2016-6-10 15:36 |
Последние события в Актобе на Западе Казахстана, когда группа лиц совершила вооруженное нападение на воинскую часть, ставят вопрос о будущем казахских реформ, политической стабильности и транзите власти. Что могло быть их причиной? И как они скажутся на политике соседней страны?
Год назад власти Казахстана громко заявили о программе реформ В«100 шаговВ». Бессменный с 1990 года лидер нации, 75-летний елбасы Нурсултан Назарбаев пошел на досрочные выборы с амбициозным планом. Он предсказуемо победил в пятый раз подряд, собрав более чем 97% голосов. Прагматичный ход – получение народного мандата на проведение реформ – впечатлил российских либералов, пожалуй, не меньше программного документа, призванного сделать из Казахстана новый Сингапур. Бывший министр финансов России Алексей Кудрин предложил так же конвертировать высокий рейтинг Владимира Путина в политический капитал, чтобы после досрочных выборов инвестировать его в институциональные реформы. Российский лидер на идею не откликнулся – геополитическое противостояние с Западом вокруг Украины явно препятствовало резким движениям и смене курса.
Спустя год все авансом выданные Казахстану комплименты, похоже, пора забирать обратно: страна, 25% ВВП которой и две трети бюджета составляют нефтегазовый экспорт, столкнулась с проблемами в реализации намеченных преобразований. Более того, Астана на самом высоком уровне готова признать угрозу В«цветной революцииВ», подготовку государственного переворота и, по всей видимости, в ближайшее время основательно займется В«закручиванием гаекВ» в угоду сохранения власти стареющего лидера.
Тень Москвы в Актобе
Поворотным моментом стали события в Актобе (бывший Актюбинск), где 5 июня группа из примерно тридцати человек осуществила нападение на два оружейных магазина. После ограбления злоумышленники остановили на дороге маршрутку, завладели ей, высадив пассажиров, и направились к местному расположению Национальной гвардии. Протаранив ворота воинской части, они устроили перестрелку, в которой погибли 18 человек, а 40 получили ранения. При этом часть боевиков скрылась.
Казахстанские силовики сразу же выступили с двумя противоречащими друг другу версиями. С одной стороны, МВД Казахстана квалифицировало случившееся как теракт, устроенный радикальными элементами, приверженцами В«нетрадиционных религиозных теченийВ». С другой – Комитет национальной безопасности республики утром следующего дня рапортовал о раскрытии заговора с целью свержения законно избранной власти и провел аресты высокопоставленных чиновников, в том числе бывшего заместителя генпрокурора и бывшего начальника департамента внутренних дел. За очередной попыткой госпереворота, по версии спецслужбы, стоит В«пивной корольВ» Тохтар Тулешов, средний руки олигарх, владелец завода В«ШымкентпивоВ».
Информация о Тулешова добавила в происходящее В«российский следВ», ведь арестованный за хранение наркотиков, оружия и экстремистской литературы в январе 2016 года бизнесмен водит знакомство с российскими силовиками и депутатами Государственной думы. Причем делает это в силу особого статуса полномочного представителя Русской общины Казахстана. Теперь ему предъявляют обвинения в попытке В«насильственно захватить властьВ» и дестабилизировать политическую обстановку.
В этой ситуации тень на Москву бросает шлейф В«былых победВ», главным образом Донбасс и развернувшийся на его территории военный конфликт между Киевом и ополченцами. Усиливает параллель и то, что Актюбинская область граничит с Оренбургской. В свою очередь, некоторые российские эксперты считают операцию в В«подбрюшьеВ» России целенаправленной акцией против страны. Но в Кремле не спешат соглашаться с опасной трактовкой: события в Актобе В«абсолютно внутреннее дело КазахстанаВ» и в скором времени казахстанские правоохранительные органы установят, В«что стоялоВ» за ними.
Земельный вопрос как почва для В«цветной революцииВ»
И, действительно, если задать вопрос иначе – не кто, а что стояло за дерзкой атакой на силовиков, то можно лучше понять, что сегодня происходит в Казахстане. Помимо прочего, Комитет национальной безопасности вменяет Тулешову организацию акций протеста и массовых беспорядков, которые должны были привести к власти альтернативное правительство. Надо отметить, что протестные настроения в Казахстане усиливаются сами собой, по мере углубления экономического кризиса, сокращения государственных расходов и падения доходов населения.
Однако красной тряпкой для национальных патриотов, как они сами себя называют, стал земельный вопрос. Одним из ста шагов Назарбаева, столь торжественно встреченных экономистами, является проведение земельной реформы, которая призвана ускорить рыночные реформы и привлечь дополнительные инвестиции в казахскую экономику. Но изменения в земельном законодательстве, допускающие передачу контроля над сельхозугодиями в руки иностранцев, вызвали масштабные волнения по всей стране. Люди требовали ограничить присутствие иностранцев, в частности китайцев, и выступили против коррупции, связанной с распределением земель.
