2023-6-7 13:42 |
Экспертки, которые помогали «7х7» написать этот материал
Психолог
Экспертки, которые помогали «7х7» написать этот материал
Психолог Мария Левинцова работает в подходах терапии принятия и ответственности (ACT), использует элементы когнитивно-поведенческой терапии, CFT (терапия, сфокусированная на сострадании) и экзистенциальной терапии.
Психолог Ксения Стогова работает в направлении психоаналитической терапии и психоанализа. В том числе помогает проработать страхи от начала терапии.
Почему бывает страшно идти к психологу
1. Страх осуждения. Его вызывают как истории о некомпетентных специалистах, позволяющих себе насмешки и нравоучения, так и стыд за собственные трудности и переживания.
— Ни один грамотный специалист не допустит осуждения в адрес клиента. С гораздо большей вероятностью человек встретит сочувствующий и принимающий отклик. Задача психолога — не давать оценку, не обвинять и не учить жизни, а помочь человеку узнать себя чуть лучше и научиться справляться с трудностями, — объясняет Мария Левинцова.
2. Страх перед ментальными проблемами. В российском обществе все еще распространено убеждение «к психологам ходят только психи». Но даже человек без психиатрического диагноза может работать со специалистом, чтобы справиться с жизненными трудностями или лучше понять себя.
3. Страх перед некомпетентностью специалиста. Люди могут бояться, что станет только хуже. Решение — заранее узнать об образовании психолога и почитать отзывы о работе с ним. Еще можно изучить соцсети специалиста, посмотреть его блог на одном из профессиональных порталов (например, B17).
4. Страх несерьезности проблем. Человек может думать: «другим гораздо хуже» или «я должен справляться сам». Но Мария убеждает, что мысли о походе к психологу должно быть достаточно, нет уровня, до которого нужно дотянуть, чтобы обратиться за помощью.
— Не нужно обесценивать собственные переживания. Ситуации всегда могут быть серьезнее, и всегда найдутся те, у кого все еще хуже. От этого проблемы человека не становятся менее значимыми и менее заслуживающими сочувствия и помощи. Не у каждого получается справиться с психологическими трудностями самостоятельно — по крайней мере, работа со специалистом, скорее всего, сэкономит человеку время и поможет избежать ухудшений. И если обращаться не когда совсем поплохеет, а раньше, работа наверняка пойдет чуть быстрее и легче.
5. Страх перемен. Кого-то пугает, что изменения окажутся такими большими, что не получится справиться с ними. Об этом лучше рассказать психологу во время встречи.
Что сделать перед консультацией
Для похода к психологу нужно в общих чертах сформулировать, что беспокоит и чего хочется получить от терапии. Затем рассказать об этом специалисту. Он поймет, сможет ли помочь или стоит перенаправить клиента к коллеге, у которого есть нужные компетенции.
— Бывает, запрос трудно сформулировать дальше уровня «все плохо» и «я так больше не могу». С какой бы формулировкой человек ни пришел, психолог экипирован целым арсеналом вопросов, которые помогут прояснить пожелания от терапии. Нет необходимости готовить план разговора или чрезвычайно последовательный и связный рассказ о своих трудностях.
Достаточно прийти и начать — с паузами и запинками, заливаясь слезами и плутая в хронологии событий. А задавать уточняющие вопросы и рулить беседой по мере необходимости — это уже задача специалиста, — объясняет Мария Левинцова.
Перед встречей можно пройти опросники, чтобы потом показать результаты психологу. Это как принести терапевту анализ крови. Ксения Стогова предложила тест А. Бека и шкалу Занга (Цунга). Полезно и нарисовать «Колесо жизненного баланса».
— Результаты теста не являются диагнозом, ставить диагноз может только психиатр. И что бы ни показал тест, приоритетом является желание человека обратиться к психологу и его собственное видение своих трудностей, — говорит Мария Левинцова.
