2016-10-18 09:03 |
В последние несколько лет в прессе все чаще упоминаются новые интернет-технологии – блокчейн (blockchain) и большие данные (big data) как революция в области хранения, передачи и обработки данных. Минувшим летом ряд российских банков во главе с ЦБ РФ и платежная система QIWI создали консорциум по изучению и внедрению этих технологий на нашем рынке финансов. Что представляют из себя эти технологии, и насколько они позволят сделать российский рынок финансовых услуг более открытым, надежным и привлекательным?
Что такое блокчейн?
Это такая база данных, которая не имеет централизованного руководства. Придумана она была в 2008 году как способ эмиссии и обращения криптовалюты – биткоина. Основу этой базы составляют блоки, хранящие информацию обо всех транзакциях с ее элементами. Все записи в этой базе не централизованы, хранятся на различных компьютерах, их корректность проверяется на отдельных узлах сети – майнерах, которые прогоняют содержание всех транзакций через специальные криптографические алгоритмы и проверяют электронную подпись отправителя транзакции. Если большинство узлов сети признало транзакцию обоснованной иВ надежной, то блок закрепляется вВ цепочке, добавляется вВ цифровой гроссбух. После этого ее нельзя ни изменить, ни удалить. Авторство блокчейна неизвестно, приписывается разработчику с псевдонимом Сатоши Накамото. Сейчас в прессе все чаще говорят о том, что проект подобной сложности одиночке не под силу и за этим псевдонимом скрывается группа разработчиков, предположительно из какой-нибудь спецслужбы.
Блокчейны могут быть публичными (как в случае с биткоином) или частными, за доступом к которым следит администратор.
Основой привлекательности блокчейнов служит их устойчивость от взломов, отсутствие административного центра, открытость и гарантия исполнения транзакций, если они признаны корректными.
Что такое большие данные?
По поводу этого термина единого мнения у специалистов не существует. Одни считают, что это просто большая база данных и только, другие говорят о том, что на каком-то этапе роста базы она становится качественно иной и для работы с ней требуются специальные инструменты. Объем данных, скорость прироста и разнообразие их структур таковы, что стандартные средства управления базами данных перестают справляться со своей задачей.
Сегодня большие данные являются общепризнанным трендом в развитии технологий обработки информации. Например, в 2012 году правительство США выделило 200 млн долларов государственным агентствам на организацию и анализ больших объемов данных.
Большие данные используются в медицине – устанавливать диагноз больному можно не только исходя из анализа его истории болезни, но также используя опыт других врачей, данные по экологии района проживания пациента и иные факторы.
Большие данные необходимы для организации движения беспилотного автомобиля.
С помощью технологий обработки больших массивов данных осуществляется распознавание лиц на фотографиях или в видео-съемках.
Торговые компании используют данные социальных сетей, чтобы настраивать свои рекламные компании, исходя из характеристик пользователя. Психологи говорят, что это, по сути, является скрытой формой управления покупательским поведением граждан.
Таким же способом можно управлять и политическими предпочтениями электората во время выборных кампаний.
Большие Данные были использованы в первую очередь в маркетинге, инвестиционном бизнесе, в продажах и тому подобное.
Эксперты утверждают, что все эти возможности использования больших данных являются лишь видимой частью айсберга – в гораздо больших объемах эти технологии используются в разведке, в контрразведке, в военном деле, во всем том, что принято называть информационными войнами.
Как собираются использовать технологии блокчейн и больших данных в России?
Отношение российского руководства к технологии блокчейн и кориптовалютам отличается большим непостоянством. Еще в начале этого года Минфин ратовал за то, чтобы ввести уголовную ответственность за использование биткоина, а уже в апреле директор департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банка России Вадим Калухов сообщил, что В«вопрос цифровых валют все-таки не снят с повестки дня... Регуляторы во всем мире — и мы в том числе — пока говорят только о том, что вопрос изучается, и не комментируют ни сроков создания, ни способов работыВ».
Главными лоббистами технологии блокчейн у нас в стране пресса называет платежную систему QIWI и главу Сбербанка Германа Грефа. По заявлению банкира, эта технология В«перевернет все индустрии без исключения от сельского хозяйства, заканчивая банками, и, к несчастью, государственные органы тожеВ».
