2018-8-11 15:39 |
В Киеве празднуют очередную победу в связи с ожидаемым увеличением давления на Москву со стороны международных структур. Министерство юстиции подало в Европейский суд по правам человека очередной (шестой по счёту) иск против России.
На сей раз из-за нарушений прав осуждённых в РФ украинцев. Таковых нарушений множество, пишет на своей странице в "Фейсбуке" уполномоченный по делам ЕСПЧ Иван Лещина: "Правительство Украины заявляет о системных нарушениях со стороны РФ Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно: статьи 3 ("Запрет пыток и унижающего достоинство поведения"); статьи 5 ("Личная свобода"); статьи 6 ("Справедливый суд"); статьи 8 ("Уважение личной и семейной жизни"); статьи 10 ("Свобода выражения"); статьи 13 ("Эффективное средство защиты"); статьи 18 ("Запрет использования разрешённых конвенцией ограничений прав для целей других, чем те, для которых они были предусмотрены") в отношении своих граждан, которых Россия преследует по политическим мотивам".
Я готов допустить, что в некоторых случаях права осуждённых и впрямь, мягко говоря, соблюдаются не в полной мере. Более того, по серии недавних скандалов о пытках и истязаниях в местах лишения свободы мы можем говорить об этом определённо. И даже добавить, что нарушения носят системный характер. Едва ли граждане Украины выделены в какую-то особую категорию, скорее всего, они испытывают ровно те же лишения, что и другие заключённые. Украина же заботится именно о своих, что кажется вполне естественным. Ничего особенно плохого в такого рода жалобах, кто бы их ни направил в ЕСПЧ, нет, поскольку их рассмотрение способствует улучшению условия содержания в отечественных СИЗО, тюрьмах и колониях. Кроме того, отечественная правоохранительная система вынуждена исправлять свои ошибки и постепенно избавляться от подходов, эти ошибки порождающих.
Я, даже не будучи человеком, имеющим прямое касательство к правовым проблемам, тем не менее по отзывам знакомых экспертов и личным наблюдениям могу сделать вывод о том, что все задействованные в уголовном производстве и системе наказания институты за последние 10–15 лет заметно эволюционировали. И происходит это не только потому, что ЕСПЧ выносит какие-то неблагоприятные решения по российским делам, но и в силу того, что само государство, реагируя на претензии правозащитников, СМИ, собственных советов по правам человека, вносит изменения в существующий порядок дел. Так, судебных вердиктов с реальным уголовным сроком для сотрудников силовых структур за превышение служебных полномочий, использование пыток, применения незаконных методов воздействия выносится в последнее время всё больше. Полиция, следственные органы давно потеряли статус неприкасаемых. Проблем в этой области ещё невпроворот, но в целом система становится всё более открытой и реформопригодной.
Давайте обратимся к опыту Украины, которая, конечно же, имеет полное право подавать какие угодно иски, но с учётом тотального произвола со стороны силовиков в стране, всё более массовой практики использования пыток, существования эскадронов смерти, практикующих похищение людей и бессудные казни, заложничество, когда людей задерживают и осуждают только для того, чтобы впоследствии обменять на своих пленных в Донбассе, наличия нелегальных тюрем и прочих прелестей беззакония, бессчётно множащихся в последние четыре года, всё это выглядит так, как если бы фашистская Германия с её концлагерями и массовым человекоубийством обратилась бы с жалобой в какой-нибудь судебный орган на условия содержания собственных граждан в СССР.
В четверг ФСИН России сообщил, например, что состояние здоровья Олега Сенцова, самого известного украинского "политузника", не является критическим. Ему с его же согласия вводятся питательные смеси и предоставляются все необходимые медикаменты. Во время длящейся уже более двух месяцев голодовки голодающий умудрился сохранить свой прежний вес, хотя сообщалось, что он потерял 30 килограммов и вот-вот готовится умереть. Более того, дело Сенцова украинские власти маркируют как акт вопиющей несправедливости, хотя подготовка осуждённым террористических актов в знак протеста против аннексии Крыма доказана в суде. А вот российский гражданин Кирилл Вышинский никаких терактов не готовил. Он, как сказано в предъявленном ему обвинении, изготавливал новостные материалы о событиях в Крыму и войне в Донбассе. То есть занимался своей профессиональной деятельностью, которая не запрещена законом. По-моему, разница между двумя делами очевидна.
Развал пенитенциарной системы на Украине достиг абсолютно диких форм. Нет, запрессовать там кого нужно не представляет никакого труда — сотрудники СБУ имеют исключительный опыт в применении всего спектра незаконных методов давления на заключённых. Но содержать под стражей в установленном порядке преступников или обвиняемых, чей неформальный статус считается в украинском обществе высоким — например, бывших военнослужащих, — с этим СИЗО и тюрьмы не справляются. Так, два дня назад бывшие бойцы печально известного батальона "Торнадо" устроили бунт в Лукьяновском следственном изоляторе. По ходу дела выяснилось, что они вооружены ножами, у них есть гранаты и бензин. Их кое-как разоружили и вывезли, но подобные истории на Украине не в новинку.
Суды умудряются выпускать под залог обвиняемых в убийстве, поскольку на заседание приходят "побратымы" и угрожают судьям расправой. Военнослужащие, виновные в изнасиловании или причинении тяжких телесных повреждений, или получают условные сроки, или вовсе выходят на свободу по оправдательному вердикту. Таких случаев тоже немало. Так что радоваться тому, что удалось подать очередную жалобу на Россию, можно, но ещё стоило бы одновременно позаботиться о собственной безопасности и безопасности своих детей в родной стране, где само понятие права уже давно утратило всякое содержание. .
Подробнее читайте на life.ru ...