«Колесо баланса» — инструмент, помогающий определить, как развиты сферы жизни. Каждую нужно оценить в баллах, и это поможет понять, где есть проблемы
Как понять, что психолог вам подходит
Психолог или психотерапевт может быть «наш» и «не наш», говорит Ксения Стогова. Кому-то повезет найти специалиста сразу. Другим, как Екатерине Биенко из Екатеринбурга, потребуется больше времени. За девять лет в терапии она сменила несколько психологов и только в последний год нашла «своего».
Как Екатерина поняла, что психолог «свой»
1. Со «своим» специалистом можно не стесняться проявлять эмоции.
— Я плачу [на сеансах] и могу говорить о любых эмоциях. Мне безопасно. Я знаю, что любая моя эмоция нормальна.
2. Психолог не переубеждает и не пытается подменить эмоции клиента.
— Я выхожу от нее с чувством, что я в порядке, я адекватно воспринимаю реальность, мои чувства меня не обманывают.
3. Терапия приводит к позитивным изменениям.
— Моя жизнь начала меняться. Ушла бессонница. Я начала давать отпор манипуляторам. Стало меньше тревоги.
Какие вопросы задать психологу на первой встрече. Совет Екатерины Биенко
1. Сколько стоит консультация, когда и как ее нужно оплачивать, как часто повышается цена?
2. Сколько времени длится сеанс, возможны ли опоздания?
3. Как психолог относится к параллельной работе клиента с другими психологами?
4. Как часто нужно ходить на сессии, можно ли встречаться онлайн, доступны ли экстренные консультации по необходимости и сколько они стоят?
Как построить доверительные отношения с психологом
По опыту Екатерины Биенко, не всегда получится сразу довериться специалисту. Поэтому необязательно полностью раскрываться на первой встрече.
— Доверие — это результат опыта, что именно этот человек вас не обманет и будет с вами заодно. Относиться с настороженностью в начале терапии — нормально, — считает она.
Психолог Мария согласна с этим:
— Делиться с незнакомым человеком переживаниями может быть довольно уязвимо, даже если у него есть нужный диплом. Поэтому специалисты с первой встречи прикладывают много усилий для создания доверительных отношений с клиентом: соблюдают конфиденциальность и другие этические принципы, поддерживают атмосферу неосуждения, проявляют уважение и заинтересованность, спрашивают и поощряют обратную связь от клиента.
Доверие складывается за счет того, что клиент делится переживаниями и встречает со стороны психолога понимающий отклик. Это создает ощущение безопасности и позволяет в дальнейшем рискнуть больше — доверить что-то еще.
Психолог не может сказать, как быстро установится доверие. На это влияют характер трудностей, с которыми обратился человек, личность клиента и навыки самого терапевта.
— В терапии в принципе не наступает момента, когда мы можем объявить: «Доверие сформировано!» — и облегченно выдохнуть. Даже если отношения клиента и терапевта глубоко доверительны, доверие — хрупкая штука, и работа, направленная на его поддержание, укрепление и при необходимости восстановление, не прекращается на протяжении всей терапии. Поэтому делиться с психологом переживаниями и сомнениями по поводу процесса терапии однозначно стоит. Грамотный специалист будет благодарен за обратную связь и открыт к обсуждению, — считает Мария Левинцова.
Екатерина Биенко предлагает очертить рамки тремя сеансами. Если после них есть чувство, что специалисту можно открыться, то стоит продолжать работу с ним.
Как в отношениях с другом или партнером, в общении с психологом важно проговаривать свои сомнения и обозначать, что вас не устраивает. Затем смотреть, как специалист отреагирует: объяснит ли свою мотивацию, сделает ли общение более комфортным.
На приеме у психолога нормально упоминать о «бывших» — предыдущих специалистах, если они были. Например, рассказать о неудачном опыте терапии. Это можно будет проговорить отдельно или учесть в дальнейшей работе.
