«Даже не думай!» Стоит ли Путину присмотреться к транзиту власти Назарбаева?

2017-1-27 14:11

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о конституционной реформе и перераспределении власти в стране – часть полномочий от президента перейдет правительству и парламенту. Значит ли это, что у Назарбаева будет «коллективный» преемник? И насколько интересным может быть этот опыт для президента России?

Без приставки В«сверхВ»

Когда Назарбаев озвучивал специальное обращение, на пустом столе перед ним не шуршали документы в кожаных папках, не лежала перьевая ручка для корявой завитушки, не молчали телефоны спецсвязи, но одиноко стояли часы, циферблат которых постановщики кадра развернули к бессменному лидеру нации. Получился многозначный символ: хронометр словно указывал главе государства, что его время близится к завершению, но и сообщал публике – только елбасы знает, когда наступит срок и он передаст власть.

Выглядящий немного уставшим президент объявил о проведении конституционной реформы, общий смысл которой заключается в перераспределении властных полномочий. Подобный шаг он анонсировал ранее: как президент страны, сильно зависящей от нефтяных цен, последние два с половиной года Назарбаев тяготится экономическим кризисом, а как автократ в преклонном возрасте (в июле ему исполнится 78 лет), – мыслью о необходимости назначить преемника.

В своем обращении Назарбаев подчеркнул, что сильная президентская вертикаль требовалась для формирования нового государства, новой экономики и общества. Теперь же, по прошествии 25 лет независимости, от формулировки В«сверпрезидентская республикаВ» он решил отсечь приставку В«сверх-В», буквально снять ее тяжесть со своих плеч. Правительству и парламенту он предлагает передать 40 полномочий президента, а за последним, то есть за собой любимым, закрепить роль верховного арбитра между ветвями власти.

Другими словами, внешней политикой, международными связями, обороной и безопасностью страны Назарбаев найдет силы заниматься, но передаст ответственность за социально-экономическое положение в стране правительству, которое будет формировать парламент, где, впрочем, подавляющее число мест принадлежит президентской партии В«Нур ОтанВ» (он ее же и возглавляет).

Желание уйти из-под удара и не собирать все шишки на свою голову, понятно: в 2016 году экономика Казахстана выросла всего на 1%, и то – по версии властей, тогда как независимые эксперты ставят под сомнение и столь скромный результат. В текущем году, если не будет неприятных неожиданностей, Всемирный банк прогнозирует рост ВВП Казахстана на 2,2%. Высокая инфляция (8%) и плавающий курс тенге негативно сказываются на доходах населения. Средства Национального фонда – наследие тучных времен – тают в руках правительства, общее состояние сырьевой экономики характеризуется как весьма неустойчивое. На этом фоне растет социальная напряженность: протесты вспыхивают в нефтедобывающих регионах на западе страны, где крепкий коктейль из протестной активности, В«мокрых голодовокВ» и терактов заставляют Назарбаева потуже завинчивать гайки.

Кризисные метастазы уже побудили казахстанского лидера убрать старшую дочь с расстрельной должности вице-премьера по социальным вопросам – она заняла более спокойный и предсказуемый пост в Сенате по международным делам, обороне и безопасности. Снял Назарбаев с должности и премьер-министра Карима Масимова, чтобы поставить его во главе Комитета национальной безопасности, где он начал отвлекать внимание общественности громкими антикоррупционными делами. Наконец он почувствовал, что настал момент открыть форточку в душной комнате и для собственной персоны.

Бремя автократов

О большей В«демократичностиВ» политического процесса после декоративных изменений Конституции говорить не приходится: основные рычаги управления останутся в руках Назарбаева, который лишь скорректирует баланс кланов и получит иммунитет от экономических провалов. Даже обсуждение и принятие поправок выглядят авторитарно: 25 января вечером Назарбаев выступает по телевидению, а 26-го числа начинается В«всенародноеВ» обсуждение, которое без проведения референдума должно закончиться 26 февраля, когда президент утвердит новый Основной закон собственным указом. Имитация важных для страны преобразований переключит внимание с острых вопросов, но для самого Назарбаева его принципиальная несменяемость останется большой проблемой.

В 2016 году он очень откровенно говорил о том, сколько намерен оставаться на своем посту – до 2020 года точно, а там, когда все образуется, он примет одно из двух решений. Либо и дальше будет править, либо организует транзит власти. Модель передачи властных полномочий беспокоит его довольно сильно, что было видно по его последним интервью западной прессе. С одной стороны, задуматься о преемнике его заставил пример Узбекистана, где внезапный (а какой еще ждет автократа?) уход Ислама Каримова привел в замешательство влиятельные кланы; мертвое тело гальванизировали, пока вырабатывался компромисс по кандидатуре его сменщика, а семья покойного выторговывала для себя гарантии (со старшей дочкой, Гульнарой, что-то пошло не так).

С другой стороны, соседний Кыргызстан еще десять лет назад убедил Назарбаева, что парламентская форма правления не годится для Казахстана. Он наблюдал, как Бишкек столкнулся с частой сменой власти, дисфункцией правительства и государства как такового. Но также Назарбаев, очевидно, пришел к выводу, что на выжженной поляне, на которой он доминировал с 1989 года, достойного преемника не может быть в принципе. Его можно представить только как некое собрание, коллектив, поскольку никто не захочет попустительствовать становлению очередного национального лидера, такого же самодержца, как он. Поэтому, зачитывая специальное обращение, Назарбаев выглядел немного неуверенным: он уговорил себя на реформу, но в последний момент как будто решил оставить все как есть – он избавится от части ответственности, но ее в качестве надежного громоотвода возьмут на себя полностью подконтрольные ему структуры.

Похожее бремя автократа – нельзя уйти и оставаться тоже – ощущает на себе и президент России Владимир Путин. По факту, он уже пользуется рецептом Назарбаева: за провалы в экономике у него отвечает правительство, уровень поддержки которого невероятно низок, а он присваивает себе очки за внешнеполитические В«успехиВ». Сложные маневры Назарбаева будут актуальны для Путина ближе к концу четвертого срока в 2024 году. Хотя слухи о конституционной реформе и наделении Путина особым статусом циркулировали еще в конце 2016 года, и даже ожидалось, что в послании федеральному собранию глава государства затронет эту тему.

Но российскому президенту оказалось совершенно не до этого. По сути, он неофициально запустил предвыборную кампанию 2018 года: по федеральному телевидению показывают затянутые сюжеты о встрече первого лица с колхозниками, распевании им песен со студентами МГУ, раздаче государственных наград артистам, один из которых, тот самый Холмс, Василий Ливанов прямым текстом заявляет: В«Даже не думай!В» уходить с поста президента. Звучит преждевременно, ведь помимо подготовки к четвертому сроку российский президент внимательно следит за опытом казахского коллеги, который вот уже 28 лет не может расстаться с властью.

Подробнее читайте на ...

назарбаев назарбаева президент власти казахстана полномочий президента страны

Назарбаев предупредил Путина о будущей отставке

Покинувший пост президента Казахстана Нурсултан Назарбаев не советовался с российским лидером Владимиром Путиным перед принятием решения, но за несколько часов предупредил о своей отставке, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. vz.ru »

2019-03-21 14:30

Фото: vz.ru

В мире: Антироссийские высказывания Назарбаева нельзя одобрить, но можно понять

Слова президента Казахстана о колониальном прошлом страны вызвали бурную реакцию в России и были расценены как антироссийские. Безусловно являясь таковыми по сути, они отражают крайнюю сложность ситуации, в которой оказался и Назарбаев, и его молодое государство. vz.ru »

2016-12-07 20:25