2018-2-3 14:00 |
Китайская экспансия Китайцев часто и порой за дело упрекают в бездумном копировании лучших образцов военной техники. У китайских танков, как и у всех товаров, потенциально способных выйти на международные рынки, есть свои достоинства и недостатки.
Танки из КНР популярны во многом благодаря службе внутри страны. Для того чтобы закрыть потребность НОАК, промышленные предприятия из Поднебесной выпустили неплохо скопированный с зарубежной боевой техники, прежде всего с российской, боевой танк Тype-96.
Эта машина считается одной из лучших в линейке китайской бронетехники — простая конструкция и полностью скопированное с российской пушки 2А46А 125-мм орудие ZPT-98 идеально подходят для танка, построенного крупной серией. Но хорошего экспортного продукта из этой машины не получилось — конкурировать с лидерами рынка отправили танки VT-4, очередь из покупателей за которыми не стояла и стоять, скорее всего, уже не будет.
Огромный гвоздь в крышку гроба с экспортными контрактами вбили сами производители — за танк, не испытанный, не показавший себя в боях и состоящий в основном из ненадёжных узлов и агрегатов, просят ни много ни мало $4 млн — за эти деньги можно приобрести куда более надёжные и обкатанные в десятках горячих точек Т-72Б, а если не гнаться за объёмом поставки и сосредоточиться на её качестве, то можно договориться о покупке российских Т-90.
Идеальной войны для такой машины практически не существует — характеристики VT-4 не подтверждены в поле, а при стоимости, сопоставимой с более современными и надёжными боевыми машинами, закупка боевой техники производства КНР выглядит крайне неразумно, и тратить деньги на эту машину мы бы не советовали.
Эксперты отмечают, что потенциальный покупатель уже на этапе переговоров должен задать целый ряд вопросов китайским производителям, чтобы убедиться в надёжности машины, собранной с применением технологий 40-летней давности.
Обязательно бахнем, но потом
Немецкие танки Leopard морально и технологически устарели совершенно неожиданно для всех. Сильнее других удивились сами немцы — машины, которым пророчили безоблачное будущее как минимум до 2025 года, попали в реальную боевую обстановку и, получив всего по одной ракете в корпус, с позором замерли и начали гореть.
После неудачного дебюта немецких танков в Сирии стало понятно, что европейские боевые машины не могут справиться даже с вооружёнными формированиями, тактика и оснащение которых напоминает регулярную армию лишь отдалённо.
Это обстоятельство заставило поволноваться всех покупателей танков немецкого производства — в списке импортёров немецкой бронетехники фигурирует 22 страны. Особую пикантность ситуации с оценкой боевой эффективности танков Leopard придаёт регулярное попадание бронетехники из Германии в топ лучших боевых машин — журнал Military Ordnance несколько раз ставил немецкие боевые машины во главу списка по совокупности характеристик.
Назвать немецкие танки дешёвыми нельзя даже с большой натяжкой — версия 2А6 обойдётся потенциальному покупателю почти в $7 млн. Однако есть одно но. Фактически отличия в средствах защиты машин разных версий отсутствуют, а значит переплачивать 30% от базовой цены за более современные танки нет никакого смысла.
В новую танковую эру немцы решили не ехать на старом коне, да ещё и в одиночку — осознав масштаб трагедии и пройдя все пять стадий принятия неизбежного, включая торг и депрессию, Krauss-Maffei Wegmann и французы из Nexter решили подзаработать на танке, созданном совместными усилиями. Правда, с реализацией проекта оказалось не всё гладко даже на этапе переговоров — по оценкам экспертов, выпустить на рынок вменяемый продукт франко-германский альянс сможет не ранее 2035–2040 года.
Текущее же положение дел с европейскими машинами таково, что комфорт и электроприводы регулировки сидений обойдутся вам слишком дорого, если вы вдруг начнёте гореть где-нибудь в Сирии.
Арабская ночь и дивный восток
Американские танки М1 Abrams долгое время считались хоть и не самой доступной, но наиболее надёжной, испытанной и проверенной боевой машиной для оснащения армий. Дешеветь ветераны нескольких войн со временем не стали — в ценах 2018 года за самую современную версию танка M1A2 SEP V3 c пакетом умного вооружения и чувствительных приборов для наблюдения придётся выложить $8,5 млн. Стоит ли машина этих денег, сказать сложно, особенно с учётом боевого применения американских танков в Йемене, где боевые машины от попаданий ракет советских ПТРК "Фагот" и "Конкурс" загорались как спички.
Привлекательнее всего американская боевая техника выглядит на постерах и плакатах армии. Когда танки не воюют, качественная сборка и отсутствие танкоопасной пехоты не заставляют военных задумываться об отсутствии автомата заряжания и о минусах отказа от динамической защиты, размещённой везде, где только можно. Американский М1 — жутко противоречивая машина с абсолютно невменяемой в условиях жёсткой конкуренции стоимостью, и отдавать за танк столько, сколько за него просят производители, — большая глупость.
Тяжёлая машина, на которой просто невозможно быстро воевать, оказалась дороже самой ожидаемой новинки последнего десятилетия — ультрасовременного российского Т-14 на платформе "Армата", который уже на этапе опытного промышленного производства стоит в два с лишним раза меньше — $3,7 млн.