С какими чувствами человек уходит с консультации
После сеанса могут оставаться разные эмоции: облегчение, покой, надежда, горечь, злость, решимость. Встречи могут быть напряженными, почувствовать после них усталость и опустошение — это нормально. Как нормально не видеть немедленного волшебного преображения жизни от одного разговора.
— В этой теме обнаруживаются две крайности. Миф о том, что терапия должна приносить исключительно облегчение и радость, и диаметрально противоположный взгляд на «успешную» сессию как на опыт превозмогания, где в невероятных муках рождаются инсайты и изменения, — говорит психолог Мария. — Истина находится где-то посередине.
В терапии человек сталкивается с дискомфортом — он вынужден вспоминать малоприятные части жизни и начинать изменения, которые чаще всего утомительным и непривычны.
— «Расстроенные чувства» не равны состоянию полной разобранности, отчаяния и безнадеги. Специалисту стоит помогать клиенту немного стабилизироваться к концу непростой встречи. Также может насторожить, если человеку в течение долгого времени стабильно хуже после встреч. Любое беспокойство о том, что клиент чувствует в процессе и после сессий, можно и нужно обсуждать со специалистом, — говорит Левинцова.
Сколько времени нужно работать с психологом
Чаще всего нельзя сказать, как долго продлится работа с запросом клиента и терапия в целом. Однако специалист может предложить клиенту обозначить число встреч, после которых следует свериться друг с другом и с целями терапии, принять решение о завершении или продолжении консультаций.
— А вот обещание, что за N встреч проблема клиента гарантированно разрешится, — скорее тревожный звоночек, потому что психологи вообще мало что могут гарантировать кроме того, что будут максимально стараться помочь человеку в рамках своих компетенций и ответственности, — предупредила Мария.
Сроки терапии могут меняться из-за смены запросов клиента, добавила Ксения:
— Бывает, что клиент пришел с одной ситуацией, и в процессе терапии, когда проблема разрешена, он понимает, что терапия ему помогает, и хочет разобраться с чем-то еще. Примерные сроки работы я обсуждаю на первой встрече. Спрашиваю клиента, сколько времени он готов посвятить процессу, обозначаю свое видение времени нашей работы с учетом его ситуации, и мы приходим к соглашению.
Что почитать по теме
Книгу Глена Габбарда и Евы Лестер «Психоаналитические границы и их нарушение» об этической стороне профессии психолога.
«Вы хотите поговорить об этом? Психотерапевт. Ее клиенты. И правда, которую мы скрываем от других и самих себя» — мемуары психотерапевта Лори Готтлиб.
«Долго, дорого, без иллюзий. Разговоры о психотерапии со скептиком» Ирины Млодик — скептический взгляд на психотерапию со специалистом.
Как комфортно расстаться с психологом
Подписчики групп взаимопомощи рекомендуют менять психолога, если его поведение кажется неэтичным или доверие долго не устанавливается. Уходить можно и от грамотного и этичного специалиста — если его подход кажется неблизким, а терапия не приносит результата.
С психологом лучше обсудить, чем вызвано желание прервать терапию. Возможно, он затронул какую-то травму, и это нужно проговорить, а может, он просто не подходит.
— Как специалист я прошу приходить и обсуждать все возникающие сомнения, желания и страхи. Но не все клиенты находят в себе для этого силы, — говорит Ксения. — Лучше, когда терапия заканчивается осознанно и с обоюдным пониманием, почему. А когда клиент принимает решение в одностороннем порядке — это обрыв терапии. Но бывают случаи, когда от некоторых специалистов лучше действительно бежать.
Этот текст — один из материалов рубрики «Поддерживающая среда» на «7х7». В подарок читателям редакция сделала телеграм-стикерпак с цитатами экспертов и героев предыдущих выпусков. Добавьте его бесплатно в свою коллекцию по ссылке.
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...