2015-7-28 14:10 |
Главу Центра исследования аэрогазодинамики ЦНИИ машиностроения Владимира Лапыгина обвинили в государственной измене передаче секретной информации за рубеж. Его дело засекречено. Что и кому он передавал, неизвестно.
Коллеги называют ученого хорошим специалистом, а эксперты предполагают, что речь может идти о промышленном шпионаже.
Под домашним арестом
Об обвинении в государственной измене (статья 275 УК РФ прим. ВЗГЛЯД) 75-летнего руководителя Центра исследования аэрогазодинамики ЦНИИ машиностроения и доцента МГТУ имени Баумана Владимира Лапыгина во вторник сообщили в Лефортовском суде Москвы.
В отношении фигуранта избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, рассказали там «Интерфаксу».
И хотя об аресте Лапыгина стало известно только сейчас, выяснилось, что эта история длится уже несколько месяцев. «8 июля 2015 года мера пресечения продлевалась до четырех месяцев, а именно до 13 сентября 2015 года. Обвиняемый не стал подавать жалобу на продление ему этой меры пресечения», отметила пресс-секретарь суда Юлия Скотникова.
Первый раз следователи вышли с ходатайством об аресте еще в мае. Дело имеет гриф «секретно», поэтому его подробности не разглашаются. Сообщается только, что фигурант якобы передавал за рубеж некие секретные сведения.
Известно, что Владимир Лапыгин уже много лет трудится в ФГУП «ЦНИИмаш» и преподает в «Бауманке». Его называют заслуженным машиностроителем России. Кроме того, по данным СМИ, Лапыгин ввиду преклонного возраста нуждается в постоянном уходе врачей.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» это один из головных институтов Роскосмоса.
В МГТУ имени Баумана Владимир Лапыгин прикреплен к кафедре «Динамика и управление полетом ракет и космических аппаратов».
Как рассказал газете ВЗГЛЯД помощник ректора МГТУ Анатолий Колмыков, о ситуации с Владимиром Лапыгиным он узнал лишь сегодня. И, по его словам, вуз не имеет никакого отношения к тем секретам, которые могли заинтересовать следствие.
«Он работал у нас по совместительству. Основная работа у него в ЦНИИ машиностроения. У нас он только читал курс лекций студентам. Преподаватель хороший. Ни к каким секретам здесь допущен не был», сказал Колмыков.
Помощник ректора добавил, что по-другому комментировать арест преподавателя пока сложно, потому что «еще ничего не понятно в этом деле».
Между тем другие представители космической сферы не уверены в виновности фигуранта. Так, глава Московского космического клуба, руководитель Института космической политики Иван Моисеев в комментарии газете ВЗГЛЯД высказал мнение, что это уже не первое подобное дело и эти процессы вызывают у него сомнения.
«Лично я не очень верю в виновность. Это не первый раз, когда у нас академиков сажают за сотрудничество с другими странами. Первым в этом ряду было дело «ЦНИИмаш-Экспорта». Мне кажется странным, когда люди работают с иностранными коллегами, со всеми документами, официально, а потом попадают под следствие. Какой смысл академику в открытую разглашать секреты? Тем более что за это сажают», сказал он.
Говоря же о подразделении, в руководстве которого трудится последний заподозренный в измене специалист, Моисеев подтвердил, что ЦНИИмаш это головное предприятие Роскосмоса.
«Традиционно они занимаются газодинамическими стендами, проводят модельные испытания. Для этого есть две основные структуры ЦНИИмаш и ЦАГИ, но последние ближе к авиации», добавил он.
В свою очередь бывший начальник аналитического управления КГБ СССР и замсекретаря Совета безопасности России в 19931996 годах Владимир Рубанов рассказал газете ВЗГЛЯД, что в «деле Лапыгина» речь может идти как о промышленном шпионаже, так и о государственной измене.
По его словам, если речь идет о стратегических космических планах России, то такая «сложная информация» тянет на дело об измене Родине и касается государственного шпионажа, если же подразумеваются утечки чисто технических разработок, то, скорее всего, расследуется промшпионаж.
Что касается разглашения государственной тайны, то оно подразумевает ситуацию, когда человек не просто «сболтнул лишнего», а совершил преступление с четким и явным умыслом. Промышленный же шпионаж может быть и без умысла, важные сведения могут быть переданы по неосторожности.
