — хотя планы КХЛ и правда амбициозны, а других зарубежных клубах, которые поиграли сезон-два, а затем сгинули или теперь являются статистами. .
Подробнее читайте на life.ru ...