2018-10-25 12:59 |
Россия стала первой по скорости сокращения внешнего долга среди сопоставимых стран региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), отметила в обзоре экономист банка UBS Анна Задорнова. Внешний долг страны сократился на 53 млрд долларов за второйтретий кварталы, опустившись до минимума в 20,4% ВВП.
Таким образом, объем внешнего долга России вернулся к уровню середины 2009 года (467 млрд долларов), передает РБК.
На 1 октября внешний долг (не только госдолг, но и задолженность всех секторов органов госуправления, ЦБ, банков и нефинансового сектора) составляет 20,4% российского ВВП.
Кроме России UBS рассматривал Румынию, Чехию, Венгрию, Польшу, Турцию и Южную Африку.
Задорнова взяла за точку отсчета не конкретную дату, а пиковый уровень задолженности для каждой из стран и то время, которое понадобилось для ее сокращения.
Анализ продемонстрировал, что России понадобилось около четырех лет, чтобы сократить долг на 36%, с 732,7 млрд долларов на середину 2014 года до 467 млрд долларов на 1 октября 2018 года.
В то же время Венгрии, которая также активно сокращала свои долги, понадобилось восемь лет, чтобы снизить их на меньшую, чем в России, величину на 27%.
Сокращение внешнего долга было ускоренно начавшейся в апреле продажей ОФЗ иностранными инвесторами (тогда их доля в бумагах достигла рекордных 34,5%).
В августе продажи усилились из-за новости о санкционном законопроекте конгресса США и его дальнейшей публикации.
По данным на 1 октября доля иностранных инвесторов в ОФЗ сократилась до 25,8%. По прогнозу UBS, к концу года показатель снизится до 24%, А к концу 2019 года до 23%.
Достижению исторического минимума по показателю внешнего долга помог не только финансовый сектор. Так, российские банки снижали объем внешних обязательств с 2014 года, однако последний этап сокращения долга охватил все сектора.
Наблюдавшееся в первой половине 2018 года увеличение вливаний в ОФЗ компенсировалось выплатами госкомпаний, погашающих свои зарубежные обязательства.
Отмечается, что внешний долг изменяется не только в объеме, но и в структуре на место долга, номинированного в долларах, приходить долг в рублях и евро. Рост доли рублевого долга во многом обусловлен притоком иностранного капитала в государственные облигации.
Последний этап сокращения долга затронул обязательства как в местной, так и в иностранных валютах на фоне ухода нерезидентов с рынка облигаций. В итоге, по состоянию на первый квартал 2018 года, доля долларов во внешнем долге сократилась примерно до 55 с 60% в июне 2014 года.
Задорнова указала и на улучшение приемлемого уровня задолженности: отношение выплат к экспорту товаров и услуг упало до 29% во втором квартале с 41% за тот же период годом ранее.
Этому способствовало подорожание нефти, которое привело к увеличению профицита текущего счета до 5,6% ВВП в третьем квартале. По мнению экономиста, сокращение уровня долга частично могло быть связано с перерегистрацией компаний из офшоров в российской юрисдикции.
При этом экономист Danske Bank Владимир Миклашевский считает, что лидерство России является вынужденным, так как оно «обусловлено постепенным закрытием для страны рынков капитала с 2014 года стало занимать или очень дорого, или невозможно в принципе».
Однако низкий уровень госдолга «придает силы российским финансам, благоприятно влияет на суверенный рейтинг страны».
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова также заявила, что Россия «начала агрессивный делеверидж (снижение уровня закредитованности) - за санкций в 2014 году».
Это помогло в августе 2018 года, когда все развивающиеся рынки оказались под давлением. С одной стороны, стрессы на финансовых рынках заставляют компании и банки ускорять погашение оставшихся долгов, и это усиливает давление на рубль, но в целом роль долговых выплат как фактора, определяющего динамику рубля, постепенно снижается, считает Орлова.
В свою очередь UBS рассматривает сокращение долга как негативный фактор для рубля несмотря на то, что график погашений внешних обязательств становится менее плотным, дальнейшее уменьшение долга может увеличить чистый отток капитала частного сектора, а это негативно скажется на курсе национальной валюты.
В данный момент UBS считает рубль недооцененным примерно на 17%, согласно используемой банком модели реального эффективного курса (REER).
На недооцененность рубля указывают и другие эксперты: например, экономисты JPMorgan считают, что она составляет 15,6%, а аналитики Deutsche Bank 15%.
UBS ожидает, что рубль продолжит укрепляться к доллару после сентябрьского ралли и к концу года достигнет отметки 63,5 рублей и 60 рублей за доллар до конца 2019 года.
Ранее стало известно, что рубль резко усилил рост к доллару и евро после заявления советника президента США по вопросам национальной безопасности Джона Болтона он сказал, что Вашингтон еще не принял решение по новым санкциям в отношении России из-за обвинений в применении химоружия.
До этого Минфине рассказали о действиях России в случае ввода санкций США против госдолга.
.Подробнее читайте на vz.ru ...