По мнению экспертов, слухи о таком скором В«переворотеВ» сильно преувеличены. Дело в том, что технология эта задумывалась и идеально подходила для криптовалют, а ее применение в иных сферах гораздо сложнее, да и не всегда оправданно. Сегодня эта темя весьма В«раскрученаВ» и в В«трендеВ», но дальше разговоров о том, что революция буквально во всем вот-вот произойдет, дело не движется. Специалисты говорят о том, что на волне этой В«модыВ» заинтересованные банки и IT-компании усиленно ломают голову над тем, куда эту технологию применить. Эту версию прямо подтверждает Вадим Калухов, заявляя, что В«сейчас важно нащупать предмет – какую бизнес-ситуацию мы пытаемся упростить, что у нас В«болитВ» или что нам обходится дорого с точки зрения затрат. Возможно, блокчейн позволит нам сделать это дешевле. Иначе лучше не начинатьВ».
Летом этого года был создан консорциум, в который вошли Сбербанк, банк В«ОткрытиеВ», Альфа-банк, В«ТинькоффВ» и Qiwi. В начале октября ЦБ сообщил о результатах работы этого консорциума – была запущена платформа В«МастерчейнВ» на основе технологий блокчейн. В основу В«МастерчейнВ» легли протоколы В«ЭфириумВ», разработанные американским консорциумом R3 (ряд крупнейших банков США и Европы).
Кстати, не далее как в июне этого года В«ЭфириумВ» весьма успешно В«обчистилиВ» на 50 млн долларов, невзирая на заверения в 100%-й надежности. Более того, в результате В«разборокВ», последовавших за этим фактом, выяснилось, что среди всех равных участников этого сообщества, некоторые все же В«равнееВ» и в состоянии инициировать корректировку данных в сети.
Иными словами, некоторые базовые вещи, которые делают технологии блокчейн популярными, на поверку оказываются не такими уж незыблемыми.
Не говоря уже о многих ограничениях применения этой технологии чисто технического характера – скорость обработки транзакций в узлах сети крайне низка. Разница, к примеру, со скоростью обработки в системе MasterCard составляет несколько порядков. В связи с чем заверения зампреда Сбербанка Льва Хасиса о том, что использование блокчейна поможет банкам обходить санкции или находить альтернативу при отключении от SWIFT, выглядят слишком оптимистично.
Стоит ли ожидать революционных изменений на рынке финансовых услуг?
Невзирая на то, что глава Сбербанка Греф пророчит скорые перемены на банковском рынке, управляющий партнер фонда SBT Venture Capital Мирча Михаэску (учредителем фонда является Сбербанк) сообщает, что В«фундаментальные принципы денег,В кредитования,В депозитов неВ изменятся. Это часть системы,В которая складывалась тысячелетиямиВ». По заверению финансиста, измениться могут только технологии предоставления услуг, а сами услуги останутся неизменными.
Например, Сбербанк говорит о том, что использует технологию блокчейн при работе с доверенностями на управление счетами. Услуга эта в банке существовала и ранее, ощутили ли клиенты разницу – неизвестно. О том, что принесла банку эта оптимизация, не сообщается.
Достижения в освоении больших данных выглядят несколько лучше.
Например, В«ЯндексВ», выполняя заказ Центробанка по поиску В«черных кредиторовВ», использовал технологию больших данных и нашел в соцсетях 2500 подозрительные организации. Сколько из них в действительности оказались нарушителями закона – неизвестно. Но сам ЦБ за два предыдущие года В«отловилВ» без использования новых технологий только две тысячи В«черных кредиторовВ». То есть, в этом направлении работа ведется вполне успешно.
Активно копит свою базу больших данных Сбербанк. Убедиться в этом легко может любой желающий, обратившись в колл-центр Сбера с каким-нибудь совершенно невинным вопросом. Например, можно спросить номер любого отделения банка. Каждый позвонивший подвергается настоящему допросу со стороны сотрудников колл-центра. Если немного утрировать, то Сбербанк интересует буквально все – от цвета ваших глаз до гастрономических пристрастий вашей бабушки. Что поделать: копить большие данные вручную – дело нелегкое.
Кстати, ответа на вопрос о номере телефона отделения Сбербанка так и не последует. В лучшем случае будет предложено воспользоваться поисковиком.
То есть, легендарному качеству обслуживания в Сбере никакие новые технологии не помеха, революций, о которых так много говорит его глава, пока не чувствуется - стабильность налицо.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...