2018-7-6 09:00 |
Ирина Захарова почти тридцать лет проработала инженером-технологом кондитерского цеха. Она и подумать не могла, что её уволят с комбината в 52 года. Предприятие переживало не самые хорошие времена, и директор просто решил сократить тех, кто постарше.
Он был уверен, что молодые сотрудники смогут работать лучше. Ирина была в шоке. Она всегда считалась одним из лучших специалистов и вдруг совершенно неожиданно осталась на улице. Конечно, начальница отдела кадров не сказала ей настоящей причины увольнения, но негласную установку на "омоложение состава" знали все.
Два месяца Ирина не знала, как ей жить дальше. Подруги утешали: ничего, сын прокормит, а там и до пенсии недалеко. Но бойкая и энергичная женщина могла и хотела работать. Ирина пыталась устроиться по специальности, но раз за разом получала отказ. Родственники и друзья только вздыхали: ну что поделаешь, возраст. Впрочем, причина оказалась совсем другой: работодателям просто не нравился её послужной список. Ирина всю жизнь проработала на одном месте. Её комбинат выпускал классические торты с масляным кремом из советских времён. Устаревшие рецепты никак не вязались с современными представлениями о вкусной и здоровой пище. Тогда Ирина отправилась на курсы кондитеров, где узнала много нового о современной кулинарии и научилась печь первоклассные торты и маффины. Сейчас она работает в кофейне, где зарабатывает почти в два раза больше, чем на комбинате.
— Разрушение возрастных стереотипов началось два-три года назад, — отмечает генеральный директор онлайн-бизнес-школы Kogio Михаил Бакунин. — В кризис компании готовы меньше инвестировать в обучение сотрудников, а результаты нужны уже сейчас. Поэтому чаще выбирают опытных кандидатов.
Как отмечают в кадровом агентстве ЮНИТИ, в начале этого года почти на 50% вырос спрос на специалистов с опытом работы больше пяти-шести лет, тогда как ещё три года назад работодателей устраивал опыт до трёх лет. За счёт этого вырос интерес к соискателям старше 40–45 лет. Профессионалы с большим опытом работы востребованы в отраслях, где требуются глубокая экспертиза и узкая специализация (например, промышленность). Сегодня они успешно претендуют на должности топ-менеджеров, руководителей производств, главных бухгалтеров, врачей, дефицитных технологов и инженеров.
Некоторые радикально меняют сферу деятельности. Как, например, Ольга Борисова, которой недавно исполнилось 48. Она всю жизнь проработала инженером-проектировщиком, а два года назад ушла с работы буквально в никуда — не смогла сработаться с новым молодым начальником. В итоге получила ещё одно образование и сейчас работает интернет-маркетологом. Причём если раньше Ольга зарабатывала 60 тысяч рублей в месяц, то сейчас — 100.
В IT-школе HackerU таких учеников немало. На программы профориентации приходит множество людей старше сорока. Как отмечает СЕО школы Олеся Горьковая, сейчас четверо из них учатся на курсе интернет-маркетинга, ещё четверо — на курсе кибербезопасности. Специально для учеников старше 40–50 лет даже разработали специальную карту карьеры — mindmap возможностей и путей изменения своей жизни к лучшему.
— Стереотипы рушатся, потому что уничтожен главный стереотип, что одна карьера (одна работа, одна компания) — на всю жизнь, — отмечает карьерный консультант, шеф-редактор "Работы. ру" Анна Чуксеева. — Это общемировая тенденция. К примеру, в США в среднем человек меняет до 20 работ, у нас эта цифра пока 5–6. Сейчас на самом деле появляется много возможностей: переучиться, начать работать удалённо, завести свой блог и зарабатывать на нём. Может, это пока и единично, но тренд идёт в эту сторону. Появилось такое понятие, как "карьера второй половины жизни": коучинг, менторинг, консалтинг, преподавание. Конечно, это всё справедливо для интеллектуальных профессий.
Именно таким образом построил свою карьеру Сергей Дерябин, которому недавно исполнилось 50. Сейчас он генеральный директор ООО "Гуманитарные технологии управления", старший партнёр и основатель яхтенной компании Sailing Art. Его бизнес — это управленческий консалтинг. До этого более двадцати лет работал в крупном корпоративном бизнесе — был вице-президентом группы компаний "Протек", директором по персоналу "Росбанка", заместителем генерального директора ТМК. К 50-летнему юбилею Сергей готовился долго и, чтобы не стать "менеджером в отставке", занялся собственным бизнесом. По его мнению, это один из лучших вариантов развития карьеры для топ-менеджеров.
— Наёмные работники, даже опытные руководители, действительно испытывают сложности при трудоустройстве в коммерческие компании после 50–55 лет, — признаёт Сергей Дерябин. — При прочих равных предпочтение будет, как правило, отдано более молодому. Востребованными остаются лишь специалисты редких профессий, высококлассные эксперты и успешные менеджеры, реализующие сложные проекты и подтверждающие свою эффективность. Основная компетенция, которую необходимо развивать сегодня, — это "учиться и учиться".
По словам Анны Чуксеевой, для работников масс-маркета ситуация ещё проще. Специалистов в возрасте 40+ охотно берут в ретейл на позиции кассиров, продавцов, работников залов. Более того, в ряде марок набирают специально зрелых консультантов, которые вызывают больше доверия у аудитории. В последние годы опыт часто ценится выше молодости.
Например, HR-бизнес-партнёр компании Domino's Pizza Дамир Такеев отмечает, что сотрудники старше сорока охотно занимаются у них доставкой пиццы. Трудятся они и на других рядовых позициях в ресторанах. Более квалифицированные специалисты работают в офисе уже на руководящих позициях. По словам Дамира, человеку в возрасте устроиться на работу руководителем в их компанию будет даже легче, чем молодому. Просто потому, что в первую очередь при трудоустройстве смотрят на опыт, а у зрелого специалиста его будет больше.
Впрочем, в последнее время перед опытными работниками открылись и совершенно новые возможности. Многие из них ушли во фриланс. Так, Ольга в 56 лет зарегистрировалась на онлайн-сервисе бытовых и бизнес-услуг YouDo. com. Ольга занималась переводом и преподавала итальянский язык. Из-за финансовых проблем многие ученики вынуждены были прекратить занятия, и она осталась без работы. Решила подрабатывать швеёй, а потом — превратить хобби в работу. Вспомнила, что 40 лет назад она училась шить театральные костюмы и модели для выставок. Первое время Ольга принималась только за несложные задачи: укоротить шторы, починить молнию на юбке. Сейчас шьёт бальные платья в стиле ампир и кимоно из настоящего японского шёлка.
Николаю 65 лет, и по образованию он педагог. До переезда в Москву жил и работал в Сочи, занимался лечебной физкультурой и массажем. После переезда успел попробовать себя в различных сферах: работал сантехником, корреспондентом, снабженцем, водителем такси. После выхода на пенсию решил заняться переводами, потому что хорошо владеет английским. Кроме переводов на фрилансе пишет статьи и эссе, готовит расшифровки различных интервью и иногда выгуливает собак. Кстати, писать он начал ещё до выхода на пенсию. В 2002 году написал криминальный боевик, а сейчас работает над исторической повестью. Теперь хочет загрузить написанную книгу на "Литрес", чтобы получать процент от скачиваний.
— Если говорить о людях пенсионного возраста, сейчас у нас зарегистрировано около 1640 мужчин и 2247 женщин, — рассказывает специалист по коммуникациям YouDo. com Анастасия Дементьева. — Это в два раза больше, чем в прошлом году. .
Подробнее читайте на life.ru ...