Власти попросту оказались не готовы к В«земельным волнениямВ» и всячески противодействовали несанкционированным митингам, в том числе распространяя дискредитирующие сведения. Беспокойство в Астане нарастало и Назарбаеву пришлось принести в жертву министра экономики и сельского хозяйства. Он обвинил их в том, что они не смогли донести до граждан суть реформы. Объяснять населению пользу от преобразований теперь будет новое министерство информации и коммуникаций во главе с пресс-секретарем президента. В помощь ему учреждена Земельная комиссия, которая поработает с общественными деятелями в регионах.
И все же дефицит информации, якобы спровоцировавший недовольство населения, едва ли можно назвать реальной проблемой. Казахские патриоты настаивают на сакральном значении земли для народа и напоминают властям – она никогда не была в частной собственности: пастбищами пользовались целые рода, племена, кланы и семьи в самом широком смысле. Поэтому оппозиция и оппозиционно настроенные граждане скептически отнеслись к заявлениям властей о подготовке госпереворота и теракте, который по В«дагестанскому сценариюВ» был направлен не против населения, но против государства и силовиков. По мнению противников земельной реформы, это В«театральная постановкаВ» спецслужб, которая убедит Назарбаева больше инвестировать в безопасность и предотвращение угроз его персональной власти.
Думать так позволил сам Назарбаев, только через три дня прокомментировавший прецедент в Актобе. В«Пользуясь либеральностью государственной политики и наших законов, кое-кто захотел проверить государственную власть на прочностьВ», – отметил Назарбаев, признав наличие в Казахстане признаков В«цветной революцииВ» (В«надуманные митинги, убийстваВ»). Хотя казахский лидер упомянул об инструкциях из-за рубежа, которые якобы получили боевики, речь не обязательно идет о Западе, как это, скорее всего, было бы в России, где В«цветныеВ революцииВ» рассматриваются как инструмент СШАВ для свержения неугодных режимов; в казахскойВ интерпретации В«исламскийВ»,В В«западныйВ» иВ В«российскийВ» след могут находиться рядом.
Окончательно карты спутало заявление В«Армии освобождения КазахстанаВ», которое распространили журналисты В«Радио СвободаВ». В нем говорилось о В«первом бое сторонников демократического развития КазахстанаВ» против В«диктатуры и клики НазарбаеваВ». Впрочем, оригинала документа никто не видел и первоисточником следует считать финансируемое из США СМИ. Более того, большинство экспертов впервые услышали о некой В«армииВ», которая раньше себя никогда не проявляла. Повлияло это обстоятельство на отца казахской нации или нет, но то, что Назарбаев заговорил о технологиях В«цветной революцииВ», определенно сблизило его с точкой зрения Москвы – отныне страна в кольце врагов и каждый под подозрением.
Реформы под ударом
В любом случае, объяснения Астаны оказались невнятными и противоречащими друг другу: если теракт в Актобе дело рук бизнесмена Тулешова и мы увиделиВ однуВ из сцен клановой борьбы за власть, то при чем здесь вмешательство третьей стороны? Если же это исламисты, которые концентрируются на Западе и Северо-западе Казахстана, то зачем им играть в системную политику и готовить госпереворот, чтобы ввести альтернативное правительство?В Дошло до того, что население Западного Казахстана, где находится Актобе, некоторые эксперты называют более В«отмороженнымВ» и воинственным. Вспоминают, что люди там принадлежат В«младшему жузуВ» – одному из трех жузов Казахского ханства, отличавшемуся в истории протестными и даже сепаратистскими настроениями.
Была ли это провокация со стороны внешних сил или внутренний эксцесс, вызванный ухудшением экономики, произошедшее в Актобе заставляет задуматься об устойчивости политической системы Казахстана, но главное – о будущем затеянных реформ. Само по себе симптоматично, что в Казахстане все чаще говорят о попытках В«насильственной смены властиВ». Очевидно, что экономический и геополитический кризис, который сейчас наблюдается на постсоветском пространстве, явно накладываются на внутриполитический – казахский лидер должен обеспечить транзит власти и успокоить элиту, которая все больше нервничает. А поскольку имя политической стабильности в Казахстане – Назарбаев, у нее, как у любого персоналистского режима, есть свой срок. Поэтому казахский лидер может отложить непопулярные реформы и переключиться на безопасность.
У России же свой повод для беспокойства: дестабилизация В«подбрюшьяВ» страны хотя и звучит пока несколько преувеличено и отдает излишним алармизмом, но с уходом Назарбаева может превратиться в настоящий вызовВ на протяжении 7,5 тыс. км российско-казахской сухопутной границы. От реформ в Казахстане Россия выиграла бы куда больше.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...