2018-8-27 16:00 |
Американский журналист Себастьен Роблин в статье для издания The National Interest попытался разобраться, являются ли российские спутники-убийцы реальной угрозой для США или только "бумажным тигром" — проектом, гордо смотрящимся на бумаге, но бесполезным в реальной войне.
В итоге вместо попытки серьёзного анализа получилась какая-то клоунада, которую с серьезным видом пересказали многие российские СМИ. . Что не так с леденящими кровь рассказами о российских спутниках-убийцах?
Чтобы понять, не занижает ли The National Interest возможности российских спутников-убийц, сперва надо точно уяснить, что это за спутники. И здесь нас ждёт большой сюрприз. Издание пишет об аппаратах "Космос-2491", 2499, 2504 и 2519. Да, это действительно аппараты Министерства обороны России — об этом свидетельствует Управление по вопросам космического пространства ООН. Только вот "спутники-убийцы" из них примерно как из Дональда Трампа балерина.
Что такое спутник-убийца?
Наша страна уже создавала настоящий аппарат, способный убивать чужие спутники. Более того, он стоял на вооружении с 1978-го до 1993 года. Назывался он просто и в то же время со вкусом — ИС ("истребитель спутников").
Этот аппарат запускался ракетой-носителем "Циклон-2", которая должна была "положить" его в ту же плоскость орбиты, что и спутник-мишень. ИС с помощью, если нужно, наземной станции корректировки подходил поближе к спутнику врага. Затем подрывал осколочную часть на траектории спутника неприятеля, тот поражался множеством мелких осколков и выходил из строя. Преимущества системы очевидны: за один-два витка после пуска (от полутора до трёх с половиной часов) она поражает цель. То есть система быстрая и убийственная. Первое уничтожение ею спутника-мишени относится ещё к 1960-м годам.
Взглянем теперь на то, что американцы называют "российскими спутниками-убийцами". К сожалению, это никак не аналоги ИС. Например, самый резкий манёвр "Космос-2491" — это изменение своей скорости на. . . 190 метров в секунду за шесть месяцев. Если бы человек разгонялся с такой же скоростью, то тронувшийся пешеход набирал бы свою нормальную скорость ходьбы за сутки-другие. То есть даже улитки разгоняются быстрее, чем наш новый "спутник-убийца".
Оцените разницу: ИС справлялся со спутником противника за считаные часы, потому что выводившая его ракета меняла его скорость на километры в секунды за минуты, плюс собственные ракетные двигатели позволяли довернуть на цель уже вблизи неё. А новый российский "Космос-2491" за полгода маневрирования разгоняется на жалкие пару сотен метров в секунду. Сближение с собственным разгонным блоком заняло у нового спутника также месяцы. Оружие с такой оперативностью в третьей мировой войне не нужно. Оно может просто не успеть выполнить задачу до того, как война окончится.
Может, российская космическая отрасль утратила все полимеры и даже спутник-убийцу толком сделать не способна? Увы, всё куда проще: большинство перечисленные выше аппаратов вообще не являются противоспутниковым оружием. На них — как уже отмечалось в открытых российских источниках — тестировались плазменные электроракетные двигатели.
Такие движки разгоняют отбрасываемый ими газ на десятки километров в секунду, что куда больше, чем могут ракетные двигатели ИС из прошлого века. Зато ракетные двигатели могут отбрасывать назад сразу много килограмм топлива в единицу времени, а электроракетные — довольно мало. Поэтому электроракетные двигатели разгоняют свой аппарат слишком медленно. Чтобы поменять его скорость на километры в секунду им пока нужны годы.
Двигатели экономичные, но очень неспешные. Оружие из такого не сделать. Речь пока идёт о чисто экспериментальных аппаратах. Исключение здесь только одно: "Космос-2519". Этот спутник заметно массивнее и, в отличие от других, не экспериментальный. Ключевая его задача — наблюдение Земли, а вот вторичная — съёмка других спутников на орбите. В ходе испытаний отделившийся от него мини-спутник снял спутник-матку с некоторого удаления.
