2018-8-13 16:20 |
Начавшееся ещё в конце прошлой недели довольно существенное укрепление американской валюты по отношению к рублю сегодня продолжилось, и СМИ с утра полны заголовков в духе воспоминания о том, как доллар "пробил" очередную психологическую отметку в 68 рублей.
Обвинять медиапространство в непоследовательности довольно сложно: тема актуальная и такого рода сравнения хорошо ловят трафик. Темой не мог не воспользоваться столичный либеральный фрондирующий класс, моментально достав старые пыльные методички и начав писать, что вот уж теперь-то путинская Россия получит сполна и всё, что мы наблюдаем на валютных рынках, есть некая "расплата" за внешнюю политику. Наиболее характерно выразил это Дмитрий Гудков в своём посте в "Фейсбуке", хотя подобного рода ехидных комментариев в соцсетях от либеральной публики можно найти множество.
— Доллар в понедельник скачет вплоть до 69 рублей, недоброе утро. Эта цена — результат нашей внешней политики. Товарищ Шойгу пригрозил немцам — "можем повторить"? Ну вот и повторяем, только вместо 45-го — 2014-й. Это нам легко. Не работает формула Немцова: по ней доллар должен стоить чуть больше 40 рублей. А всё, что выше, — это санкции, войны и другие успехи "во взаимодействии с партнёрами".
Это, на самом деле, довольно показательное саморасчехление оппозиции, так как в данном контексте прямо постулируется, что у России есть независимая внешняя политика и именно за неё Россию и "наказывают". Видимо, это само по себе является настолько вопиющим преступлением в глазах отечественной оппозиции, что заслуживает всей этой злорадной реакции в духе "ну вот и всё, сейчас придёт наш большой, мощный Белый Господин, да как накажет недочеловеков этих, посмевших усомниться в могущественном могуществе мировых заправил". Наблюдение за реакцией несогласной публики даёт отличную пищу для размышлений на тему групповых садомазохистских социальных психозов. Однако во всём этом оппозиционном вожделении от падения национальной валюты есть и ряд вполне серьёзных логических нестыковок.
Во-первых, уже только ленивый не написал о том, что прямо сейчас перед нами есть куда более драматический кейс, связанный с падением нацвалюты: речь идёт о беспрецедентном девальвировании турецкой лиры, которая потеряла с начала года чуть ли не 40% стоимости, а сегодня с утра, к примеру, упала одномоментно ещё на 10% всего за пару часов со старта торговой сессии. При этом Анкара является членом западного клуба, имея вторую по численности после США армию в НАТО. Помимо ряда чисто точечных ограничений против нескольких чиновников из местного МВД и Минюста, до недавних пор против Турции никаких санкций введено не было (если не считать пятничное заявление Трампа о двукратном повышении пошлины на алюминий и сталь из Турции).
И тем не менее лира в пике. А всё потому, что Эрдоган, назначив своего зятя главой Центробанка, решил сделать то, чего наши доморощенные "патриоты" желают уже давно и всей душой, — начал разогревать экономику дешёвым кредитом. Имея при этом довольно существенное отрицательное сальдо торгового баланса. Вот, к примеру, по данным за 2016 год Турция экспортировала на 156 миллиардов долларов, а импортировала — уже на 186, то есть отрицательное сальдо составляло уже тогда порядка 30 миллиардов в год.
Естественно ничего подобного в ситуации с Россией нет и подавно, хотя и санкции против нас действуют уже более четырёх лет, заимствования на зарубежных рынках существенно ограничены и угрозы новых ограничений постоянно висят дамокловым мечом, как в случае с последним анонсом большого санкционного пакета, включающего удар по суверенному долгу и крупным российским банкам.
При этом если почитать американскую деловую прессу, тот же Financial Times, то становится понятным, что лихорадит все развивающиеся рынки и многие европейские банки, которые держат средства в турецком госдолге. Активно вовлечённые банки BBVA, UniCredit и BNP Paribas сами теряют в стоимости своих бумаг. Лихорадит и южноафриканский рэнд, который за день упал на 10% по отношению к доллару. Тоже американцы, видимо, ЮАР за Крым "наказывают", или за Донбасс. Проблема в этой объяснительной модели отечественной оппозиции сводится к тому, что они намеренно или по скудоумию сводят глобальные тренды до каких-то своих дворовых разборок уровня навальновских школьников.
А ведь на дворе, между прочим, глобальная торговая война, которую часть американской элиты, во главе с Трампом, руками США разворачивает по всему миру против вообще любых более-менее представляющих интерес в экономическом отношении стран. И речь тут не идёт об идеологическим противостоянии — чистая экономика. Давят одновременно и на Евросоюз, и на Китай, и на Канаду с Мексикой, и на Индию, и на Бразилию, и на Россию.
Параллельно, конечно, могут решаться и какие-то локальные вопросы типа санкционного противостояния с Россией, однако ещё раз необходимо подчеркнуть: в мире начинается эпоха неопротекционизма, причём закопёрщиком оного выступают сами Соединённые Штаты. И торговые войны вкупе с хаотизацией валютных рынков являются отличным подспорьем в этом переделе, захвате и вытеснении с традиционных рынков своих конкурентов. И "наказывать" тут Вашингтон будет вообще всех вне зависимости от того, насколько суверенна или нет политика того или иного государства. У России, кстати, в этом мировом переделе вполне есть отличные шансы сохраниться и даже получить новый импульс для развития.
Поскольку нас не стали медленно варить в посудине, как ту лягушку, а сразу начали жёстко давить, показывая, кто тут хозяин. Додавить, впрочем, не вышло, и теперь худо-бедно имеется внутри страны целый ряд замкнутых технологических, финансовых и ресурсных контуров, которые позволяют такие валютные "заскоки", как нынешний, без критического ущерба переживать. Но условные гудковы, навальные, миловы и прочие "светочи" об этом предпочитают не распространяться.
А то так и паству верующих в перманентный кризис потерять можно. .
Подробнее читайте на life.ru ...