2021-6-27 13:31 |
Запущенная коронавирусом цепная реакция уже не имеет обратного хода. Легкие превращаются в кровавую губку. Почки отказывают. Печень, сердце, мозг — все выходит из строя.
Мягкой поступью кружит по ковидному госпиталю карусель смерти. Эта женщина уходит тихо, во сне. Реаниматолог заводит сердце. На мониторе снова пульсирует жизнь, уже почти потерянная и обретенная вновь.
- Что творит ковид с людьми?
- Творит ужасное. Смотришь каждый день на количество поступивших, оцениваешь тяжесть состояния, степень поражения. Надо прививаться, – говорит Сергей Лаптинский заведующий отделением реанимации Сергиево-Посадской районной больницы.
За пять минут — вторая остановка. На экране — ровные и безжизненные линии. Руки медсестры надламывают хрупкую ампулу, шприц заглатывает кубик адреналина. Они сделали все, что могли.
"Нельзя сказать, что у нее сердце нездоровое, у нее сейчас синдром полиорганной недостаточности. В ее случае это и дыхательная, это и церебральная, и сердечно-сосудистая. Это вызвано ковидом", – пояснил Лаптинский.
Поражение неизбежно – клетки мгновенно отмирают. Запущенная вирусом цепная реакция уже не имеет обратного хода. Легкие превращаются в кровавую губку. Почки отказывают. Печень, сердце, мозг — все выходит из строя. Стертые болезнью лица выглядят, как посмертные маски.
"В последнее время, и третья волна этим ознаменовалась, увеличилось количество молодых пациентов, которые переносят ковид тяжелее, которые попадают, к сожалению, в реанимацию. И сгорают они иногда очень быстро", – отметил Павел Карпов, заместитель главного врача по медицинской части
Сергиево-Посадской районной больницы.
Мы идем по отделению терапии. Из палат доносятся стоны и надрывный кашель. В палатах тесно — из-за большого потока пациентов их превратили в шестиместные. А еще невыносимо жарко. Когда на улице +37, здесь всего на пять градусов ниже. Нечем дышать, но есть о чем сожалеть.
На календаре в ее рабочем кабинете застыло время: 10-го апреля прошлого года Екатерина провела последний прием. Потом начались смены — шестичасовые. В инфекционном госпитале встречает второе лето. К гримасам ковида привыкнуть не может.
"Ты готовишь человека к выписке, ты уже готов отдать ему документы с печатями, с рекомендациями, он ухудшается у тебя на глазах, везем в реанимацию. И довольно чаще, чем до ковида, стали встречаться тромботические осложнения. Мы находимся в группе риска, потому что пить нельзя, жидкость с потом выделяется, происходит загустевание крови, это фактор риска образования тромбов сосудов". – поясняет Екатерина Корченкина, заведующая вторым временным инфекционным блоком Сергиево-Посадской районной больницы.
Еще в мае эта больница обслуживала триста вызовов в сутки. Сегодня — семьсот. И только каждый десятый звонок не связан с ковидом.
"Когда было некое снижение заболеваемости в марте, в апреле, мы все поверили в то, что все уже позади. Хотя на тот момент было понятно, что, к сожалению, наш стратегический план по вакцинопрофилактике мы не выдерживаем. И было тревожно. И я думаю, то, что сейчас мы переживаем, эту третью волну заболеваемости, – плоды нашей нерасторопности", – сказал Олег Дмитриев, главный врач Сергиево-Посадской районной больницы.
Подмосковье вернулось к пиковым значениям второй волны пандемии. Заболеваемость каждый день ставит новые рекорды. Скорую теперь вызывают в два раза чаще. Стационары заполняются молниеносно.
На этой неделе "распечатали" резервный госпиталь Министерства обороны. Это еще один сектор парка "Патриот". Здесь тоже будет ковидное отделение – сейчас готовятся к приему пациентов. Всего четыре таких площадки, каждая рассчитана на 400 мест. Арифметика третьей волны ковида вынуждает койки прибавлять и умножать.