Цель такого мини-спутника довольно очевидна. По внешнему виду спутника потенциального противника часто можно сделать вывод о его конструкции. Американские военные спутники иногда несут здоровенные телескопы, обращённые к Земле, причём диаметр их зеркал достигает метров. Понятно, что замаскировать такого бегемота сложно. С поверхности планеты хороший снимок вражеского спутника-шпиона сделать непросто, а вот из космоса — вполне возможно.
Иными словами, за российский спутник-убийцу Соединённые Штаты приняли то, что им ни разу не является. Почему? Наиболее очевидное объяснение просто: слова "русский" и "убийца" приводят к росту кликов пользователей на заголовок куда больше, чем скучное "русский спутник для съёмки других спутников". Увы, как мы показали выше, к жизни такой заголовок отношения не имеет.
А что же, у России так и нет противоспутникового оружия?
Возникает вопрос: неужели в случае войны нашей стране будет нечем сбивать спутники противника? Ответ на него таков: и есть, и в то же время — нет.
Для уничтожения аппаратов на низких орбитах, высотой в считаные сотни километров, оружие у нашей страны есть. Ещё в советское время была начата разработка противоспутниковой ракеты, которую можно запускать с истребителя МиГ-31. Плюсы перед ИС у них очевидные — космодромов мало, противнику легко их вывести из строя с началом войны. А МиГ-31 — заметно больше, как и взлётных полос для них.
Но есть и минусы. Энергетика ракеты, запускаемой с истребителя, не может быть слишком хорошей. Истребитель "чуть-чуть" слабее ракеты-носителя, также далеко и высоко осколочную боевую часть он не закинет. Аппараты на тысячах километрах высоты для него также недосягаемы, как Марс. Между тем наиболее интересные американские спутники — включая те, что отвечают за GPS, — находятся на орбитах высотой в десятки тысяч километров.
В теории можно бороться и с ними. Советский комплекс "Энергия" мог выводить в космос лазер мегаваттной мощности. По расчётам, он с орбиты мог вырубить даже очень крупный космический аппарат противника. Это на Земле лазер — сомнительное оружие, в случае дождя его луч никуда особо не пойдёт. В космосе всё иначе, потому что атмосферы там нет. Мегаваттный лазер, даже несмотря на рассевание светового пятна от своего луча, может просто перегреть спутник противника. А если приделать к нему космический ядерный реактор мегаваттного класса — кстати, разрабатываемого в нашей стране, хотя и весьма неспешно, — то такой лазер сможет сделать много выстрелов. Достаточно, чтобы сбить все спутники, что противник выведет в космос.
Как известно, на околоземной орбите главная проблема космических аппаратов и космонавтов — не холод, а жара. В атмосфере мы отдаем тепло солнечных лучей воздуху, а на орбите отдавать его нечему. Поэтому каждый спутник имеет систему охлаждающих радиаторов, тщательно затененную. Но мощность этих радиаторов охлаждения рассчитана на нагрев менее чем 1,5 киловаттами на квадратный метр поверхности спутника (то есть на солнечное излучение). Лазер даже при "рассеивании" своего луча может дать десятки киловатт на квадратный метр, и тогда любой спутник прикажет долго жить.
Бонус: если лазер "снимает" спутники скрытно и по одному, их хозяевам на Земле будет казаться, что они просто сломались. Благо многие аварии спутников происходят из-за некорректной работы системы охлаждения и перегрева аппаратов.
Но о таком противоспутниковом оружии на сегодня мы можем только мечтать. Советская "Энергия" поднимала сто тонн, и сегодня у России такой ракеты нет. Наша самая тяжёлая ракета в разы слабее "Энергии". А без мощной ракеты мощный лазер в космос не доставить. Поэтому со спутниками на высоких орбитах проще всего бороться постановщиками помех, искажающими тот же сигнал GPS, по которому наводятся американские ракеты и управляемые авиабомбы. Джаммер (источник помех), способный локально подавить GPS, можно купить даже гражданскому лицу за десятки долларов, и на небольшом радиусе он действительно способен подавить сигнал. Военные аналоги дороже, но и радиус действия у них куда больше.