Однако умный покупатель и не станет покупать американский танк из прошлого за $8 млн. Умный покупатель в духе торговца с ближневосточного базара собьёт цену и купит всё дешевле. Именно так и поступили египетские военные, заказавшие в США не готовые боевые машины, а 125 машинокомплектов для сборки танка М1. Отсутствие сборочной линии в США и сама возможность "напряга" с запчастями позволили сбить цену за один комплект до $3,2 млн.
Эксперты отмечают, что золотой век американского маркетинга и многомиллионных контрактов подходит к концу — прорывных технологий в области защиты/вооружения потенциальному покупателю американцы предложить не могут, а продавать боевую технику задарма не позволяет уголовный кодекс и американская гордость.
Практика показывает, что ни один покупатель американских танков, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, не станет покупать машину по цене золота. Проще купить комплект для сборки и получить яркий плакат в подарок, чем переплачивать за боевую технику две цены.
Бессмертный танк
Почти два десятка лет назад вокруг российских танков Т-90 зарубежными экспертами был сознательно создан и растиражирован образ "танка для бедных". Про российскую машину часто говорили: "Хочет быть как взрослые, но не может". Танкам Т-90, производить которые на Урале начали во многом благодаря личному вмешательству Владимира Путина, приписывали "среднячковые" боевые характеристики: и вооружение не очень, и защита так себе, а уж старая примитивная конструкция, которая родом из далёкой холодной войны, вообще никуда не годится.
Правда, у военных из Индии — стратегических партнёров "Рособоронэкспорта" и первых зарубежных покупателей танка Т-90 — своё мнение на этот счёт. Уже к 2020 году на вооружении страны может оказаться не менее 2000 танков Т-90 в различных модификациях. С учётом экспортных контрактов на поставки танков в Алжир, Индию, Ирак, Вьетнам, Уганду и другие страны Ближнего Востока общее количество произведённых для зарубежных покупателей танков Т-90 может превысить 3200 единиц.
При этом УВЗ совместно с Минобороны России удалось провернуть уникальную маркетинговую операцию — боевые действия в Сирии и неуязвимость Т-90 для современных американских ПТУР резко повысили спрос на эту машину. Специалисты российского УКБТМ грамотно поймали волну популярности машины и без лишнего шума выкатили на арену мирового оружейного рынка обновлённый танк Т-90 с литерой М — машину, созданную в рамках ОКР "Прорыв-3" с учётом самых современных решений.
Т-90, стоимость которых при крупных закупках может варьироваться и составлять $3,4–3,5 млн, могут занять и другую нишу — современные машины могут заменить устаревшие машины Т-55, Т-62 и другие, отгруженные некоторым заказчикам по распоряжению генеральных секретарей ЦК КПСС. Поэтому, если последний визит в Москву правительство вашей страны совершало ещё при Брежневе, у нас для вас есть очень хорошие новости и много хороших танков по сходной цене.
Неликвид
Стоимость и характеристики других бронемашин зарубежного производства при сравнении основных боевых танков не упомянуты сознательно. Некоторые из образцов боевой техники, скорее всего, никогда не будут поставляться на экспорт — израильтяне, спроектировавшие и построившие один из самых защищённых танков современности Merkava напрочь отказываются говорить о том, почему машина никогда не воевала за пределами Земли обетованной.
Индийский Arjun, турецкий Altay, украинский "Оплот" компетентными специалистами не включаются ни в какие рейтинги боевой техники вообще. Машины из Индии и Турции, хоть и преподносятся как "национальный ответ" на мировое танкостроение, всерьёз тягаться за приличный кусок пирога на рынке вооружений при заоблачной стоимости не смогут даже с китайцами — за Arjun просят $3,8 млн, а турецкий Altay обойдётся потенциальным покупателям почти в $6 млн. Никто из вменяемых клиентов не захочет отдавать огромную сумму за танки, технология производства которых скопирована с зарубежных машин, чтобы с этими же машинами конкурировать.
Украинский "Оплот" со стоимостью в $5 млн полностью состоялся как отдельный проект и закрепил за собой репутацию лучшего свидетельства того, как не нужно производить, собирать и продавать боевую технику. Контрафакт и подлог при исполнении единственного крупного экспортного контракта в таких масштабах, кроме украинских танкостроителей, не практиковался больше никем.
Адекватно соперничать на международном рынке вооружений не только с американской, но и российской техникой мог бы французский танк AMX-56 Leclerc. Но за один танк AMX-56 французы просят совершенно невменяемую сумму — $12,5 млн — за такие деньги можно купить три современных Т-90, да ещё и на снаряды останется.
Высокая стоимость основного боевого танка во Франции де-факто убила весь проект — чуть более 400 танков состоит на вооружении армии Франции, а часть денег удалось отбить на 388 машинах, поставленных на экспорт единственному заказчику — Объединённым Арабским Эмиратам.
Строгое соответствие старой русской поговорке "Кто в лес, кто по дрова" через несколько лет может сильно проредить список производителей ОБТ. Соединённые Штаты ещё не определились с тем, нужен ли стране и вооружённым силам основной боевой танк, Франция и Германия за трендами и желаниями покупателя могут не успеть. Не считая остальной региональный эксклюзив и принимая во внимание опыт боевых действий последних лет, можно заключить, что танковый рынок будущего между собой поделят всего две страны — Россия и Китай. .
Подробнее читайте на life.ru ...