Но это уже не выставка – театр военных действий, где кровати стоят плотными рядами. По длинным коридорам, что протянулись на сотни метров, будут сновать медсестры и врачи, порой выкраивая у смертельной болезни минуты жизни.
Гражданских врачей для лечения ковида в регионе уже не хватает. Спецбортом Ил-76 из Санкт-Петербурга прибывает десант Военно-медицинской академии. Больше четырехсот докторов, медицинских сестер, санитаров. Эта уже третья командировка сводного отряда за время пандемии.
В медицинском отряде, прибывшем в Подмосковье, все привиты "Спутником V". Заболевших нет. Александр Гинцбург российскую армию ставит в пример: невакцинированных в Вооруженных силах уже не осталось. Даже призывников сначала прививают, уже потом выводят на плац.
"У вакцинированных "Спутником" антитела больше обладают нейтрализующей вирус активностью, чем антитела у переболевших. Количество антител спускается уже до такого уровня, что только можно надеяться на клетки памяти. Это тоже хорошая защита. Но лучше иметь и хороший уровень антител, особенно когда речь идет о вновь появляющихся штаммах", – заявил глава Института Гамалеи Александр Гинцбург.
Сначала "дельта", теперь уже "дельта плюс" – на штамм впереди. У последнего варианта есть значимая мутация в шиповидном белке, что отвечает за проникновение вируса в клетку. Индийский штамм разгоняется быстрее, чем уханьский, британский, южноафриканский, и выигрывает эволюционную гонку.
"Те мутации, которые там произошли, сделали его более липким, более аффинным. Именно поэтому меньшие концентрации вируса нужны. Именно поэтому он гораздо эффективнее и быстрее распространяется внутри организма. Если у вас в день умирали 50 человек, с дельта у вас будет умирать 100 человек, потому что количество инфицированных уже в 2 раза больше. Если в 3 раза больше количество инфицированных, у вас будет умирать в 3 раза больше", – рассказал Павел Волчков, руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ.
Индийский штамм тяжело поддается лечению. Инфекция распространяется быстрее, чем успевает подействовать терапия. "Дельта" почти не улавливается антителами тех, кто переболел другими генными вариантами коронавируса.
"Он в большем объеме инфицирует наши легкие, нашу систему кровоснабжения, буквально делая решето из наших сосудов. Из-за этого большое количество тромбов, из-за этого последствия большого количества холестериновых бляшек, а значит, инсульты, инфаркты. Каждый из переболевших думает, что он такой же, как был. Но на самом деле он уже не так хорошо может банально даже мыслить. Это трудно осознать", – сказал Волчков.
Российские вакцины против индийского штамма пока эффективны. Но в Центре Гамалеи готовы пересмотреть дизайн под новые мутации, если выработанные антитела перестанут давать отпор вирусу.
"Если появится штамм новый с резко измененной последовательностью в тех областях S-белка, который связывается с нашими рецепторами, то, скорее всего, необходимо будет задействовать новые вакцинные варианты. Если векторная технология будет зарегистрирована, то мы на вновь возникающие угрозы действительно можем отвечать в течение недели. Создавать вакцинные препараты, подгоняя их под новые эпидемически значимые штаммы", – заверил Гинцбург.
Минздрав разрешил вакцинировать "Спутником V" беременных. Но только на поздних сроках — после двадцать четвертой недели. Женщины в положении зачастую болеют тяжело.
В родильном доме сергиево-посадской больницы такого за всю пандемию не было. В начале даже отдавали аппараты ИВЛ в основной госпиталь. Теперь назад забрали. С тяжелой дыхательной недостаточностью, на искусственной вентиляции легких они проводят неделю, две, месяц.
Теперь каждые вторые роды — преждевременные. До ковида не больше десяти процентов женщин рожали раньше срока. Когда будущая мама задыхается, у малыша развивается гипоксия, ему тоже нечем дышать. Выхаживают уже в реанимации.
Дочку маме не покажут. И прикоснуться не дадут. У женщины — ковид. Она может заразить ребенка. В роддоме выхаживали таких малышей. Но особенностью третьей волны стала передача инфекции через плаценту.