Вывод прост: хотя спутников-убийц у России нет, но на низких орбитах она вполне может заменить его ракетами с самолётов. А вот на высоких бороться, по сути, нечем и "Космос-2519" тут ничего сделать не может — с электроракетными двигателями можно только шпионить за чужими спутниками. "Убивать" их, имея динамику хуже улитки, будет слегка сложновато.
А что на Западе?
Надо сказать, что у США ситуация не сильно отличается от нашей. Они могут сбивать низколетящие спутники противоракетами SM-3 (запускаются с боевых кораблей), но для орбит в десятки тысяч километров у них всё так же, как у нас, — хорошо бы сбить, да нечем. Чтобы завести туда приличную боевую часть, нужна приличная ракета. А во время войны запускать много приличных ракет для борьбы со спутниками противника не выйдет, ибо ракет мало и с ними нужно еще и свои спутники выводить.
Для США, правда, ситуация может измениться уже в ближайшие годы. Проект Starlink компании SpaceX, принадлежащей Илону Маску, предполагает запуск нескольких тысяч низкоорбитальных спутников, каждый из которых будет иметь на борту не только ретранслятор для глобального интернета, но и средства наблюдения за Землёй. Все эти тысячи спутников в любой момент можно превратить в спутников-шпионов. Пентагон вряд ли будет настолько глуп, чтобы не приобрести за небольшие деньги данные от такой многочисленной сети спутников.
В случае войны мы замучаемся их сбивать: у России просто нет тысяч противоспутниковых ракет. Да и в принципе сбивать такое количество объектов крайне опасно для наших собственных вооружённых сил. Каждый из спутников после поражения противоспутниковой ракетой даст массу обломков. Волны космического мусора захлестнут низкие околоземные орбиты, и скоро там не сможет летать никто: ни наши, ни американские аппараты.
В теории от этого может вылечить лазерное оружие — осколков оно не дает, просто жарит спутник в его собственном корпусе. Никакого опасного космического мусора, плюс лазером сбить множество спутников и быстрее, и проще, чем тысячами ракет, Но, как уже отмечалось выше, мы не СССР. Нам о достаточно эффективном противоспутниковом лазерном оружии пока остаётся только мечтать.
Краснознаменная медвежья кавалерия: теперь и в космосе
The National Interest немного соврало про "российские спутники-убийцы", назвав так спутники-улитки, слишком медленно меняющие свою скоростью для применения в качестве противоспутникового оружия. Зато это принесло изданию много кликов — и широкое освещение его статьи в российской прессе. Не менее важно и то, что статья утверждает в общественном сознании идею: русские разрабатывают оружие космического базирования.
Эту же мысль в августе 2018 года уже высказала помощник государственного секретаря США по вооружениям, верификации и проверке соглашений Илем Поблет (Yleem Poblete). Будучи в Женеве, она выразила обеспокоенность Вашингтона по поводу запуска Россией упомянутых в начале нашей колонки "космосов". Конечно, Поблет не сказала слов "спутники-убийцы", но напустила зловещего туману, сообщив, что это очень "тревожная разработка".
Поэтому своей публикацией The National Interest не только подзаработало кликов, но и показало себя верно следующим "линии партии" — поддерживающим информационные компании Госдепа США. И опять сплошная выгода: издания, публикующие вещи, приятные американским властям, в следующий раз имеют больше шансов получить утечку от "анонимных источников из Вашингтона".
В то же время, мы бы не стали переоценивать реальную эффективность такой информационной атаки. Рассказы про русские спутники-убийцы надо делать более правдоподобно, коллеги. Больше внимания к цифрам, логике, здравому смыслу. Картинкам, на которых красная кавалерия на медведях с шашками наголо подкрадывается к Вашингтону, не хватает реализма. История про спутники-убийцы, если честно, выглядит не намного достовернее. Это плохая, низкокачественная информационная атака, поэтому ни на кого, кроме самих американцев, она не повлияет. .
Подробнее читайте на life.ru ...