2017-6-14 11:10 |
Кровавый конфликт в Сирии, поставивший под угрозу полного уничтожения миллионы местных христиан, удивительным образом способствовал развитию религиозной терпимости в РФ. Ведущая церковь страны РПЦ сама является резким противником экуменизма, но теперь ведет активную совместную работу с неприемлемыми, на ее взгляд, сектами.
Почему подобное вообще стало возможным? Недавно рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии вновь отчиталась о проделанной работе. Группа эта была создана при Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, а ее председателем является митрополит Иларион (Алфеев) глава синодального отдела внешних церковных связей РПЦ МП. Ключевое событие в жизни группы, которое важно оценить по достоинству, отправка сирийским христианам первых партий гуманитарных грузов, собранных религиозными общинами России в рамках совместной работы.
Собственно, сам факт этой совместной работы можно назвать основным достижением группы. Но не потому, что отправленная сирийцам помощь мала (отнюдь нет). Прежде представители отдельных христианских церквей и религиозных сообществ России наотрез отказывались сотрудничать друг с другом практически по любому вопросу, клеймя оппонентов «еретиками» и проклиная экуменизм. Столь показательные изменения за столь короткий период стали возможны только благодаря трагедии христиан САР, в чем трудно не разглядеть символизма.
Секта на секте
Дамаск это одно из тех мест, где апостол Павел лично проповедовал учение Иисуса. И значительно в этом преуспел бывшая провинция Римской империи считалась весьма христианизированной. Правда, к началу XX века только 16% жителей региона исповедовали христианство, а к моменту начала гражданской войны 510%. Тем не менее речь идет более чем о миллионе человек достаточно значительной диаспоре.
Вплоть до недавнего времени многовековое соседство сирийских христиан с сирийскими мусульманами не приводило к масштабным конфликтам. Даже период халифата отличался терпимостью к людям Писания (христианам и иудеям), и те жили относительно спокойно, платя джизью (подушную подать с иноверцев). В дальнейшем всее это побудило, к примеру, армянских христиан под гнетом Турции не только переселяться именно в Сирию, но и оказывать туркам сопротивление уже оттуда.
Христианские общины жили несколько обособленно, имея, например, собственную систему образования и собственные выходные дни, которые приходились на воскресенье (в исламских странах выходным днем считается пятница). Но при этом для них действовали общие социальные лифты. И хотя занятие действительно значимого государственного поста для последователя Иисуса могло стать проблемой, массового притеснения все-таки не было, одним из косвенных подтверждений чему служит многоконфессиональность сирийского общества, в том числе по христианской ветви в САР спокойно сосуществуют и православные с католиками, и дохалкидонские течения, и армяне-григорианцы, и протестанты с неопротестантами «новой волны».
В этом добрососедстве уммы и разнообразных христиан особую роль сыграла община алавитов то течение ислама, с которым прочно ассоциируют род Асадов и которое прежде называлось «нусайриты» в честь основателя Мухаммада ибн Нусайра, посланника 11-го имама. Сунниты-мусульмане (большинство населения Сирии) считают алавитов сектой. В том числе потому, что те почитают зятя пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиба как «земное воплощение самого Бога».
То есть алавиты это те из исламского мира, кто хоть как-то мог воспринять идею вочеловечивания Бога одну из основ христианства. Более того, находясь на стыке ислама, христианства и восточных гностических течений, они верят в «триединого Аллаха» и утверждают, что эта их троица не что иное, как Троица, прославляемая христианами. Что же до Богородицы и Иисуса, алавиты почитают их наравне с суннитами и шиитами, подчеркивая при этом, что Иисус это только пророк.
«В Латакии и других нусайритских поселениях Сирии праздники христиан считаются алавитскими, и наоборот. Христиане и алавиты навещают друг друга, поздравляют, гостят за праздничным столом. Подобная дружба двух общин свидетельствует о достаточной открытости и терпимости шиитов и алавитов как наиболее близких к христианам мусульман. Один из авторов был, например, очевидцем того, как аид уль-миляд (Рождество Христово) отмечался с радостью алавитами и объявлен государственным праздником Сирии», утверждают специалисты по региону.
При всех своих странностях для исламского мировоззрения, алавитская община была признана шиитской в 1973 году, когда имамы приняли фетву о том, что между шиитами и алавитами устанавливаются связи в рамках шиитской уммы. Но критики со стороны исламского мира по-прежнему настаивают, что алавизм это «секта-хамелеон». Об этом говорит сама история течения, которая предписывала адептам скрывать особенности их вероисповедания от непосвященных (в том числе и иных мусульман) и проникать в элиты общества и государства тихим, скрытным путем.
