2018-8-17 16:19 |
Похоже, одной из основных задач каждого нового министра связи России является обнаружение того факта, что в России практически отсутствует собственное производство телекоммуникационного оборудования.
В связи с этим принимаются различные, но стабильно бессмысленные решения.
Леонид Рейман активно лоббировал возрождение отечественного производства микропроцессоров путём инвестиций в корпорацию "Ангстрем" — инвестиции были сделаны, корпорация благополучно обанкротилась, отечественного производства микроэлектроники как не было, так и нет.
Игорь Щёголев, сменивший Леонида Реймана, считал, что возрождение российского производства электроники, а значит, и телекоммуникационного производства, лежит во взаимодействии гражданина и государства посредством проекта УЭК (универсальная электронная карта, которая должна была объединить в себе паспорт, проездной, банковскую карту, больничную карту, ИНН, СНИЛС и остальные персональные документы граждан), разрабатываемого силами подчинённого Минкомсвязи предприятия "Восход". Проект провалился и выродился в карту "Мир", которую ныне Греф чуть не насильно выдаёт пенсионерам, инвестиции, разумеется, растворились в неизвестности.
Николай Никифоров тоже верил и продолжает верить в развитие отечественной высокотехнологичной промышленности: он с помощью своего бывшего замминистра Дениса Свердлова активно рекламировал "отечественный" смартфон YotaPhone и строил в татарстанских степях "Иннополис". YotaPhone провалился, Денис Свердлов навсегда сбежал за границу, новостей из "Иннополиса" особо не слышно.
Наконец, на Тверской улице, дом 7, появился новый министр связи — Константин Носков — и предсказуемо озаботился отечественной микроэлектроникой. Решили зайти с темы, которая сейчас наиболее актуальна: все за всеми следят, все всех прослушивают, а тем более нас.
И вот что интересно, в сущности, да, так и есть. Сноуден не случайно по-прежнему прячется в России, а Ассанж живёт в эквадорском посольстве в Англии. Да, действительно кругом шпионские закладки и прослушка, мир как бы и очень прозрачен, и очень опасен в связи с этим.
Американцы, как только встаёт солнце, обнаруживают очередной русский след в какой-нибудь средней школе какого-нибудь маленького городка в штате Иллинойс. Наши тоже не отстают.
Только вот некоторых глобальных мировых изменений локальными решениями ну никак не предотвратить. Ни одна страна в мире — даже США — не может в настоящее время обеспечить полный цикл производства микропроцессоров. Это настолько сложный процесс, что реализуется он только сообща: где-то разрабатывают архитектуру, где-то производят элементную базу, где-то вырабатывают необходимые химикаты. Последний раз полный цикл производства кремниевых процессоров находился в одних руках в 1991 году, тогда самостоятельно производить и разрабатывать процессоры умели ровно две страны — СССР и США. По окончании холодной войны Россия не смогла содержать такое производство исключительно за свой счёт, да и часть химических предприятий осталась в Средней Азии, а США посчитали, что выгоднее размещать заказы за границей, чем платить американцу американскую зарплату.
Но я отвлёкся. В чём заключается "свежая" идея Минкомцифры? Там предлагают оснастить дополнительными элементами криптозащиты все телекоммуникационные сети России, а также сами SIM-карты, поступающие в Россию в основном из Нидерландов. Для этого дооснащения в Минкомцифры придумали разработать новое оборудование, которое будет обрабатывать полученные из-за рубежа SIM-карты и накладывать на них дополнительную российскую криптозащиту, предотвращающую возможную слежку иностранных спецслужб за российскими гражданами.
"Восход" был, "Ангстрем" был, "Иннополис" и YotaPhone тоже были, нужно придумать что-то новое? Рискну предположить, что в этот раз на сцену может как выйти новый участник, так и вернуться один из старых инструментов осваивания бюджета. Во-первых, подобное дооборудование SIM-карт чисто теоретически по силам разработать специалистам "Восхода", тем более что разработать и внедрить — разные вещи. УЭК тоже разработали и бюджет освоили, вот с внедрением — ну извините. А ещё можно использовать предприятие "Атлас" — оно специализировалось на производстве защищённых сотовых телефонов, в том числе и для российских спецслужб, а кроме того, с недавних пор подчиняется знаменитому "Ростеху", которому вообще любая возможность дополнительной монетизации очень интересна.
И, что самое прекрасное, если фантазии Реймана, Щёголева и Никифорова в основном оплачивались из федерального бюджета, то есть формально за наш с вами счёт, но как-то очень опосредованно за наш, то криптозащиту телекоммуникационных сетей и модернизацию SIM-карт решено оплачивать за наш счёт буквально. Идея состоит в том, чтобы расходы по модернизации сетей отечественными системами криптозащиты возложить на операторов связи, то есть они будут обязаны закупать российское оборудование и оборудование для обработки SIM-карт у определённого производителя и закладывать расходы на это в свой бюджет.
Догадываетесь, куда в итоге ваш оператор связи добавит свои расходы (каждому оператору России система, по слухам, обойдётся не меньше чем в 5 млрд рублей)? Правильно, в ваш тариф на мобильную связь, в ваш тариф на стационарную связь, в ваш тариф на доступ в Интернет и в ваш тариф на все дополнительные услуги.
В итоге вроде бы все в очередной раз при деле: Минкомцифры снова возрождает отечественную микроэлектронную промышленность, граница на замке, а в наших с вами карманах добавляется немного чистого воздуха. Ну ничего, зато супостат ни за что не узнает, с кем я завтра отправлюсь на шашлыки. .
Подробнее читайте на life.ru ...