2018-3-5 07:30 |
После разрыва отношений с "Газпромом" Киев сразу же обратился к польской газовой компании PGNiG, начавшей уже рано утром в пятницу поставки газа на Украину. Этот выбор вряд ли выглядит случайным: за последние полгода PGNiG уже получила доступ к газотранспортной системе и газовым хранилищам Украины и даже протолкнула своего сотрудника в руководство государственного газотранспортного оператора.
Объясняться всё это может тем, что поляки намерены поставлять на Украину сжиженный газ, получаемый от американцев и их стратегических союзников с Ближнего Востока.
Польша пообещала поставить на Украину до конца марта 60 млн кубометров газа.
— Мы готовы увеличить объём поставок или увеличить срок действия контракта в зависимости от спроса на рынке Украины. PGNiG может обеспечить стабильные и безопасные поставки газа благодаря своему разнообразному портфелю, который представляет собой сочетание внутреннего производства в Польше и импортных поставок, включая регулярные поставки сжиженного природного газа (СПГ) из Катара и США, — говорится в заявлении президента PGNiG Петра Войняка, опубликованном 1 марта.
Поставки импортного СПГ имеют большое значение для PGNiG. 29 августа 2017 года компания сообщила, что зарезервировала дополнительные 35% мощностей терминала регазификации (необходимого для перевода сжиженного газа в обычную форму) имени Льва Качиньского в порту Свиноуйсьце на Балтийском море, которые сможет начать использовать с 1 января этого года. Ранее польская газовая компания уже использовала 65% мощностей терминала, но теперь ей оказались нужны все 100%.
Дело в том, что 8 июня 2017 года в Свиноуйсьце прибыл американский танкер-газовоз Clean Ocean, что удостоилось специального заявления Госдепа США, отметившего, что это первая поставка американского сжиженного газа не только в Польшу, но и в Восточную Европу, которая крайне важна для экономики Соединённых Штатов. Годом ранее в тот же терминал первую поставку сжиженного газа осуществила и компания Qatargas.
Мощность терминала имени Льва Качиньского, открытого в 2015 году, составляет 5 млрд кубометров в год, но есть возможность увеличения до 7,5 млрд кубометров в год. Согласно договору, подписанному 14 марта 2017 года между PGNiG и Qatargas, в 2018 году объёмы поставок катарского сжиженного газа должны выйти на уровень 2,17 тонн сжиженного газа (что равнозначно 2,9 млрд кубометров газа) в год. Можно напомнить, что Катар является одним из важнейших стратегических союзников США на Ближнем Востоке. Оставшиеся объёмы терминала регазификации в польском порту обеспечат в ближайшее время работой уже собственно американские поставщики.
Одновременно с этим 18 августа 2017 года заместитель президента PGNiG Мацей Возняк заявил, что компания рассматривает вопрос об увеличении поставок газа на Украину. По итогам 2017 года, по данным польской газовой компании, она поставила Киеву 1 млрд кубометров газа (годом ранее — 370 млн кубометров) при общем размере импорта газа на Украину в прошлом году в 14 млрд кубометров.
В октябре 2017 года PGNiG и "Укртрансгаз" (структурное подразделение государственной украинской компании "Нафтогаз") подписали два соглашения. Первое (от 18 октября) дало полякам возможность использовать газотранспортную систему Украины, второе (от 30 октября) — хранилища для газа на территории страны.
В августе Мацей Возняк пообещал увеличить объёмы поставок газа на Украину уже к концу 2019 года до 5–6 млрд кубометров в год, используя новый газопровод-интерконнектор Дроздовичи — Германовичи, который должен к 2020 году соединить газовотранспортные системы двух стран. Строительство газопровода длиной 110 км обойдётся примерно в 245 млн долл. , значительную часть которых планируется покрыть за счёт инфраструктурных программ ЕС.
Как следует из релиза, опубликованного 23 февраля 2017 года польским оператором этого газопровода Gaz-System, контракт на строительство газопровода Германовице — Страхоцина длиной 72 км (ключевой элемент интерконнектора) и развитие газораспределительной станции "Германовице" получила компания PGNiG Technologie, структурное подразделение PGNiG, занимающееся строительством новых газопроводов.
И здесь мы подходим к самому интересному. 22 августа 2017 года "Укртрангаз" сообщил, что решением акционеров компании президентом компании был избран гражданин Польши Павел Юзеф Станчак.
— Павел Юзеф Станчак … более 25 лет работает в области транспортировки, распределения и хранения газа. В 2003–2004 годах в польской PGNiG отвечал за отделение функции оператора газотранспортной системы и создании независимого оператора ГТС Польши Gaz-System S. A. , — говорится в пресс-релизе "Укртрансгаза". — В течение последних пяти лет Павел Станчак работал в компании PGNiG Technologie S. A. (Кросно, Польша).
Таким образом, на руководство оператором газотранспортной системы Украины был посажен кадровый сотрудник польской национальной газовой компании, причём работавший конкретно в тех компаниях, которые сейчас выступают партнёрами Киева в контракте о создании газопровода-интерконнектора и непосредственно даже строят таковой. Очевидное наличие конфликта интересов в данном случае вызвало вопросы даже у Службы безопасности Украины, которая заблокировала назначение Станчака на должность президента "Укртрансгаза", мотивировав это тем, что иностранец получит доступ к информации, составляющей государственную тайну.
В итоге, после долгой борьбы в украинских верхах, Станчак подписал 21 февраля этого года контракт на должность вице-президента "Укртрансгаза": этот второй по значению пост не предполагает доступа к государственной тайне. Тем не менее фактическая сдача украинской газотранспортной системы полякам налицо. При том что интерес к газовому рынку страны проявляли и другие крупные западные инвесторы. Так, 10 апреля 2017 года "Нафтогаз" и "Укртрансгаз" подписали меморандум о совместном пользовании (по сути, как отметили украинские журналисты, сдаче в лизинг) с 2020 года украинской газотранспортной системой с итальянской Snam S. p. A. и словацкой Eustream a. s.
В победе поляков свою роль могло сыграть давление из Вашингтона, лоббирующего расширение рынка для своего сжиженного газа, начавшего в июне 2017 года поступать в Польшу. Если Украина уже начала в 2017 году закупать вместо донецкого каменный уголь из Пенсильвании, почему бы ей не покупать и газ из Техаса вместо российского?.
Подробнее читайте на life.ru ...