«У нас часто путают эти понятия, добавил эксперт. Таким образом, должен быть четко определен объект этой всей деятельности, цель, умысел. После этого только и можно говорить о том, какой ущерб безопасности страны был нанесен, если, конечно, удастся доказать вину».
Учитывая преклонный возраст фигуранта и информацию о том, что тот не год-два, а десятилетиями работал на своем предприятии, Рубанов предположил, что подозреваемому, вероятно, были доверены секреты, за которые он должен был расписываться о неразглашении.
«Если же не расписывался, не был предупрежден, то тогда откуда ему знать, что рассказывать можно, а что нельзя?» добавил Рубанов.
Комментируя шпионаж в сфере космических технологий в целом, эксперт отметил, что это область, интерес к которой имеют разведки разных стран. Их интересуют и перспективная тема космического оружия и многое другое. Однако Россия вряд ли обладает сейчас особенно прорывными секретными технологиями, в которых остро нуждаются, к примеру, американцы. Эксперт предположил, что тут скорее можно говорить о поговорке «голь на выдумку хитра». То есть находятся некие «умельцы», «мастера на выдумку», которые продают за рубеж какие-то свои наработки, какие можно уже там с соответствующей аппаратурой довести до технического совершенства.
При этом, по его мнению, при рассмотрении дел о госизмене в России часто проводятся весьма спорные экспертизы и подбираются сомнительные эксперты: «У нас часто экспертов назначают не тех, которые могут правильно квалифицировать интересы государства. Правильно квалифицировать может только тот, кто эти сведения засекретил. Минобороны обладает секретом? Вот пусть оно и решает, что у него секретно, а что нет. А то у нас берут каких-то людей со стороны, например, преподавателей вузов, и они ломают голову над тем, может это быть секретной информацией или не может», говорил он ранее газете ВЗГЛЯД.
Другие ученые
Это не первый случай, когда российских ученых подозревают в государственной измене.
Так, в июле стало известно о задержании по этой статье сразу троих россиян, среди которых, в частности, оказался инженер одного из научно-производственных комплексов Максим Людомирский. Это дело проходит под грифом «секретно». Однако, по данным СМИ, 58-летнего Людомирского, работавшего главным инженером НПК «Электрооптика», могли заподозрить в передаче за рубеж информации о разработке некоего оружия.
В феврале этого года в разглашении гостайны обвинили экс-сотрудника Российского ядерного центра в городе Сарове Нижегородской области Бориса Голубева. Он еще в 2003 году сделал на конференции в Чехии научный доклад, который затем был опубликован. Публикация доклада, якобы содержащего секретные сведения, и стала поводом для возбуждения уголовного дела.
В июне 2012 года двое ученых петербургского Балтийского государственного технического университета «Военмех» были осуждены за передачу сведений о ракете «Булава» Китаю. Суд признал Евгения Афанасьева виновным в государственной измене и приговорил к 12,5 годам колонии строгого режима. Святослава Бобышева признали виновным в пособничестве государственной измене и приговорили к 12 годам колонии строгого режима. Оба фигуранта своей вины не признали.
14 апреля этого года стало известно, что один из них профессор Афанасьев умер в ульяновской колонии от инфаркта.
В мае 2012 года восемь лет тюрьмы дали сотруднику ФГУП «НПО автоматики им. Семихатова» Александру Гнитееву, который также обвинялся в сотрудничестве с иностранной разведкой по поводу «Булавы».
В 2005 году руководство «ЦНИИмаш-Экспорт» дочерней фирмы одного из крупнейших предприятий российской ракетно-космической отрасли ЦНИИмаш подозревалось в незаконном экспорте технологий китайской фирме.
Также было дело против сотрудника Института США и Канады РАН Игоря Сутягина, обвиненного в передаче англичанам сведений о новейших вооружениях, и обвинение бывшего руководителя Красноярского теплофизического центра при техническом университете Валентина Данилова в передаче Китаю сведений, составляющих гостайну. Сутягин позже был обменян на одного из российских разведчиков, задержанных в США.
Газета ВЗГЛЯД подробно писала о том, почему так важен спор о том, что такое измена Родине.
Теги:
суд, государственная тайна, Россия в космосе, госизмена
Закладки:
.
Подробнее читайте на vz.ru ...
Источник: vz.ru | Рейтинг новостей: 104 |