Но если бы в скрываемой от всех сердцевине учения алавизма не было близости к христианству, такого количества воцерковленных христиан разных конфессий в исламской Сирии попросту не было бы. Уж тем более туда не мигрировали бы притесняемые христиане из других государств.
А потом на все это относительное спокойствие чугунной гирей упала «арабская весна», разбуженная в том числе радикально происламскими силами, не терпящими компромиссов ни с алавитами, ни с христианами, естественным образом вставшими на сторону Башара Асада.
Траншейный экуменизм
Наиболее горячие точки до сих пор продолжающейся войны Хомс, Алеппо, Дамаск это города, где жили и живут до сих пор огромные общины христиан самых разных течений, многие из которых профильные специалисты России относят к классическим сектам. Между тем лидеры, к примеру, неопротестантских сект принимают самое активное участие в работе по оформлению гуманитарных коридоров для всех христиан Сирии. В российской рабочей группе есть даже мусульмане, тем более что от ИГИЛ и прочих джихадистов достается всем, кто не слишком радикален и привык жить «по-сирийски» без уничтожения «неверных».
Самое крупное сообщество христиан в САР это чада Антиохийской православной церкви. Возможно, как раз поэтому при сборе помощи сирийским христианам с российской стороны именно РПЦ первый благотворитель. Так, еще в 2014 году безо всякой шумихи Русская церковь передала Антиохийской церкви 43 миллиона рублей.
Выступления иерархов РПЦ в защиту сирийских последователей Христа зазвучали с самых высоких трибун практически в самом начале длинной цепи арабских революций. А то, что в Сирии против христиан ведется война на уничтожение, было прямо озвучено еще в 2012 году митрополитом Иларионом (Алфеевым) в рамках доклада на заседании ООН:
«В прошлом году 10% населения Сирии составляли христиане. Сегодня в этой охваченной войной стране десятки тысяч христиан стали жертвами религиозной нетерпимости. Их храмы и святыни разрушаются, они покидают города, не надеясь вернуться в свои дома, которые разрушены или захвачены радикально настроенными представителями доминирующей религии. Из сирийского города Хомса под внешним давлением вынуждены были бежать не менее 50 тысяч христиан».
После этого владыка перешел к проблемам восьми миллионов христиан, ущемляемых в Египте. Данная площадка ООН с тех пор была посещаема представителями самых разных христианских общин, но итог, как говорится, немного предсказуем какой-либо единой программы по спасению христиан Сирии разработано не было.
Тем не менее Русская церковь не оставила притязаний на помощь всем христианам в САР. По данному вопросу в октябре 2015-го прошла резонансная встреча митрополита Илариона и президента евангелической ассоциации Билли Грэма. С православной точки зрения эта ассоциация еретики и сектанты, но в тот момент, когда еретиков и сектантов бомбят и режут, все христиане мира должны быть едины. Потому в комиссии по гуманитарной помощи Сирии состоит, к примеру, Сергей Ряховский председатель «Пятидесятнического Российского объединенного Союза христиан веры Евангельской». Вне этой комиссии отношения у русских православных с пятидесятниками, мягко говоря, не теплые.
По той же причине Католикос Армянский Арам I, прибыв с визитом в Сирию 6 января, был там посланником не только для григорианцев, но для всех христиан. А ведь в глазах армян и православные «новодел», благо Русской церкви даже в проекте не было, когда проходил Халкидонский Вселенский собор. Так общая беда сирийских христиан сплотила христианские церкви по всему миру, и взаимопонимание, свойственное сирийским общинам, будто бы подало пример единоверцам за пределами САР.
Уже в 2016 году в Гаване, где прошла историческая встреча патриарха Кирилла и папы Франциска, в общей резолюции было заявлено:
«Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия. . . Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах».
Наконец, 12 мая 2017 года состоялся Всемирный саммит в защиту гонимых христиан, в центре повестки которого усилиями РПЦ вновь оказалась Сирия. Вновь подтвердилось христианские церкви всего мира сморят на Сирию, решительно не понимают, что там происходит политически, но готовы помогать ей чем могут.
Такой вот «траншейный экуменизм» в действии. Очень разные верующие из очень разных стран работают рука об руку и стараются помочь столь же разным верующим в далекой и обескровленной стране. Потому что война это время, «когда молятся все». И, как правило, все вместе.
Теги:
права человека, секты, Сирия, РПЦ, Башар Асад, война в Сирии, христианство, религия и люди
.Подробнее читайте на vz.ru ...