"В первую, вторую волну у детишек все ПЦР-тесты были отрицательные. А вот сейчас уже второй месяц у нас есть дети с тестами положительными. То есть мамы заражают детей своих", – отметила Валерия Локтюшина, заведующая отделением патологии новорожденных детей по лечению ковид родильного дома ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская районная больница".
Они появляются на свет с врожденными пневмониями. И потом еще долго лечатся в детской реанимации — на аппаратах ИВЛ с крошечными трубочками, опутанные проводами безрассудства взрослых.
У Максимилиана с легкими все в порядке. Он родился на две недели раньше положенного срока. В одной больнице на разных этажах — сына Екатерина видит только на фото, их разлучил ковид.
Ковидом муж заразил. Он ездил в Петербург на гастроли, вернулся с короной. А ведь мечтали о партнерских родах. От кори привились, от ковида не успели.
В Национальном медицинском центре Кулакова исследуют, как влияет вакцина на репродуктивную функцию у женщин и мужчин. 400 добровольцев будут привиты и три месяца проведут под наблюдением. Первые итоги показывают: вакцина безопасна. Опаснее переболеть.
"Снижается овариальный резерв у пациенток. Это функции яичников. Это ведет по большому счету к бесплодию. Можем получить еще большее падение рождаемости. Нам это совершенно не нужно. Поэтому мы и призываем население, которое планирует беременность, вакцинироваться", – заявила Наталия Долгушина, главный специалист по репродуктивному здоровью женщин Минздрава РФ.
Это удар ниже пояса. Риск бесплодия у женщин, которые тяжело перенесли ковид, повышается в пять раз. Переболевшие пневмонией мужчины теряют фертильность. Вирус легко проникает в репродуктивные органы и заражает здоровые клетки.
"В репродуктивных органах мужчин и женщин широко представлены рецепторы, через которые вирус проникает в организм. И эти рецепторы были найдены и в клетках фолликулов яичников, и в клетках яичек, и в матке, и в молочных железах. и вирус может напрямую проникнуть в репродуктивные ткани и органы. Это может привести к поражению репродуктивной функции, потере фертильности у мужчины", – подчеркнула Долгушина.
После резкого всплеска заражений в регионах начали вводить запреты для тех, кто отказывается вакцинироваться. Частным и государственным компаниям предписано привить не менее 60% сотрудников. В столичные кафе и рестораны уже скоро будут пускать по QR-коду — только с прививками или свежим тестом на ковид. Такую же систему предлагают ввести в театрах.
"Я говорю всем о том, что никто не стремится к тому, чтобы зачипировать и убить все население нашей необъятной родины. Идите прививайтесь. Потому что и в театр надо приходить, и артисты должны себя чувствовать спокойно, и в рестораны им надо ходить, и гулять нужно абсолютно спокойно, и перестать мыть руки каждые три секунды, боясь, что ты до кого-то дотронулся. Меня труппа слышит. И слава Богу, мы все договорились, что надо, значит надо. И это правильно". – считает Ирина Апексимова, директор Московского государственного театра драмы и комедии на Таганке, актриса.
Убеждение словом на многих не действует. И здравый смысл отошел в сторону: предложение сделать прививку воспринимается в штыки – сверху давят. Тратят месяцы, упираются вместо того, чтобы защитить себя. А ведь смерти порой достаточно пары секунд.
"Да, мы живем в свободном обществе, каждый человек волен распоряжаться собой. Но свобода одной личности заканчивается там, где начинается интересы другой. И когда мы живем в необычное время, в пандемию, которой сто лет не было, наверное, разумно какие-то ограничения для свободы личности все-таки вводить. Особенно в таких вопросах, как распространение или нераспространение инфекции. Мы уже переживаем третью волну", – отметил Олег Дмитриев.
Вся правда о ковиде живет здесь, в переполненных стационарах. В тревожных нотах кардиомониторов, что сообщают о смерти. В выровненных линиях остановившихся сердец. Раскрытые рты, кажется, кричат беззвучно. Но там, за окном, охрипшее эхо слышат не все.
Подробнее читайте на vesti.ru ...