2018-6-16 15:45 |
Начнём, разумеется, с самой новости, в ней коротко говорят только о мелочах, будто бы всё остальное к освоению иных миров у нас уже готово. С формальной точки зрения так и есть, чисто теоретически человечеству сообща уже под силу приступить к колонизации Луны или Марса.
Вот только ни одной стране в отдельности это не под силу, а собраться всем миром мешает набор накопленных противоречий, о которых пусть рассуждают геополитики и дипломаты.
Итак, давайте допустим, что вопрос с транспортировкой людей на Марс уже решён. То есть у нас имеются и ракеты необходимой мощности и вместительности, и системы безопасности для этих ракет, и системы жизнеобеспечения для сотни человек на пару лет полёта. Просто допустим и отправим их прямо к Марсу. Что должно отправляться вслед и что должно их уже ждать на Марсе?
Подготовка к десанту
Если туристическая группа придёт на пустую лесную поляну у озера, то через несколько часов поляна будет расчищена, будет подготовлен очаг и место для мусора, подготовлены места для установки палаток. Возможно будет даже уже готов ужин. В общем, на планете Земля, в более-менее комфортных условиях мы способны самостоятельно обеспечить свой быт в достаточно сжатые сроки. На Марсе лесных озёр пока нет, поэтому придётся действовать иначе.
Во-первых, сразу же отринем идею отправлять 100 человек в пустоту. До их полёта на Марс туда должны отправиться десятки ракет со стройматериалами, техникой, едой, оборудованием для жизни, мебелью и душевыми кабинами, в конце концов. Кроме того, там уже должны быть готовы к заселению временные модули, в которых колонисты смогут жить какое-то время до того момента, пока не будут возведены постоянные строения. Кстати, большинство учёных сходятся во мнении, что жить на поверхности Марса не стоит, лучше жить под поверхностью Марса. Там и температура повыше и вода поближе и радиация пожиже. То есть первопроходцами на Марсе должны быть шахтёры и специалисты метростроя. На их плечи будет возложена обязанность создать первые подземные дома, залы, лаборатории и прочие системы.
Вероятнее всего для бурения и строительства шахт и подземных помещений будут использоваться роботы. Они уже должны ждать колонизаторов на месте в собранном или разобранном виде, но уже готовые к работе.
Что ещё будет необходимо? Огромные гидропонные плантации, потому что сублимированная пища, конечно, здорово, но долго на ней колония не протянет. И да, растения будут нужны не только для свежих салатов, но и для откорма насекомых. Скорее всего, именно они в первую очередь заменят путешественникам такие привычные источники животного белка, как молоко, мясо и яйца. Перевозить в ракетах телят, поросят и курочек будет слишком накладно поначалу.
На Марсе много воды, но её ещё нужно добыть изо льда, а лёд необходимо растопить. В общем, скорее всего без ядерного реактора — хорошо бы, конечно, термоядерного, но его пока тоже нет, как и колонии на Марсе, — не обойтись. С его помощью можно будет и обеспечивать колонию энергией, и решить проблему добычи воды. Да, ещё воду нужно будет опреснять и очищать. Опреснители, космические септики, очистные сооружения — всё это тоже должно быть на месте к прибытию первых марсиан.
Обживаемся на новом месте
Единственная возможность развития колонии в любой точке Вселенной, будь то подмосковный лес или марсианская пустыня — комфортное существование и достойные условия для труда и отдыха.
Может ли хотя бы какое-то небольшое человеческое общество существовать без детей и врачей? Нет. Поэтому с нами обязательно летят врачи широкого профиля и мы сразу же строим больницу, потому что мало ли что.
Нужны, кроме того, кружки самодеятельности, обучения игры на гитаре, театральный кружок, звукозаписывающая студия, свой телеканал, пара-тройка кафешек, где можно посидеть с друзьями, радио и газета. Ладно, газета не нужна, достаточно будет новостного портала.
Под землёй нужны будут дороги, возможно, железные дороги, вентиляция, канализация, водопровод, отопление и так далее. Без строителей в космосе мы никак не обойдёмся.
Допустим, только предположим, что всё получилось и на Марсе мы закрепились. Что дальше?
Жить-то как?
Сто человек, вырванные из привычного социума с тысячами новых лиц ежедневно, неизбежно рано или поздно погрузятся в тоску и уныние. Даже самые психологически устойчивые, даже абсолютно наполненные эмпатией и адаптивные. Такова человеческая природа, мы рано или поздно друг другу надоедаем в той или иной степени.
Поэтому на первой сотне останавливаться совершенно никак нельзя. И дело не только в том, что ста человек для глобальной стройки катастрофически не будет хватать, дело ещё и в комфортном сосуществовании. Так что мы, допустим, уже на Марсе, но как минимум раз в полгода нужно присылать ещё сто человек на поселение и на расширение строительства.
Учёным, конечно, виднее, на то они и учёные. Считают, что ста человек хватит, значит так и есть. Но сто человек стареют, изнашиваются, ссорятся, расходятся и даже умирают от болезней, так что новая кровь будет категорически необходима. То есть пополнение колонии извне жизненно необходимо.
На мой, совсем не учёный взгляд, достаточно терпимо марсианская колония сможет существовать при населении около тысячи человек, не меньше. В этом случае лица хоть и будут замыливаться, но могут казаться хотя бы не совсем знакомыми. То есть, лишившись семьи, можно будет найти новую, можно будет даже менять профессию и из марсианского фермера превращаться в марсианского строителя, например. Наконец, можно будет очень медленно и неторопливо начинать высаживать марсианский яблоневый сад.
Насколько это возможно в текущих условиях? Строго говоря, возможно. Фантастически дорого и чудовищно сложно, но исключительно теоретически всё-таки возможно. Может, лет через 50, когда нейросети и ИИ смогут решать хотя бы некоторые простые задачи без помощи человека и решать их правильно, для колонизации Марса действительно будет хватать сотни первопроходцев, потому что всю грязную черновую работу будут выполнять роботы. Пока что роботы с трудом открывают пиво и неуверенно шагают по пересечённой местности. Ну а нам остаётся только ждать очередной технической революции, такой, при которой освоение Марса или Луны станет не фантастическим надрывом для семи миллиардов человек, а сложной, но решаемой задачей для каждой высокоразвитой страны. Поскольку к космосу сейчас ближе всех Россия, США, Европа, Китай, Япония и Индия и вопросы, которые мы оставили политикам и дипломатам, всё еще не решены, можно приступить к самой простой задаче, посильной уже сегодня: надо расчертить на Марсе границы. .
Подробнее читайте на life.ru ...